Аналитика и комментарии

08 ноября 2022
 

Дмитрий АЛЕКСЕЕВ, «АТМОСФЕРА»: «Мы хотим создать новый для рынка продукт – white label банкомат»

Дмитрий АЛЕКСЕЕВ, директор по продажам группы компании «Атмосфера», в интервью Национальному банковскому журналу рассказал о специфике деятельности своей организации, о планах на будущий год и поделился своим мнением о новых вызовах и возможностях, которые открывает сегодняшняя реальность.

NBJ: Дмитрий, расскажите, пожалуйста, чем занимается ваша компания на рынке…

Д. АЛЕКСЕЕВ: Группа компаний «Атмосфера» – это инфраструктурная организация, которая занимается сервисом банковского оборудования, в первую очередь, банкоматов. Бренд «Атмосфера» достаточно нов, он появился в марте 2022 года в связи с прекращением деятельности компаний «Diebold Nixdorf» в России. Недавно, в сентябре, к нашей группе компаний присоединился ещё один значимый игрок рынка – Терион-М Сервис (ТМ Сервис). Подчеркну, что для нас это значимое приобретение.

Сейчас у нас на сервисе порядка 26 тысяч банкоматов. Мы выстраиваем единую сеть, которая предполагает использование единых CRM-систем и координационных структур в связи с необходимостью использования единой системы складов, логистики, управления запасами. При этом главные активы «Атмосферы» – это полевые инженеры, которые непосредственно выполняют заявки клиентов по неисправному оборудованию.

Первоначально «Атмосфера» была в большей степени моновендорной компанией, поскольку родилась из «Diebold Nixdorf». Однако сейчас, с присоединением ТМ Сервис (которая длительное время была мультивендорной, поскольку обслуживала банкоматы разных производителей), появилась возможность расширения экспертизы и потенциальных контактов с точки зрения мультивендорности.

В настоящее время с учётом изменения списка технологических источников мы переориентируемся с западных стран на азиатские. По сути, группа компаний только недавно сформировалась и, обеспечивая непрерывность и надёжность сервиса, мы будем формировать свой пакет продуктов, необходимых для банков с точки зрения автоматизации, диджитализации и т.д.

NBJ: Сейчас часто можно слышать фразу, что кризис – это время возможностей. В чём с вашей точки зрения заключаются вызовы и возможности сегодняшнего дня?

Д. АЛЕКСЕЕВ: В настоящее время перед нами стоит несколько задач.

Во-первых, нам необходимо сохранить уровень здоровья существующей банкоматной сети и оправдать таким образом доверие потребителей наших услуг. Инвестиции в брошенную западными вендорами сеть составляют порядка 50 млрд рублей. Если мы не сможем её обслуживать, то через 6 месяцев она перестанет работать. Поэтому наша первая задача – поддержать сеть и восполнить утерянные источники запчастей и необходимого оборудования другими, что мы и сделали в рамках тех возможностей, которые даёт параллельный импорт.

Во-вторых, необходимо было наладить обновление ПО, и эту задачу мы также решили. Исключение составляет только такой болезненный момент, как адаптация банкоматов под новые купюры российского рубля, если таковые будут появляться. Само программное обеспечение у нас есть, и все новые обновления по параллельному импорту мы способны получить. Но обновлений для России (под новые купюры) просто больше не существует в природе. Мы будем продолжать искать способ решения данной проблемы, но пока что уверенности в конечном результате нет.

Есть ресурс, который сейчас нам очень помогает в работе – это человеческие отношения, которые у нас остались с бывшими партнёрами по бизнесу. Все эти годы люди были друг с другом на связи, и эти связи не прерваны. Наши контакты остались дружелюбными, они не стали антагонистичными, и это оставляет надежду на продолжение диалога уже вне рамок подписанных контрактов.

Мы понимаем, что сейчас пойдёт замещение западных банкоматов азиатскими марками. Есть российская компания реселлер, с которой мы долгое время дружим, и которой мы как раз сейчас помогаем разворачивать по всей стране китайские банкоматы марки GRG. В данном случае мы выступаем уже как эксплуатационная компания.

В-третьих, мы думаем о создании своих продуктов. Мы размышляли над тем, стоит ли везти в Россию ещё один банкомат какой-то марки, и пришли к выводу, что это дорого по инвестициям и затратно по времени. Поэтому мы хотим создать что-то новое, а именно white label банкомат – это устройство, с помощью которого многие банки могли бы обслуживать своих клиентов. Поясню более подробно, что я имею в виду.

Банкомат – это инфраструктурная, достаточно капиталоёмкая вещь. Чтобы купить банкомат, банкам необходимо отвлечь деньги от основной деятельности. Кроме того, каждому банку в отдельности заставить работать всю сеть трудно, за исключением крупных госбанков. Поэтому мы задумались о создании решения, которое бы позволило коммерческим банкам обслуживаться в одном устройстве и не конкурировать при этом между собой. Потому что это очень тонкий момент: с одной стороны, открыть свои сети друг к другу, а с другой – не потерять клиентов.

NBJ: Именно поэтому банкомат называется white label?

Д. АЛЕКСЕЕВ: Да, именно так. Во-пер­вых, на нём не должно быть бренда никакого банка. Во-вторых, оперировать им должна какая-то независимая, не участвующая в банковской деятельности НКО или же банк, который не присутствует на розничном рынке и не заинтересован в борьбе за клиента. В-третьих, на таком банкомате должно быть программное обеспечение, которое бы позволяло идентифицировать клиента по карте и сразу выдавать интерфейс запрашиваемого банка.

NBJ: В данном случае речь идет об отечественном решении?

Д. АЛЕКСЕЕВ: Мы сейчас не говорим, что банкомат будет произведён в России. Банкомат можно взять любой. Речь идёт о том, чтобы не продавать это устройство кредитным организациям, а создать инфраструктуру для них, и чтобы программное решение для управления интерфейсами, взаимодействием с банками и т.д. было отечественным. Мы говорим о приложении, которое хотим произвести сами. Потому что ПО для управления «железом» поставляется, как правило, производителем самого банкомата.

Хочу заметить, что здесь ещё важен вопрос ёмкости рынка, на котором мы работаем. Наш рынок в настоящее время – это 124 тысячи машин, и он уже насыщен. На одной чаше весов – целесообразность инвестиций в новые банкоматы, а на другой – независимость. Тот ли это сектор, где надо стремиться к 100 %-ной независимости – это открытый вопрос. Конечно, тот же Китай, банкоматы которого планируется использовать, может подчиниться санкционному давлению и не поставлять нам больше технику. Я думаю, что здесь уже нужно смотреть по ситуации.

В любом случае сам банкомат состоит из различных компонентов, и санкции вводятся на первичные компоненты. Когда ты будешь производить вторичный продукт, не имея первичных компонентов, важнее обладать технологией первичных компонентов. Если российский банкомат создавать в рамках покупной истории, когда уже есть набор компонентов, т.е. делать из него конструктор, это один путь. Но когда в текущей ситуации к обсуждению этого вопроса никто вообще не подходил, то и стоимость разработки в данном случае надо оценивать по-другому.

Сейчас на рынке ожидается банкомат с существенным количеством ключевых российских компонентов, но ресайклинг на нём будет китайский. Это не наша история, но задачи по эксплуатации таких машин будут ложиться на такие компании, как «Атмосфера».

NBJ: И когда появятся подобные банкоматы?

Д. АЛЕКСЕЕВ: В краткосрочной перспективе – в первом квартале 2023 года. Если появятся сами банкоматы, то сделать так, чтобы они работали по всей стране, не проблема, мы знаем, как решать эту задачу.

NBJ: Надо ли адаптировать сервисную инфраструктуру под новых вендоров?

Д. АЛЕКСЕЕВ: Да, это необходимо, но этот вопрос решается быстро, это несложно, если есть навыки подобной работы. Здесь важно уметь масштабировать знания, понимать, как это сделать быстро и с минимальной потерей качества. У нас откатаны все эти технологии. Например, как создать модель потребления запасных частей, чтобы не накопить излишки. Если мы знаем, сколько мы потребляем запасных частей в каждом сегменте оборудования, то дальнейшее построение модели и предложение её на рассмотрение вендору не составит большого труда.

NBJ: Характеризуя тот сегмент рынка, в котором вы работаете, на что, по вашему мнению, нужно ещё обратить внимание?

Д. АЛЕКСЕЕВ: Мне очень интересно взаимодействие с пользователем – для меня это фундамент деятельности. Потому что всё, о чём мы говорили выше, создают люди и для людей. Уверен, что в первую очередь нам надо научиться разговаривать друг с другом. А потом уже создавать надстройки управления, доставки, мониторинга состояния техники и т.д.

Поэтому когда говорят, что в основе взаимодействия с пользователем лежит любовь – это верно. Будешь нравиться пользователю – это даёт шанс на долгосрочные отношения. И в этом смысле – это наша цель. В мире стоит делать только две вещи – любить и работать. Плоды нашего труда – это единственный способ для самореализации.

С одной стороны, мы сейчас говорим о конечном клиенте – человеке, который приходит к банкомату, чтобы выполнить какие-то операции. С другой стороны, люди, с которыми мы непосредственно общаемся – это, в первую очередь, наши заказчики и наши сотрудники. Мы хотим видеть у себя инженеров, которые понимают, что его подъезд к банкомату для решения проблемы – это восстановление обмена денежных средств, а не какая-то обуза или прихоть заказчика. И персонал это понимает и разделяет наши ценности.

Я считаю одним из эффективных способов управления персоналом привлечение сотрудников к партнёрству внутри компании.

Мы готовы прощать нашим сотрудникам ошибки и принимать в них участие, способствовать развитию. Но мы не терпим равнодушия и незаинтересованности в нашем деле. Приведу аналогию. Идёт пешеход по дороге и видит, как рабочий что-то делает. Он спрашивает: «Что ты делаешь?», а тот отвечает: «Камни ношу». Идёт дальше, видит ещё одного рабочего и спрашивает: «А ты что делаешь?». «Я дорогу строю», – отвечает ему тот. Работа одна и та же, но совершенно два разных типа её осознания.

Нам бы хотелось, чтобы инженер понимал, что он не просто чинит банкомат, а является частью большой системы и управляет процессом восстановления сбоя в работе банкомата, начиная от диагностики.

NBJ: А функции первичной диагностики при возникновении сбоев в работе банкоматов выполняете вы или сам банк?

Д. АЛЕКСЕЕВ: Функция первичной диагностики принадлежит банку, она удалённая, и её выполнение зависит от того, сколько данных он нам предоставит.

У нас схема взаимодействия с банками построена по принципу: сначала надо обратиться, что называется, в «регистратуру», а затем вас уже направят к «конкретному специалисту». Это если проводить аналогию с медицинской тематикой. Но одновременно замечу, что это не единый процесс для всех банков.

Крупные банки так и делают, и они сразу же получают быстрый и простой сервис. Но многие банки стремятся по данным удалённой диагностики сразу же получить нужного специалиста, который способен дать предварительное заключение о том, что необходимо делать с конкретным устройством.

NBJ: Каковы ваши прогнозы по рынку на ближайшее будущее?

Д. АЛЕКСЕЕВ: Что касается классического рынка банкоматов и их эксплуатации,о котором мы говорили, то ситуация на нём не изменится, я думаю. Произойдёт замещение техники: если раньше замещали старое новым, более современным, то сейчас будут замещать ушедшее доступным. Скорость этих процессов будет зависеть от Центрального банка и Гознака: будут ли они выпускать новые купюры и в каком количестве.

Я думаю, что сохранится основной функционал сети банкоматов – это дистрибуция наличных. Разные дополнительные сервисы на банкоматах не считаю двигателем развития сети.

NBJ: Что вы можете сказать о планах компании на будущий год?

Д. АЛЕКСЕЕВ: Мы будем по-прежнему предоставлять классический сервис. Этот рынок достаточно стабилен: как за счёт постоянства сети, так и за счёт его участников.

В этом году в состав группы вошла компания ТМ Сервис, и мы выросли за счёт этого приобретения. Планируем, что в следующем году фокус нашей деятельности будет направлен на развитие группы компаний в том виде, в каком она сформирована на данный момент.

Мы целенаправленно создали отдельное подразделение, назвав его researching and development, (исследование и развитие), которое в следующем году займётся формированием продукта. Отмечу, что выводить новый продукт на рынок в следующем году мы не будем, это не вопрос одного года, однако при этом хотим его сформировать и перейти к реализации. Т.е. в наших планах инвестиции в развитие. Конечно, это будет возможно при условии сохранения надёжности классического бизнеса.

Кроме того, наши усилия будут направлены на снижение издержек, на приём компании ТМ Сервис в группу, на выстраивание правильных систем, т.е. будут решаться задачи внутренней оптимизации. Группа компаний быстро растёт. В стремлении обеспечить нашим заказчикам непрерывность и надёжность предоставления сервиса мы не везде внутри себя успевали прорабатывать нужные процессы. События на рынке в этом году происходили стремительно, поэтому нам приходилось расставлять приоритеты в своей деятельности.

Одним из фокусов деятельности компании станет так называемый continues improvement. Речь идет о том, чтобы сохранять конкурентоспособность не только на внешнем рынке, но чтобы мы и внутри компании всё время были в хорошей форме с точки зрения оптимизации процессов, снижения себестоимости и прочего. Внутреннее улучшение также должно стать постоянным процессом в «Атмосфере».

Беседовала: Оксана Дяченко

Материал также опубликован в печатной версии Национального банковского журнала (октябрь 2022)

Поделиться:

Возврат к списку