Аналитика и комментарии
21 июня 2021
NBJ представляет рейтинг сберегательных продуктов 2021
Прошлый 2020 год ознаменовался целым рядом краеугольных событий, которые в значительной степени повлияли на предпочтения клиентов в части размещения сбережений: непривычно низкий уровень ставок по депозитам (менее 5%), анонсирование ужесточения налогообложения процентных доходов, агрессивные рекламные кампании брокеров (в т.ч. с гарантией компенсации убытков) и т.п. На волне информационной шумихи некоторые аналитики пророчили закат эры доминирования банковских продуктов в сегменте сбережений физлиц. Другие специалисты однобоко освещали достоинства своего продукта, умалчивая о наличии существенных потенциальных рисков. Команда Национального Банковского Журнала (NBJ) проанализировала все условия по наиболее популярным сберегательным инструментам для открытого рынка и оценила каждый продукт по 5 параметрам: ожидаемая чистая доходность (30 баллов), ликвидность (здесь и далее по 5 баллов), гарантированность сбережений, комфортность и показатель «прочее».
Ключевые выводы:
Банковские продукты:
1. Депозит сохраняет звание флагманского сберегательного продукта. Переход к нейтральной денежно-кредитной политике (ключевая ставка в диапазоне 5-6%) дополнительно укрепит позиции данного инструмента. Кроме того, только по депозитам (накопительным счетам) возможно относительно недорого (10-30 тыс. руб.) дополнительно повысить ставку за счет ежемесячных трат по карте Банка.
2. При продолжительном сохранении текущего паритета в доходностях сберегательных продуктов целесообразно ожидать роста объема привлеченных средств физлиц Банками по итогам 2021 г (как минимум в валюте рубли).
3. Ключевая ставка (КС) за I полугодие 2021 года выросла на 1,25%, что позволило не только поднять ставки по депозитам до критически значимой психологической отметки в 5% и выше, но и снижает вероятность дальнейшего существенного повышения КС в краткосрочной перспективе, что, в свою очередь, стимулирует сберегателей фиксировать ставку.
4. Прогнозируется увеличение спреда в доходностях между вкладами и накопительными счетами (НС) в течение 2021 года относительно прошлогодних уровней. Данный тренд повлияет (отрицательно) на долю средств граждан, аккумулированных на накопительных счетах.
5. Стремительное развитие финансовых маркетплейсов потенциально открывает доступ Клиентам к широкому спектру депозитных предложений за одну регистрацию. Здесь возникает развилка в части стратегического позиционирования: фокус на конкуренцию ценой, либо создание штучного предложения на рынке. Первый вариант, вероятно, выберут средние и маленькие игроки. Второй – лидеры сегмента.
6. В 2020 году впервые была предпринята попытка запуска продукта-конкурента в сегменте сбережений со стороны компании-бигтеха на российском рынке. В этом свете своевременной выглядит реакция Банка России – публикация консультативного доклада «Экосистемы: подходы к регулированию».
Инвестиционные продукты:
1. Инвестиционные продукты занимают сильные позиции на рынке сберегательных инструментов, при этом обладая бо́льшим уровнем риска по сравнению с банковскими и страховыми продуктами. Компенсацией за принятые риски является потенциально более высокий уровень доходности.
2. В последнее время наблюдается устойчивый тренд в позиционировании рисковых инвестиционных продуктов (в частности, комбинированных ПИФов) в качестве эффективной альтернативы банковскому вкладу. Только за I квартал 2021 года количество пайщиков — физических лиц выросло более чем на 1 млн и достигло 3,56 млн человек. Основным поводом для беспокойства является отсутствие опции защиты капитала.
3. Чем длиннее срок размещения средств (> 1 года), тем более обоснованным становится выбор в пользу инвестиционных продуктов, в т.ч. за счет повышенной ожидаемой доходности, льготного режима налогообложения, меньшего уровня скидки при погашении паев, инвестиционных налоговых вычетов.
4. Планируемое сокращение срока выдачи паев в ОПИФ и внедрение статуса ИИС-ПИФ помогут дополнительно повысить привлекательность Фондов в сегменте среднесрочных сберегательных инструментов.
5. Для ОПИФ интересная ветка развития – внедрение опции защиты капитала (либо минимально гарантированной доходности) по аналогии с банковскими и страховыми продуктами.
6. Маржа по инвестиционным продуктам, в среднем, выше, чем по банковским сберегательным продуктам. Отсюда наличие более широкого окна возможностей реализации разнообразных программ лояльности, в т.ч. внутри финансовой группы.
Страховые продукты:
1) Накопительное страхование жизни является уникальным сберегательным продуктом с точки зрения перечня покрытия различного рода рисков (защита капитала, (минимально) гарантированная доходность, страхование жизни и здоровья, юридическая неприкосновенность средств и т.п.).
2) В этой связи дискуссионным вопросом выглядит рекомендация ЦБ об ограничении продаж всех типов полисов НСЖ гражданам. На брокерском обслуживании неквалифицированным инвесторам доступны куда более рисковые инструменты.
3) Очевидно, что сегмент нуждается в калибровке – дальновидным решением является закрепление в явном виде и на законодательном уровне места и роли НСЖ в действующей экосистеме финансовых продуктов.
Налогообложение:
1. С 2021 года по новой схеме взимаются налоги с банковских вкладов (остатков на счетах) и с купонов по облигациям. В выигрыше от изменений остались ПИФы, т.к. Клиент не платит указанные налоги, владея паями. В свою очередь, в ПИФах может возникнуть ряд дополнительных расходов, которые снижают итоговую доходность: надбавка при приобретении пая, комиссия за управление, скидка при погашении пая, а также налог на прирост капитала.
2. Из-за особенностей порядка налогообложения процентных доходов (ст. 214.2 НК РФ) Клиент, открывший депозит/НС в середине календарного года (сроком на 1 год, сумма - 1 млн. руб.), не будет уплачивать налог*. Однако, повторяя данное действие на ежегодной основе, налогового бремени не избежать. При этом, если учесть размер максимального гипотетического налога (снижение чистой доходности на 0,19% для вклада, 0,03% для НС) в целях сопоставимости, позиции банковских продуктов в рейтинге не изменятся.
3. Режим налогообложения будет играть решающую роль в итоговой привлекательности сберегательных продуктов в условиях мягкой ДКП и, как следствие, сокращения межпродуктовых спредов в доходностях.
* Здесь речь идет о конкретных продуктах (депозит и НС) для открытого рынка, ценовые параметры которых использовались в подготовке рейтинга
Рынок сберегательных инструментов:
1. Текущее законодательство, режим налогообложения и основы регулирования закрепляют за каждым инструментом конкретную специализацию в сегменте сбережения физлиц. Банковские продукты – лидеры сегмента краткосрочных сбережений (≤1 года), инвестиционные – эффективны на среднесрочных горизонтах (2-4 года). Накопительное страхование жизни – это практически готовый продукт для стимулирования долгосрочных инвестиций и ответственного потребления. Произведя точечную калибровку (в частности, перечня разрешенных активов к инвестированию, размера налогового вычета, стандартных условий договора, порядка смены страховщика), данный инструмент выглядит наиболее рациональной опцией, в т.ч. по сравнению с индивидуальным инвестиционным счетом.
2. При сохранении действующего налогового законодательства и норм регулирования прогнозируется, что в ближайшие 1-2 года стоимость чистых активов (СЧА) розничных ПИФов превысит объем средств в индивидуальном ДУ (по итогам 2020 г. активы розничных Фондов – 800 млрд. руб., ДУ – 1,5 трлн. руб.). Основными драйверами указанного тренда являются разница в комиссиях и льготное налогообложение ПИФов.
3. Чем больше сумма сбережений, тем выше потребность в аллокации средств в различные финансовые продукты взамен выбора одного инструмента.
4. Клиентский путь и ментальная доступность финансового инструмента действительно имеют критическое влияние, поскольку разница в потенциальном доходе в 0,1-0,2% не столь весома, чтобы стимулировать клиента разбираться в новом для себя продукте.
5. Концепция рейтинга позволяет потребителю исключать малозначительные для него параметры, тем самым адаптируя ранжирование сберегательных продуктов под свои интересы и приоритеты.
Подводя итог, стоит помнить, что каждый продавец финансового продукта (будь то банк, страховая компания, управляющая компания и т.п.) имеет некий конфликт интересов и, строго говоря, не заинтересован в освещении невыгодных сторон продаваемого продукта. Таким образом, Клиенту полезно получать базовую информацию о потребительских свойствах фин. инструментов из источников, которые не пытаются что-то продать. Больше всего на эту роль подходит специальный проект Центрального Банка Российской Федерации – Финансовая культура (Fincult.info).
Резюмируя: все сберегательные продукты являются конкурентоспособными, обладая примерно одинаковым уровнем чистой доходности. Встречая ошеломляюще «выгодное» предложение вложить деньги, необходимо помнить выражение TANSTAAFL (There ain’t no such thing as a free lunch – Нет такого понятия, как бесплатный обед. – Прим. Ред.) и внимательно проанализировать, за счёт каких компромиссов может достигаться повышенный финансовый результат.
25 октября 2024
24 октября 2024
22 октября 2024
25 октября 2024
24 октября 2024
24 октября 2024
24 октября 2024