Аналитика и комментарии

29 декабря 2021

Кирилл СОЛКАН, JTC, Филипп ЛИТВИНЕНКО, МКБ Цифровая стратегия банков 2022–2025

В гостях у спецпроекта NBJ и радио MediaMetrics побывали Кирилл Солкан, директор по продажам компании JTC, создающей системы ДБО и ЭДО, и Филипп Литвиненко, директор департамента транзакционных продуктов и привлечения ресурсов МКБ.

Коробочные системы ДБО появились более 20 лет назад, и уже достигнут предел их возможностей. Что делать банкам, которые хотят индивидуальности? Почему ряд банков идёт по пути создания собственных систем ДБО? Каковы уникальные запросы от крупных корпоративных клиентов? Как будут развиваться дистанционные сервисы на рубеже 2022–2025 годов? Об этом и многом другом они поговорили в эфире программы «Деловой гамбит» с её ведущей Екатериной Ярцевой.

Е. Ярцева: Добрый вечер, дорогие друзья. Сегодня мы поговорим о том, какие задачи стоят перед банками в эпоху цифровизации, какие требования им выдвигают крупные корпоративные клиенты, как разработчик помогает решать эти задачи, и какую роль во всём этом играет государство. Начнём с текущей ситуации на рынке с ДБО: что происходит, какие тенденции?

К. Солкан: История систем ДБО начинается в 90-е годы, когда появилось несколько разработчиков, предлагающих так называемые «коробочные» решения, и на сегодняшний день эти системы достигли предела своих возможностей. И всё чаще банки идут по пути использования так называемых «спецверсий», а банки, которые хотят получить индивидуальность, идут по пути создания in house систем ДБО.

Ф. Литвиненко: Соглашусь с Кириллом. Банки и клиенты развивались, и требования к системам ДБО повышались. Сложно, имея коробочную версию, удовлетворять потребности клиентов. Сейчас на нашем рынке всё меньше и меньше крупных банков, которые бы использовали коробочное решение, скорее, это индивидуальные продукты.

Е. Ярцева: Индивидуальная инхаус-разработка…

К. Солкан: Да, многие банки идут по пути инхаус-разработки, и такой подход набирает обороты, потому что коробочные версии не удовлетворяют потребностям банка, а спецверсии – это достаточно длительная, дорогостоящая разработка и сильная зависимость от одного вендора.

Е. Ярцева: Кто может себе позволить инхаус-разработку?

Ф. Литвиненко: Пожалуй, первая 20-ка себе такую разработку может позволить, но здесь есть несколько рисков. Мы можем столкнуться с тем, что через n-ное количество лет всё, что так кропотливо, долго и дорого делали, просто возьмёт и устареет. А второй риск, на мой взгляд, заключается в том, что как только мы сколотили какую-то команду разработки внутри банка, нам понадобится огромное усилие для того, чтобы эту команду удержать, и чтобы она сквозь годы продолжала работать в банке. Инхаус-разработка позволяет делать всё, что хочет банк, функции и фичи, которые просят клиенты, но рано или поздно это захлёбывается, и ты получаешь много проблем.

Е. Ярцева: Возможно, собственнаяразработка – это, отчасти, PR-активность. Что же делать, какой выход?

К. Солкан: С одной стороны, может быть, это веяния времени: крупнейшие технологические банки 5–10 лет назад пошли по пути самостоятельной разработки и добились больших успехов, и это послужило примером для других. С другой стороны, желание владеть инхаус обусловлено тем, что банки за десятилетия поднаелись работать с одним и тем же вендором. Альтернатив в виде готовых систем ДБО на рынке нет, и банки выбирают путь кастомной разработки.

Е. Ярцева: Коробочные решения уже прошли пик своих возможностей, но одновременно с этим у банков существует какое-то недоверие к новым компаниям и решениям, которое выражается в том, что «раз мне мой основной вендор не может помочь, то как же мне тогда помогут другие».

Ф. Литвиненко: Я человек прогрессивный и всегда с большим интересом смотрю на новых игроков на рынке. Я за то, чтобы новые компании на рынке появлялись, они этот рынок освежают, они повышают конкуренцию, и всё это очень хорошо, потому что в результате растёт качество решений. Когда ты работаешь с одним монопольным вендором или олигополией, в итоге получаешь стагнацию. Как Кирилл верно отметил, коробочные системы дошли до своего пика развития. Поэтому я категорически приветствую появление новых решений.

Е. Ярцева: Давайте поговорим о клиентах банков, они же у нас драйверы всей ситуации развития, трансформации, что они хотят, какие у них пожелания, чего им не хватает?

Ф. Литвиненко: Я бы сейчас классифицировал в части ДБО пожелания клиентов следующим образом – во-первых, есть ряд крупных компаний, это холдинги с разветвлённой структурой, которые вообще отказываются от интернет-банков и переходят уже на прямую интеграцию своих учётных систем с банками через защищённый канал.

Вторая категория – это те клиенты, которые привыкли к традиционной системе, интернет-банку, но от неё требуют производительности, более удобного дизайна, каких-то надстроек, которые позволят не только платёжки отправлять, но и работать с документами валютного контроля, проводить конверсионные операции в режиме онлайн, контролировать бюджет.

К. Солкан: Мы всё больше и больше видим запросов от банков на автоматизацию сложных продуктов, таких как кэш-менеджмент, банковское сопровождение контрактов, управление финансовыми потоками группы компаний, контроль исполнения бюджета.

Е. Ярцева: Значит ли это, что коро­бочные решения вообще уйдут в небытие или всё-таки нет?

Ф. Литвиненко: Думаю, отчасти. Мне кажется, что менее крупным банкам дороговато иметь какую-то собственную разработку или на готовой платформе что-то делать, возможно, им проще купить готовое коробочное решение.

К. Солкан: Здесь важно сделать акцент на дизайне. Требования к интерфейсам в последние годы существенно изменились, это становится ключевым фактором при выборе банка-партнёра. Облачные и коробочные решения в разных банках выглядят одинаково, у них одинаковый интерфейс. Это никак не способствует привлечению новых и повышению лояльности текущих клиентов. Банк МКБ уделяет интерфейсам большое внимание, и именно поэтому банк решил провести редизайн своей системы ДБО.

Ф. Литвиненко: У нас большие планы на модернизацию системы, наша текущая основная система интернет-банка – инхаусная, она создавалась несколько лет назад, и сейчас мы подошли к тому, что её необходимо улучшать и обновлять. С компанией JTC мы первый этап такого сотрудничества уже прошли, нам ребята сделали очень крутой современный дизайн.

К. Солкан: У нас в JTC этому уделено большое внимание, у нас своя дизайн-студия, своя дизайн-лаборатория, которая создаёт крутые интерфейсы. Мы создаём уникальные интерфейсы для своей линейки продуктов Salto и реализуем проекты по разработке дизайна для любых систем.

Е. Ярцева:Мы будем упоминать госу­дарство, может быть, какие-то слова благодарности регулятору?

Ф. Литвиненко: Регулятору всегда только слова благодарности.

К. Солкан: В последние годы появилось несколько перспективных сервисов. Например, цифровой профиль гражданина. У нас такие решения есть, они позволяют упростить клиентский путь, банк получает все сведения о физическом лице с портала Госуслуг. Это существенно упрощает скоринг, а для клиента это не заполнение кипы бумаг, а два раза нажать мышку на сайте банка. Сервисы появляются, интересные, их нужно в банках безусловно внедрять, такие решения облегчают жизнь и клиенту, и банку.

На фото: Екатерина Ярцева (MediaMetrics), Филипп Литвиненко (МКБ), Кирилл Солкан (JTC)

Материал также опубликован в печатной версии Национального банковского журнала №12 (206) декабрь 2021

Поделиться:
 

Возврат к списку