Аналитика и комментарии

21 июня 2021
 

NBJ представляет рейтинг сберегательных продуктов 2021

Прошлый 2020 год ознаменовался целым рядом краеугольных событий, которые в значительной степени повлияли на предпочтения клиентов в части размещения сбережений: непривычно низкий уровень ставок по депозитам (менее 5%), анонсирование ужесточения налогообложения процентных доходов, агрессивные рекламные кампании брокеров (в т.ч. с гарантией компенсации убытков) и т.п. На волне информационной шумихи некоторые аналитики пророчили закат эры доминирования банковских продуктов в сегменте сбережений физлиц. Другие специалисты однобоко освещали достоинства своего продукта, умалчивая о наличии существенных потенциальных рисков. Команда Национального Банковского Журнала (NBJ) проанализировала все условия по наиболее популярным сберегательным инструментам для открытого рынка и оценила каждый продукт по 5 параметрам: ожидаемая чистая доходность (30 баллов), ликвидность (здесь и далее по 5 баллов), гарантированность сбережений, комфортность и показатель «прочее». 
 
Ключевые выводы:
 
Банковские продукты:
 
1. Депозит сохраняет звание флагманского сберегательного продукта. Переход к нейтральной денежно-кредитной политике (ключевая ставка в диапазоне 5-6%) дополнительно укрепит позиции данного инструмента. Кроме того, только по депозитам (накопительным счетам) возможно относительно недорого (10-30 тыс. руб.) дополнительно повысить ставку за счет ежемесячных трат по карте Банка.
2. При продолжительном сохранении текущего паритета в доходностях сберегательных продуктов целесообразно ожидать роста объема привлеченных средств физлиц Банками по итогам 2021 г (как минимум в валюте рубли). 
3. Ключевая ставка (КС) за I полугодие 2021 года выросла на 1,25%, что позволило не только поднять ставки по депозитам до критически значимой психологической отметки в 5% и выше, но и снижает вероятность дальнейшего существенного повышения КС в краткосрочной перспективе, что, в свою очередь, стимулирует сберегателей фиксировать ставку.
4. Прогнозируется увеличение спреда в доходностях между вкладами и накопительными счетами (НС) в течение 2021 года относительно прошлогодних уровней. Данный тренд повлияет (отрицательно) на долю средств граждан, аккумулированных на накопительных счетах.
5. Стремительное развитие финансовых маркетплейсов потенциально открывает доступ Клиентам к широкому спектру депозитных предложений за одну регистрацию. Здесь возникает развилка в части стратегического позиционирования: фокус на конкуренцию ценой, либо создание штучного предложения на рынке. Первый вариант, вероятно, выберут средние и маленькие игроки. Второй – лидеры сегмента.
6. В 2020 году впервые была предпринята попытка запуска продукта-конкурента в сегменте сбережений со стороны компании-бигтеха на российском рынке. В этом свете своевременной выглядит реакция Банка России – публикация консультативного доклада «Экосистемы: подходы к регулированию».
 
Инвестиционные продукты:
 
1. Инвестиционные продукты занимают сильные позиции на рынке сберегательных инструментов, при этом обладая бо́льшим уровнем риска по сравнению с банковскими и страховыми продуктами. Компенсацией за принятые риски является потенциально более высокий уровень доходности.
2. В последнее время наблюдается устойчивый тренд в позиционировании рисковых инвестиционных продуктов (в частности, комбинированных ПИФов) в качестве эффективной альтернативы банковскому вкладу. Только за I квартал 2021 года количество пайщиков — физических лиц выросло более чем на 1 млн и достигло 3,56 млн человек. Основным поводом для беспокойства является отсутствие опции защиты капитала.
3. Чем длиннее срок размещения средств (> 1 года), тем более обоснованным становится выбор в пользу инвестиционных продуктов, в т.ч. за счет повышенной ожидаемой доходности, льготного режима налогообложения, меньшего уровня скидки при погашении паев, инвестиционных налоговых вычетов. 
4. Планируемое сокращение срока выдачи паев в ОПИФ и внедрение статуса ИИС-ПИФ помогут дополнительно повысить привлекательность Фондов в сегменте среднесрочных сберегательных инструментов. 
5. Для ОПИФ интересная ветка развития – внедрение опции защиты капитала (либо минимально гарантированной доходности) по аналогии с банковскими и страховыми продуктами. 
6. Маржа по инвестиционным продуктам, в среднем, выше, чем по банковским сберегательным продуктам. Отсюда наличие более широкого окна возможностей реализации разнообразных программ лояльности, в т.ч. внутри финансовой группы.
 
Страховые продукты:
 
1) Накопительное страхование жизни является уникальным сберегательным продуктом с точки зрения перечня покрытия различного рода рисков (защита капитала, (минимально) гарантированная доходность, страхование жизни и здоровья, юридическая неприкосновенность средств и т.п.).
2) В этой связи дискуссионным вопросом выглядит рекомендация ЦБ об ограничении продаж всех типов полисов НСЖ гражданам. На брокерском обслуживании неквалифицированным инвесторам доступны куда более рисковые инструменты.
3) Очевидно, что сегмент нуждается в калибровке – дальновидным решением является закрепление в явном виде и на законодательном уровне места и роли НСЖ в действующей экосистеме финансовых продуктов.
 
Налогообложение:
 
1. С 2021 года по новой схеме взимаются налоги с банковских вкладов (остатков на счетах) и с купонов по облигациям. В выигрыше от изменений остались ПИФы, т.к. Клиент не платит указанные налоги, владея паями. В свою очередь, в ПИФах может возникнуть ряд дополнительных расходов, которые снижают итоговую доходность: надбавка при приобретении пая, комиссия за управление, скидка при погашении пая, а также налог на прирост капитала.
2. Из-за особенностей порядка налогообложения процентных доходов (ст. 214.2 НК РФ) Клиент, открывший депозит/НС в середине календарного года (сроком на 1 год, сумма - 1 млн. руб.), не будет уплачивать налог*. Однако, повторяя данное действие на ежегодной основе, налогового бремени не избежать. При этом, если учесть размер максимального гипотетического налога (снижение чистой доходности на 0,19% для вклада, 0,03% для НС) в целях сопоставимости, позиции банковских продуктов в рейтинге не изменятся.
3. Режим налогообложения будет играть решающую роль в итоговой привлекательности сберегательных продуктов в условиях мягкой ДКП и, как следствие, сокращения межпродуктовых спредов в доходностях.
 
* Здесь речь идет о конкретных продуктах (депозит и НС) для открытого рынка, ценовые параметры которых использовались в подготовке рейтинга
 
Рынок сберегательных инструментов:
 
1. Текущее законодательство, режим налогообложения и основы регулирования закрепляют за каждым инструментом конкретную специализацию в сегменте сбережения физлиц. Банковские продукты – лидеры сегмента краткосрочных сбережений (≤1 года), инвестиционные – эффективны на среднесрочных горизонтах (2-4 года). Накопительное страхование жизни – это практически готовый продукт для стимулирования долгосрочных инвестиций и ответственного потребления. Произведя точечную калибровку (в частности, перечня разрешенных активов к инвестированию, размера налогового вычета, стандартных условий договора, порядка смены страховщика), данный инструмент выглядит наиболее рациональной опцией, в т.ч. по сравнению с индивидуальным инвестиционным счетом.
2. При сохранении действующего налогового законодательства и норм регулирования прогнозируется, что в ближайшие 1-2 года стоимость чистых активов (СЧА) розничных ПИФов превысит объем средств в индивидуальном ДУ (по итогам 2020 г. активы розничных Фондов – 800 млрд. руб., ДУ – 1,5 трлн. руб.). Основными драйверами указанного тренда являются разница в комиссиях и льготное налогообложение ПИФов.
3. Чем больше сумма сбережений, тем выше потребность в аллокации средств в различные финансовые продукты взамен выбора одного инструмента.
4. Клиентский путь и ментальная доступность финансового инструмента действительно имеют критическое влияние, поскольку разница в потенциальном доходе в 0,1-0,2% не столь весома, чтобы стимулировать клиента разбираться в новом для себя продукте.
5. Концепция рейтинга позволяет потребителю исключать малозначительные для него параметры, тем самым адаптируя ранжирование сберегательных продуктов под свои интересы и приоритеты.
 
Подводя итог, стоит помнить, что каждый продавец финансового продукта (будь то банк, страховая компания, управляющая компания и т.п.) имеет некий конфликт интересов и, строго говоря, не заинтересован в освещении невыгодных сторон продаваемого продукта. Таким образом, Клиенту полезно получать базовую информацию о потребительских свойствах фин. инструментов из источников, которые не пытаются что-то продать. Больше всего на эту роль подходит специальный проект Центрального Банка Российской Федерации – Финансовая культура (Fincult.info).
 
Резюмируя: все сберегательные продукты являются конкурентоспособными, обладая примерно одинаковым уровнем чистой доходности. Встречая ошеломляюще «выгодное» предложение вложить деньги, необходимо помнить выражение TANSTAAFL (There ain’t no such thing as a free lunch – Нет такого понятия, как бесплатный обед. – Прим. Ред.) и внимательно проанализировать, за счёт каких компромиссов может достигаться повышенный финансовый результат.
 
Поделиться:

Возврат к списку