Аналитика и комментарии
Стратегия развития сегмента сбережений в РФ
Артём ГАНИЧЕВ, эксперт NBJ: НЕОБХОДИМО ТРАНСФОРМИРОВАТЬ СИСТЕМУ СБЕРЕЖЕНИЙ ГРАЖДАН – ТРЕБУЕТСЯ РАССТАНОВКА ПОНЯТНЫХ АКЦЕНТОВ НА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ УРОВНЕ
Проблема мисселинга финансовых продуктов в России имеет системный характер. В свою очередь, защита прав потребителей включает как реактивные методы, то есть работу с жалобами и обращениями, так и превентивные методы, то есть выявление потенциально недобросовестных практик продаж с последующим внесение поправок в нормативные акты. В условиях жёсткой конкуренции между однородными финансовыми продуктами агенты предпочитают продавать клиентам тот инструмент, который приносит им больше прибыли, а не тот, который наилучшим образом удовлетворяет потребности клиентов. Ситуацию может изменить закрепление на законодательном уровне конкретной специализации за каждым финансовым продуктом, считает наш постоянный эксперт, автор «Рейтинга сберегательных продуктов NBJ» Артём ГАНИЧЕВ.
Президент РФ Владимир Путин расставил приоритеты: повышение благосостояния и качества жизни людей – главная цель общенациональных планов России1. Для достижения обозначенной задачи, прежде всего, необходимо сформировать целостную систему приумножения средств граждан. Уже реализован определённый пакет мер: уделяется большое внимание финансовой грамотности населения (в т.ч. школьников), Центробанк оперативно публикует всевозможные реестры недобросовестных участников финансового рынка, непрерывно повышаются требования к раскрытию информации обо всех существенных параметрах финансового инструмента, вводятся «периоды охлаждения» и т.д.
При этом наиболее остро стоит вопрос о необходимости реформы в сфере регулирования и налогообложения с целью закрепления за каждым финансовым продуктом конкретной специализации. Немаловажным параметром является намеренное стимулирование ответственного долгосрочного накопления. Отсутствие внятной специализации порождает мисселинг, то есть «впаривание» наиболее выгодных для продавца продуктов, как правило, социально уязвимым слоям населения (студенты, пенсионеры, «синие воротнички», инвалиды).
Первым шагом видится законодательное разделение финансовых продуктов (именно инструментов для размещения клиентских средств) на «рисковые» и «сберегательные». Маркировка «сберегательный продукт» должна вызывать эмоциональную связку в головах потребителей, что их денежные средства полностью защищены в независимости от рыночной конъюнктуры, цен на нефть, направления ветра. Далее дискуссионным видится вопрос фиксации перечня «сберегательных» инструментов. Осмысленным решением представляется следующий список:
1. Банковские продукты (накопительный счёт, вклад). Наиболее консервативные финансовые сберегательные инструменты. Эффективны, преимущественно, для краткосрочных накоплений (см. подробнее Рейтинг сберегательных продуктов 2021 NBJ).
2. Инвестиционные продукты (розничные паевые инвестиционные Фонды – ОПИФ, БПИФ). Фонды денежного рынка и облигационные стратегии на корзину ценных бумаг инвестиционного рейтинга (исключительно российские эмитенты). В общем случае инвестиционный процесс повторяет размещение клиентских средств на банковском вкладе. Однако налогообложение доходов по Фондам является более либеральным на средне и долгосрочных горизонтах. Результатом является потенциально большая доходность по сравнению с банковскими инструментами на обозначенных сроках размещения средств.
3. Страховые продукты (НСЖ). По сравнению с инвестиционными и банковскими сберегательными продуктами также включают страховую защиту жизни и здоровья Клиента, важность наличия которой кратно повышается на долгосрочных горизонтах накоплений. Необходимо компенсировать плату за страховку налоговыми льготами. В сухом остатке выиграют обе стороны: Клиент застрахован и получает рыночный консервативный доход; Государство, в случае тяжелой болезни/смерти гражданина, застраховано от необходимости дополнительного финансирования.
Таким образом, Стратегия развития сегмента сбережения в РФ декомпозируется на следующие составные части:
Пояснения:
1. Банковские продукты (накопительный счёт, вклад). Текущие регулирование и налогообложение полностью соответствуют предлагаемой специализации инструмента в качестве эффективного продукта для краткосрочных накоплений.
2. Инвестиционный продукты (розничные паевые инвестиционные фонды – ОПИФ, БПИФ). Налоговая льгота в размере 2,5 % призвана, прежде всего, компенсировать затраты Клиентов на оплату инфраструктурных расходов Фонда. При этом национальная экономика привлекает длинные деньги с минимальной спекулятивной составляющей (в отличие от ИИС). Средний срок инвестиций в ПИФах, как правило, превышает 2 года в силу особенностей продукта. Немаловажным фактором является профессиональное управление средствами граждан в совокупности с законодательным требованием по диверсификации активов. Это минимизирует потери средств Клиентов вследствие неопытности, принятия импульсивных самостоятельных инвестиционных решений.
Важным элементом является создание системы страхования средств граждан по аналогии с банковскими вкладами. На данный момент, в силу закона (пп.2 п.7 ст.51 ФЗ-156 «Об инвестиционных фондах») запрещены гарантии будущей эффективности Фонда. Однако экстраполяция практики страхования средств на паевые фонды возможна. Требуется лишь установить дополнительные требования к составу активов таких Фондов. В результате, страховая защита, вероятно, обойдется дешевле, чем размер отчислений в систему страхования вкладов. Это в свою очередь повысит привлекательность Фондов за счёт гарантии возврата, как минимум, 100% первоначально инвестированного капитала.
3. Страховые продукты (НСЖ). Налоговая льгота в размере 5,0 % призвана компенсировать не только
комиссию за управление средствами, но и затраты на страхование жизни и здоровья Клиента. Очевидно, что потенциальными потребителями финансового продукта с горизонтом размещения средств более 3 лет являются зрелые люди. Таким образом, кратно повышается запрос как на повышенную доходность по сравнению с более короткими сроками инвестирования, так и на страхование дополнительных рисков.
В марте 2022 года вступает в силу Указание ЦБ РФ № 5968-у, которое, в частности, устанавливает требование по 100 % возврату средств Клиентам по риску дожития. Это означает, что в конце срока действия полиса страхователь, как минимум, получит доходность не менее 0 %. Откровенно говоря, малопривлекательный тезис, однако раньше не было и такой гарантии. Законодательная защита сбережений населения – давно назревшая общенациональная потребность.
Чем длиннее горизонт размещения средств, тем выше вероятность спроса на досрочное изъятие средств в силу обстоятельств непреодолимой силы (например, болезнь, рождение детей, покупка недвижимости и т.д.). Важнейшим элементом привлечения средств граждан в долгосрочные инструменты сбережения является высокая ликвидность средств. С другой стороны, в силу особенностей инвестиционного процесса, любое непредвиденное изъятие средств – это дополнительные комиссии и, в случае неблагоприятной рыночной конъюнктуры, дисконт к рыночной цене активов. Следовательно, налоговая льгота также частично призвана компенсировать дополнительные расходы по обеспечению ликвидности средств при возврате по первому требованию Клиента. Симметрично, предлагается установить перечень событий, которые могут быть основанием для досрочного изъятия (частичного/полного) средств без потерь. К таким событиям целесообразно отнести социально-значимые траты: на лечение, приобретение недвижимости, автомобиля, оплата
образования.
Особый акцент следует установить на признании неэффективности действующей модели ИИС на брокерских счетах в качестве инфраструктуры для привлечения долгосрочных розничных инвестиций. Уровень налогового вычета (Тип А – 13%, макс. сумма – 52 000 руб.) порождает скорее асимметрию в сфере здоровой конкуренции финансовых продуктов, при этом средства граждан зачастую инвестируются в ценные бумаги иностранных эмитентов. Соответственно, национальная экономика оплачивает рост инвестиций в зарубежные, в некотором смысле, конкурентные экономики. В то же время граждане самостоятельно осуществляют инвестиции, что автоматически означает, в большинстве своём, отсутствие специальных навыков и знаний. Результатом является совершение большого количества хаотичных сделок (т.н. «эффект толпы»). Это несёт двойную дозу негативных последствий: с одной стороны граждане тратят часть своих сбережений на комиссии брокеров, с другой – повышается волатильность финансового рынка. Текущая логика ИИС, скорее, стимулирует не долгосрочные инвестиции, а «заморозку» денежных средств на брокерском счёте на 3 года.
Трансформация налоговых льгот является значимой частью залога успеха в формировании привычки долгосрочного инвестирования и ответственного потребления. Предлагаемый налоговый манёвр (таблица) снижает расходную часть бюджета, устраняет асимметрию в распределении налоговых поступлений. В свою очередь, высвободившиеся ресурсы разумно направить на критически важные направления – пенсионное обеспечение граждан, медицинское обслуживание.
Чтобы добиться видимого прогресса в сфере повышения благосостояния населения необходимо трансформировать систему сбережений граждан. Это требует расстановки понятных акцентов на законодательном уровне. Важность вопроса повышается в условиях взросления населения: согласно половозрастной пирамиде РФ молодежи (25–35 лет) в предстоящее десятилетие будет становится всё меньше (от 7,1% в 2021 до 4,9% в 2031), а зрелых клиентов (40–50 лет) всё больше (от 6,9% до 8,3%). Видится разумным во главу угла поставить гражданина и его потребность сберечь заработанное. Это должно послужить отправной точкой в трансформации регулирования в сегменте сберегательных продуктов.
Дата подготовки материала: 21.02.2022
Текст: Артём Ганичев, эксперт, автор «Рейтинга сберегательных продуктов NBJ»
Материал также опубликован в печатной версии Национального Банковского Журнала (март 2022)