Аналитика и комментарии

14 января 2022

Высокая инфляция является головной болью не только для РФ, но и для большинства стран мира – Coface

2021 год, как и предыдущий, прошел под знаком пандемии, однако если в 2020-м она воспринималась как глобальное стихийное бедствие, то в прошлом году – уже, скорее, как досадная помеха для возвращения к нормальной жизни. Бизнес и общество приспособились к карантинным мерам и локдаунам, но этим вызовы не ограничились: мир столкнулся с глобальными логистическими перебоями, дефицитом сырья и базовых компонентов, стихийными бедствиями и рекордной инфляцией. Эксперты международной группы Coface, специализирующейся на управлении рисками и торговом страховании, решили посмотреть, на какой ноте мировой и отечественный рынки завершили 2021 год и с каким багажом встретили 2022-й.

Глобальные экономические тенденции

Из-за глобального дефицита базовых компонентов и материалов в 2021 году резко выросли темпы инфляции по всему миру. На фоне быстрой посткризисной «разморозки» глобальной экономики спрос на товарных рынках стал превышать предложение, из-за чего цены стали быстро увеличиваться. При этом, однако, возникновение дефицита вряд ли можно считать неожиданностью: оценивая события в ретроспективе, можно сказать, что иначе и быть не могло.

Пандемия COVID-19 спровоцировала сильнейшую со времен Второй мировой войны рецессию – при этом глобальную, не ограниченную отдельными рынками или регионами, как это было, например, в период кризиса 2009 года. Так как рынки почти одновременно ушли в рецессию, то и восстанавливаться в начале 2021 года они стали соответственно, по мере того как кампании по вакцинации разворачивались все шире, а карантинные меры постепенно смягчались. Глобальный спрос на базовое сырье и компоненты на фоне этого подъема рынков вырос до рекордных отметок, но проблема состоит в том, комментируют в Coface, что предложение на товарных рынках просто не может расширяться так же быстро.

В качестве примера можно привести индустрию производства полупроводников – чипов, которые используются практически во всей современной технике и электронике. Из-за резкого спроса на потребительскую электронику и компьютерную технику полупроводники оказались в большом дефиците. При этом средний срок ввода новых производственных линий в эксплуатацию составляет год-полтора, и еще до трех лет может понадобиться на то, чтобы отладить крайне сложные производственные процессы до надлежащего уровня качества – в первое время около половины сходящих с конвейера чипов могут быть непригодными к использованию. Эксперты Coface ожидают, что «полупроводниковый кризис» начнет смягчаться не раньше, чем во второй половине этого года, но некоторые отрасли – например, автопром – уже настроились, что интегральные схемы будут в дефиците весь год.

Не последнюю роль в поддержании посткризисного дефицита сырья и компонентов играет неравномерное возобновление деятельности производственных мощностей от страны к стране: где-то карантины сняты полностью или почти полностью, а где-то производители до сих пор не могут вернуться к привычному режиму работы.

Добавляют проблем экстремальные погодные явления: наводнения, засухи, лесные пожары и так далее. Так, например, сильная засуха на Тайване, на который приходится больше половины глобального производства чипов, стала серьезным вызовом для главного производителя – компании TSMC: ее представители сообщали, что для нормальной работы предприятию требуется более 150 тысяч тонн воды в день. Европа столкнулась с противоположной проблемой – наводнениями, ущерб от которых в одной только Германии оценивается в 29,2 млрд евро. Так как проблему климатических изменений, с которыми чаще всего связывают рост частоты стихийных бедствий, невозможно решить за год, можно ожидать, что погода будет осложнять жизнь мирового рынка и в этом году, отмечают в Coface.

Будто этого мало, огромную сумятицу на мировые рынки вносит главная кладовая всего мира – Китай. Власти КНР проводят политику нулевой терпимости к коронавирусу – отчасти затем, чтобы не поставить под угрозу срыва Зимние Олимпийские игры, которые должны начаться в Пекине уже в феврале. Как только компетентные органы фиксируют буквально несколько заражений, они тут же вводят жесткие локдауны, которые зачастую затрагивают миллионы здоровых жителей – и, что важно, из-за которых оказываются закрыты порты.

В результате возникают перебои в движении грузовых контейнеров, которые по цепочке перекидываются от порта к порту, в том числе за границей. Кроме того, очень часто экипажи заграничных кораблей оказываются привиты вакцинами, которые не сертифицированы в конкретном регионе. Если, к примеру, в европейский порт прибывает экипаж, привитый одной из китайских вакцин, ему не дают разрешения на выход на сушу, что сильно осложняет задачу разгрузки привезенного груза.

Наконец, определенную долю хаоса на мировой рынок вносит ограничение Поднебесной объемов энергопотребления в стране. Решение властей Китая взяться за рубильник обусловлено двумя причинами: во-первых – стремлением улучшить экологическую обстановку, чтобы на Олимпиаде в Пекине спортсмены соревновались под голубым небом, а во-вторых – перебоями в производстве угля, необходимого для выработки энергии, на фоне локдаунов. В результате промышленное производство в Китае не может набрать полный ход, а из-за этого страдают все потребительские отрасли и все страны мира.

Дефицит сырья и базовых компонентов будет «подогревать» инфляцию до тех пор, пока посткризисный ажиотаж на мировом рынке не уляжется. Это, вероятнее всего, произойдет только после того, как предприятия по всему миру вернутся к привычному режиму работы, а новые производственные мощности, призванные удовлетворить повышенный спрос, будут введены в эксплуатацию.

Россия: динамика банкротств приятно удивляет

Одной из главных тем отечественной макроэкономической повестки в 2021 году был резкий рост темпов инфляции – эта же проблема продолжает тревожить рынок и сейчас. В годовом выражении темпы инфляции разогнались более чем до 8% – до отметки вдвое выше целевого значения банка России. Впрочем, высокая инфляция, как отмечалось выше, остается головной болью не только для РФ, но и для большинства стран мира.

В попытке обуздать инфляцию Банк России на заседании 17 декабря повысил ключевую ставку в седьмой раз за год – и сразу на 100 базисных пунктов, до 8,5% годовых. Это, комментируют аналитики Coface, поспособствует замедлению темпов инфляции, но вместе с тем снизятся и темпы рыночного роста в этом году, так как потребители и бизнес в условиях удорожания кредитов и повышения ставок по банковским депозитам наверняка переключатся на «сберегательную» модель поведения.

Рубль по итогам года продемонстрировал нетипичную для него в столь турбулентные времена стабильность и даже укрепился по отношению к доллару и евро. Этому, отмечают в Coface, во многом поспособствовали высокие цены на мировых сырьевых рынках на фоне глобального «дефицита всего».

Продолжает приятно удивлять динамика банкротств. В начале года эксперты кампании прогнозировали, что осенью страну может захлестнуть волна «кризисных» банкротств: дело в том, отмечали аналитики, что антикризисный мораторий на возбуждение процедур банкротства по инициативе кредиторов истек в январе 2021 года, а дела о банкротстве в РФ рассматриваются в среднем не меньше пяти-семи месяцев, поэтому как раз осенью можно было ожидать всплеска решений о признании банкротами компаний, пострадавших от пандемического кризиса.

«Несмотря на безрадостные прогнозы, по итогам первых девяти месяцев 2021 года число банкротств выросло всего на 0,2% к аналогичному периоду 2020 года. По сравнению с аналогичным периодом докризисного 2019 года число корпоративных банкротств даже снизилось – на целых 18,8%. При этом, однако, число намерений кредиторов обратиться в суд с заявлениями о банкротстве по итогам девяти месяцев 2021 года превысило число банкротств за тот же период в 3,3 раза, тогда как в 2020 году число намерений было лишь в 2,6 раза выше, чем количество банкротств. Это означает, что в начале 2022 года рынок может столкнуться с ростом частоты банкротств», – подводит итог Василий Чекулаев, генеральный директор Coface Россия.

 

Поделиться:
 

Возврат к списку