Аналитика и комментарии

14 декабря 2021

Оксана ДЯЧЕНКО, NBJ: Криптовалюта в России: запретить нельзя разрешить – где поставят запятую?

Забота о массовом инвесторе лежит в основе заявлений Центробанка, Минфина, Госдумы о необходимости оградить российских граждан от вложений в цифровые валюты и цифровые активы. Но при более детальном изучении вопроса действия властей напоминают попытку запретить сложный для контроля инструмент, вместо того, чтобы предоставить законный и прозрачный доступ к этому рынку.

Криптовалюты нужно не запрещать, а изучать

Российские власти серьёзно озабочены тем, чтобы граждане инвестировали свои средства в безопасные и простые, по их мнению, инструменты. Так, в начале октября глава думского комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков в ходе Международной конференции по защите прав потребителей финансовых услуг заявил, что депутаты подумают над законодательным ограничением на вложения неквалифицированных инвесторов в криптовалюты и криптоактивы. Цель, как обычно, благая – защита частных инвесторов. «Цифровые активы – это тема нашего пристального внимания, и здесь мы будем смотреть на то, чтобы максимально защитить наших граждан при вложениях в цифровые валюты и цифровые активы, потому что здесь – новый инструмент, и он достаточно сложный для неквалифицированного инвестора», – сказал Аксаков.

Он отметил, что на приобретение цифровой валюты сейчас идут миллиарды долларов. На этом рынке есть большой риск, но при этом вероятна и большая доходность. «Здесь нам нужно, конечно, прописать в законодательстве нормы, которые оградят неквалифицированного инвестора в непродуманные вложения в цифровые валюты», – подчеркнул Аксаков.

Напомним, что выпуск и обращение криптовалюты в России запрещены законом, который был принят 22 июля 2020 года и вступил в силу с 1 января 2021 года. Однако она может быть приобретена в случае, если была выпущена на зарубежных площадках.

Удивительное дело, как наши законодательные власти в тесном соавторстве с регулятором любят ограждать или ограничивать права неквалифицированных инвесторов – говоря попросту, обычных граждан. Сначала инвестиционный рынок, теперь крипторынок. Возникает вопрос – их опасения действительно обоснованы?

«Опасения депутатов, скорее всего, преувеличены, – высказывает свою точку зрения Никита Зуборев, руководитель отдела PR и маркетинга BestChange.ru. – В действительности это больше похоже на попытку запретить сложный для контроля инструмент, а не на заботу о гражданах. Если сравнивать концептуально риски российского фондового рынка и американского, то очевидно, что в стране с развивающейся экономикой риски кратно выше. Почему-то для покупки волатильных акций условного Qiwi или Ozon проходить даже формальный тест не нужно, а более стабильные Apple и Microsoft ограничены тестированием. Налицо явный лоббизм, а не забота – такой же принцип работает и в отношении криптовалют».

Полностью ограничивать доступ к этому инструменту было бы недальновидно со стороны правительства. Любые строгие запреты порождают споры и волнения, а также чёрный рынок – что в случае с криптовалютами не так уж сложно представить, объясняет Никита Зуборев. «Если рассматривать эту инициативу с точки зрения введения критерия понимания самого инструмента, то мы поддерживаем такую позицию, – говорит эксперт. –  Если смотреть на текущую реализацию тестирования для неквалифицированных инвесторов, то она вполне состоятельна и даже слишком проста. Но с другой стороны, такой элемент обучения всё равно очень полезен, и неопытные инвесторы хотя бы примерно начинают понимать инструменты. Если организовать подобное упрощённое тестирование как некий этап допуска к торгам криптовалютой, то это стало бы полезным нововведением. При этом полностью ограничить неквалифицированных инвесторов от криптовалют стало бы ошибкой».

«Не допускать, не включать и воздерживаться»

В конце июля ЦБ в своем информационном письме рекомендовал отечественным биржам не допускать к торгам ценные бумаги российских и иностранных эмитентов, выплаты по которым зависят от курсов криптовалют, цен на иностранные цифровые финансовые активы, изменения индексов криптовалют и криптоактивов.

Российский регулятор рекомендовал управляющим компаниям не включать эти активы в состав паевых инвестиционных фондов, а брокерам и доверительным управляющим – воздерживаться от предложения псевдопроизводных финансовых инструментов с такими базисными активами неквалифицированным инвесторам.

Цель этих превентивных мер, введённых Банком России, как и следовало ожидать – защита прав и интересов массовых инвесторов и поддержание доверия к российскому финансовому рынку. Регулятор объяснил, что криптовалюты и цифровые активы характеризуются высокой волатильностью, непрозрачностью ценообразования, низкой ликвидностью, технологическими, регуляторными и иными специфическими рисками. И это правда, с этим не поспоришь. Покупка привязанных к ним финансовых инструментов влечёт повышенные риски убытков для людей, не обладающих достаточным опытом и знаниями.

При этом предлагаемые ограничения не распространяются на цифровые национальные валюты в случае их выпуска в обращение. Также они не касаются цифровых финансовых активов, выпущенных по российскому праву в информационных системах, операторы которых включены в реестр Банка России.

 В июле текущего года JPMorgan начал предоставлять своим клиентам доступ к фондам, инвестирующим в криптовалюты. И это при том, что гендиректор JPMorgan Chase Джейми Даймон считает, что перспективы биткоина весьма сомнительны, и он не имеет ценности. «Лично я считаю, что биткоин не имеет ценности, – заявил он. – Наши клиенты – взрослые люди. Они не согласны со мной. Это рынок. Таким образом, если они хотят иметь возможность купить себе биткоины, мы не можем контролировать это, но мы можем предоставить им законный и как можно более прозрачный доступ к этому рынку».

Налицо очень разные подходы как к отдельным инструментам, так и ко всему рынку. «В разнице подходов прослеживается и разница общественных стандартов и принципов. Это очень взрослый и правильный подход – разделять личное отношение от профессионального», – считает Никита Зуборев.

По словам эксперта, одно из препятствий к принятию криптовалют в России – это тотальное непонимание инструмента среди представителей верхнего эшелона власти. «С одной стороны, это нормально, не все обязаны хорошо разбираться в цифровых технологиях – каждому требуется свой срок для понимания. Но в отличие от западных коллег наши депутаты стремятся запретить всё, что им непонятно. Хотя можно было предоставить доступ тем, кто разбирается, а своё мнение опубликовать в очередном пресс-релизе».

Россию ожидает китайский сценарий?

Отношение в мире к криптовалютам неоднозначное. Но есть объективная статистика, которая помогает лучше понять общую картину. Нередко рынок криптовалют сравнивают с рынком золота. Так вот, вопреки ожиданиям аналитиков цены на золото в текущем году так и не достигли локального максимума августа 2020 года из-за снижения спроса на золото со стороны инвесторов, которые предпочли более доходный рынок криптовалют. Согласно информации Национального рейтингового агентства, на конец августа 2021 года объём рынка криптовалют превысил 2 трлн долларов, что в 10 раз превышает объём рынка золота. Из всех криптовалют наиболее ликвидные – биткоин (Bitcoin) и эфириум (Ethereum), на которые приходится 0,9 трлн и 0,4 трлн долларов соответственно (данные на начало сентября 2021 года).

«Не вдаваясь в подробности относительно надёжности инвестиций в криптовалюты, можно констатировать, что фактически эти финансовые инструменты перетянули на себя значительную часть спроса на защитные антиинфляционные активы и, тем самым, способствовали снижению спроса на золото», – прокомментировал управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин.

В разных странах к криптовалютам относятся по-разному. Если в Сальвадоре в сентябре вступил в силу закон о наделении биткоина статусом законного платёжного средства наравне с долларом США, то почти одновременно Народный банк Китая (ЦБ) объявил виртуальную валюту незаконным платёжным средством, и деловую деятельность, связанную с виртуальной валютой, незаконной. Незаконной финансовой деятельностью также сочли предоставление любых услуг по обмену виртуальной валюты гражданам Китая в интернете.

На западных рынках произошло позитивное изменение в сторону привлекательности криптовалют. Сейчас 14% всех финансовых консультантов США своим клиентам предлагают реальную опцию от 1% до 2% активов держать в частных криптовалютах. В сентябре германский регулятор дал право институциональным инвестиционным фондам страны (Spezialfonds) вкладывать в криптовалюты до 20% активов.

Всё больше маркетплейсов начинают принимать к оплате криптовалюты. Один из крупнейших американских ритейлеров, Walmart, установил в своих магазинах 200 криптоматов для покупки биткоина.

Наконец, 19 октября произошло одно из знаковых событий – комиссия по ценным бумагам США впервые позволила торговлю биржевому фонду фьючерсов (ETF) на биткоин на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE).

Россия, скорее всего, пойдёт по китайскому варианту, во всяком случае, действия регулятора и профильных ведомств явно указывают на это.

«Мы считаем это серьёзным просчётом властей – комментирует Никита Зуборев. – Кроме как нежеланием разобраться в чём-то новом происходящее объяснить нельзя. Западный рынок более зрелый и продуманный. Вместо того, чтобы пойти по пути Китая, они решили работать над регулированием рынка. И сегодня благодаря этому на территории США действует вторая по величине криптовалютая биржа в мире и пополняет бюджет страны налоговыми отчислениями с прибыли. А налоговые органы всегда в курсе того, с какой прибыли должен заплатить налоги тот или иной гражданин. Это абсолютно капиталистический принцип в лучших его проявлениях, яркий пример того, как можно с пользой использовать сложные для понимания вещи».

В России крупные инвесторы неоднократно говорили о том, что они готовы платить налоги, работать полностью «в белую». Никто не намерен скрывать свой капитал, чего так опасаются законодатели. Но государство не предоставляет инструментов для удобного расчёта налогов, подачи документов и чётких стандартов. Даже сейчас, когда появилось формальное требование об оплате налогов с прибыли от торговли криптовалютой, в законодательстве и профильных ведомствах отсутствуют инструменты и правила для оплаты, говорит Никита Зуборев.

Бизнесмен Олег Дерипаска призвал ЦБ заняться развитием криптовалют в России – вот что он написал в своем Telegram-канале: «Пора уже открыть глаза и заняться криптовалютой всерьёз. Пока наш ЦБ
инфантильно закрывает глаза на растущий рынок криптовалют, Минфин США инвестирует в развитие именно в этом направлении. За океаном уже давно поняли, что неподконтрольные цифровые платежи способны не только свести на нет эффективность всего механизма экономических санкций, на который власти делают ставку уже 20 лет подряд, но и обрушить доллар в целом».

Дерипаска отметил, что Минфин США инвестирует в развитие этого направления, поскольку видит в неконтролируемом государством развитии рынка криптовалют угрозу дефолта по госдолгу.

«К сожалению, традиционно в нашей стране чаще используют принципы запрета всего нового, вместо сложного и долгого процесса создания прозрачного и понятного регулирования, – отмечает Никита Зуборев. – Последние тенденции в законодательстве указывают на то, что Россия движется по «китайскому» сценарию в вопросе регулирования – запретить любую деятельность, связанную с криптовалютой. Соответственно, цель ведомств – плавно запретить любые операции с цифровыми валютами, кроме рубля. При текущем кадровом составе ведомств, их достаточно инертной позиции в отношении высокотехнологичных отраслей и общим фоном протекционизма, не стоит ожидать того, что мы пойдем по западному сценарию».

Криптовалюта в центре внимания

Октябрь был богат заявлениями представителей всех ветвей власти относительно криптоактивов, практически в один день об этом высказались правительство, Центробанк и президент России.

Замминистра финансов РФ Алексей Моисеев сообщил, что правительство не планирует менять ситуацию с запретом на расчёты в криптовалюте на территории РФ.

Глава департамента финансовой стабильности ЦБ РФ Елизавета Данилова в интервью Reuters сказала, что инвестиции россиян в криптовалюты – это потенциально значимая проблема, и Банк России изучит объём инвестиций россиян в криптовалюту.

Из всех озвученных самое «нейтральное» среди российских властей мнение высказал Владимир Путин в интервью американскому телеканалу CNBC, опубликованном на сайте Кремля.

Журналистка CNBC Хедли Гэмбл задала Путину вопрос, когда расчёты по контрактам на поставки нефти станут осуществлять не в долларах, а, например, в криптовалюте. В ответ президент РФ оценил перспективы криптовалют и подчеркнул, что они могут быть расчётными единицами, однако им свойственна нестабильность: «Для того, чтобы переводить средства из одного места в другое – да, но торговать, тем более торговать энергоресурсами, – на мой взгляд, пока ещё это преждевременно. Она имеет право на существование, и как средство расчёта может использоваться, конечно, да, но торговля нефтью, скажем, или другими первичными материалами и источниками энергии – всё-таки пока, мне кажется, об этом рановато говорить», – прокомментировал Путин.

При этом российский президент отметил, что всё в мире развивается, и всё имеет право на то, чтобы существовать. Кроме того, по его мнению, неправильно считать, что криптовалюта ничего не стоит: для выпуска цифровых активов нужно большое количество энергии, которая производится при использовании углеводородов.

Почему же криптоактивы стали вызывать именно сейчас повышенный интерес Центробанка, Госдумы, Минфина?

Такое пристальное внимание к криптовалютам со стороны различных ведомств объясняется их пониманием, что капитал свободно утекает из страны, с одной стороны,  а с другой – непониманием, что такое криптоактивы, и как можно с ними работать, считает Никита Зуборев.

Эксперт добавил, что позиция ЦБ усугубляется ещё и определённого рода ревностным отношением к криптовалютам на фоне разработки цифрового рубля: «Вновь встаёт вопрос лоббизма отечественных аналогов, хотя сравнивать эти инструменты не вполне корректно. Но пропаганда со стороны политиков не только из России, но и многих других стран делает сегодня всё, чтобы подменить понятия и выдать CBDC за криптовалюту».

Напомним, что CBDC (Central Bank Digital Currency) – это общее название для цифровой валюты центральных банков разных стран.   

Текст: Оксана Дяченко

Поделиться:
 

Возврат к списку