Аналитика и комментарии
Импортозамещение: что мешает банкам перейти на отечественное ПО и какие задачи решает платформа Optimacros
По данным АРПП «Отечественный софт» за 2023 год, из России «ушли» более 200 зарубежных вендоров и 2 000 решений, в том числе программное обеспечение для банков. Эксперты ИТ-компании OptiTeam в материале специально для Национального банковского журнала (NBJ) рассказывают, как сегодня развивается импортозамещение в финансовом секторе, как регулируется ситуация «сверху», и почему, несмотря на ультимативный тон государства, еще не все крупные игроки отрасли перешли на отечественный программный продукт.
Ситуация-2022: половина софта в банках – иностранного производства
Представим, что на дворе 2014 год. В арсенале любого уважающего себя банка – большой набор систем и инструментов для решения разноплановых задач. Причем западных продуктов в этом списке больше, чем отечественных. Для бухгалтерского учета и формирования бюджета кредитной организации используется SAP и 1С, для операционного планирования и бизнес-планирования – Anaplan и Oracle Hyperion, для управления базами данных – Oracle Database и Microsoft SQL Server, а также ряд узкопрофильных систем (например SAS ABM). Сформирован стабильный цифровой контур, который работает как часы.
Но геополитическая ситуация в стране меняется, и назревает необходимость импортозамещения программного обеспечения. Сначала о замене иностранного софта «наверху» говорят мягко и рекомендательно. Но постепенно растут риски использования ПО «уходящих вендоров». Одни из них приостанавливают поддержку и выпуск обновлений, другие отключают доступ.
Согласно исследованию Kept, доля иностранного софта, который в 2022 году использовали крупные финансовые организации (банки в том числе), составляла 50%. Поэтому именно в финансовом секторе вопрос импортозамещения стоял и по-прежнему стоит остро. А с учетом того, что банки относятся к объектам критической информационной инфраструктуры (КИИ), к ним предъявляются особо жесткие требования по срокам перехода на отечественное альтернативное ПО. Так, по указу президента №166, банки и другие объекты КИИ должны провести импортозамещение программного обеспечения к 1 января 2025 года.
Очевидно, что импортозаместиться к указанной дате банки не успевают. Весной 2024 года Ассоциация банков России обратилась к ЦБ и профильным министерствам с просьбой об отсрочке указа. А вдобавок к этому попросила предоставить покупателям российского ПО налоговые льготы либо упростить бюрократические процедуры. Никакой реакции властей до сих пор не последовало.
Что мешает банкам перейти на отечественное ПО, и почему идеального ИТ-решения нет
Банки заинтересованы в том, чтобы уйти от иностранных вендоров, которые свернули свою деятельность в России. Продукты постепенно устаревают, без обновлений и поддержки они перестают удовлетворять запросам бизнеса и не соответствуют требованиям информационной безопасности. Но есть ряд факторов, которые тормозят импортозамещение, банки сталкиваются с ними уже не первый год.
Затянувшаяся разработка собственного ПО
После ухода иностранных вендоров часть крупных банков пошла по пути разработки собственных ИТ-решений, которые бы отвечали потребностям организации и интегрировались с существующими системами. Это трудоемкий и дорогостоящий путь, который влечет за собой расширение штата ИТ-специалистов или выделение большего бюджета на заказную разработку.
Самописное программное обеспечение для банков отлично решает точечные задачи. Но объединить всё разнообразие такого ПО в одну большую экосистему взаимосвязанных разработок проблематично. Часто пробуксовки возникают на этапах интеграции и тестирования самописного решения. Они могут занять несколько месяцев или несколько лет. В конечном счете разработка собственного решения затягивается на длительный период и выходит за рамки изначально отводимых сроков.
Недостаточный бюджет
По данным газеты «Коммерсантъ», эффективнее всего с импортозамещением справляются крупные банки, у которых есть бюджеты на замену зарубежного ПО и оборудования. Осенью 2023 года уровень импортозамещения в таких банках достиг 60%. Небольшие финансовые организации со скромными бюджетами пока не могут похвастаться серьезными успехами. Доля замещения иностранного софта в них – 15%.
Нет альтернативного программного обеспечения для банков
Одна из причин, почему банки не спешат переходить на отечественный софт, это отсутствие аналогов ПО, которые бы удовлетворяли искушенным запросам по функциональности, производительности и отказоустойчивости. Казалось бы, прикладных ИТ-решений на российском рынке достаточно. Системы класса CRM, CPM, BPM, ERP отечественного «розлива» уже вышли на тот уровень зрелости, который позволяет им конкурировать с западными аналогами. Но каждое из этих решений всё равно обладает ограниченным функционалом. Идеального инструмента, который бы закрывал одновременно все задачи, просто нет.
Большинство крупных финансовых организаций собирают паззл из нескольких отечественных ИТ-решений. Если раньше в SAP или Oracle можно было сделать всё, то теперь для каждой задачи – свой продукт. Хранилище «переехало» в PostgreSQL, бухучет – в 1С, а бизнес-планирование и подготовка бюджета – в Optimacros.
Комментирует Дамир Абилов, партнер консалтинговой практики ИТ-компании OptiTeam: «Банковская отрасль всегда оперативнее других реагирует на критические факторы и гибко подстраивается под них в зависимости от потребностей. В 2022 году появился технологический риск и, чтобы смягчить его, кредитные организации начали внедрять унифицированные программные решения «5 в 1», которые способны:
· интегрироваться с высоконагруженными хранилищами данных;
· управлять и редактировать (нормативно-справочную информацию (НСИ);
· быстро рассчитывать и формировать отчетность (бухгалтерскую, управленческую, ad-hoc);
· выполнять функции BI-системы и отчетных модулей;
· проводить моделирование и сценарное планирование.
Такие решения чаще всего базируются на OLAP – технологии многомерной аналитики данных. Именно она лежит в основе российского программного продукта Optimacros, который наиболее подходит для решения описанных задач».
Какие задачи банков решает платформа Optimacros, и почему она может заменить сразу несколько профильных ИТ-продуктов
Optimacros – российская платформа, которая сочетает в себе функциональность систем разных классов (BI, CPM/EPM) и может заменить многие западные аналоги (и Anaplan в частности). Это программное обеспечение для банков, по сути, является экосистемой решений, которые закрывают задачи бизнес-планирования, формирования отчетности и ее трансформации, портфельного анализа и формирования аналитических данных для принятия решений.
Благодаря low-code-технологии система нетрудоемка во внедрении и настройке. По опыту компании OptiTeam, внедрение Optimacros в компаниях банковского сектора занимает в среднем от 6 до 12 месяцев.
Платформ решает задачи нескольких департаментов – финансового, розничного и корпоративного бизнеса, казначейства, операционного, HR, маркетинга и т.д. Например, проводить подготовку бизнес-плана и трансформацию МСФО, формировать консолидацию по банковской группе компаний, рассчитывать достаточность капитала банка и строить стресс-сценарии, контролировать капитальные и операционные затраты (CAPEX/OPEX), планировать ФОТ и затраты на персонал, управлять маркетинговыми мероприятиями.
Рассмотрим несколько решений на базе Optimacros, которые пользуются популярностью в финансовом секторе.
Консолидация и трансформация по МСФО
Optimacros снижает трудозатраты и минимизирует риски неточностей при трансформации отчетности РСБУ в стандарты МСФО. Система гибко настраивается под методологию банка, становится интуитивно понятной. Появляется прозрачность в детализации данных: сотрудники больше не строят догадки и не тратят время на то, чтобы узнать, как получилась та или иная цифра.
Система интегрируется с корпоративным хранилищем и автоматически загружает из него необходимые первичные данные, формирует отчетные формы (баланс, отчет о прибылях и убытках и т.д.) за выбранный период. Итоговая информация может быть представлена как в виде таблицы, так и в виде графика:
Благодаря Optimacros консолидация и трансформация отчетности превращается в управляемый и прозрачный бизнес-процесс, становится легко контролировать статус работ. Как отмечают сами банковские работники, у них появляется удобный инструмент для корректировки отчетности, формирования примечаний и отслеживания изменений.
Финансовое планирование и анализ (FP&A)
Каждому банку важно иметь единое финансовое пространство для анализа, бизнес-планирования и консолидации данных. Optimacros бесшовно интегрируется с корпоративным хранилищем, фронт-системами и другим программным обеспечением для банков, автоматически извлекает из них необходимые данные, собирает информацию в одном месте.
В системе можно настроить ролевой доступ, чтобы у каждого подразделения было свое рабочее пространство с тем или иным набором инструментов. Так, сотрудники финансового блока могут формировать отчетные формы, планировать показатели, настраивать механизм аллокации расходов по бизнес-направлениям вплоть до продукта.
Так выглядит главное меню модели FP&A – виртуальное рабочее место сотрудника, откуда он может попасть в разные функциональные блоки:
Если необходима система согласования, в Optimacros ее так же можно реализовать. Маршруты настраиваются в зависимости от роли пользователя и уровней доступа. Это повышает контроль над процессом согласования и ускоряет утверждение бизнес-планов.
Это далеко не все возможности экосистемы решений Optimacros в банках. Если вы хотите узнать больше об автоматизации процессов планирования с помощью российской CPM/IBP-платформы, оставьте запрос на сайте. Менеджеры OptiTeam обязательно свяжутся и расскажут о том, чем может быть полезна система применительно к вашим задачам и как оперативно ее получится внедрить. Всё-таки 1 января 2025 года уже близко, а регуляторы не собираются ослаблять требования по импортозамещению, предъявляемые к банкам.