Аналитика и комментарии
Новая волна инвесторов. Можно ли говорить о появлении новой социальной группы?
В 2021 годы на рынке зафиксирован рекордный приток новых инвесторов (15 млн. достигло число инвесторов на Московской бирже). ЦСП «Платформа» провел первое детальное исследование этой волны – их мотивации и моделей поведения, отношения к российским акциям, критериев выбора эмитентов и того, как они повлияют на фондовый рынок. Отдельное внимание было уделено влиянию нефинансовых критериев и ESG-принципов на решения инвесторов.
Исследование фиксирует, что формируется новое сообщество частных инвесторов, с отличающимися моделями поведения и принципами выбора компаний на рынке. Среди них выделяется сегмент, который смотрит не только на текущую доходность, но и на ценности, репутацию, устойчивость бизнеса, опирается на симпатии и веру в будущее компаний. По нашим прогнозам, этот сегмент обладает потенциалом роста. Уже сегодня среди инвесторов нарастает интенсивность коммуникаций (более 80% читают отзывы других инвесторов, более трети обсуждают фондовый рынок на онлайн площадках) и вера в свои способности повлиять на компании.
Цель исследования – показать особенности формирования этой группы, а также запустить процесс регулярного мониторинга ее общественных настроений.
Ключевые цифры и выводы
50% опрошенных инвесторов считают российский рынок привлекательным для инвестиций, 38% видят ситуацию на рынке слишком неопределенной, 12% считают, что инвестировать в российские акции не стоит. Российский рынок интереснее инвесторам с краткосрочной ориентацией: выше риски – выше доходность. Самые молодые инвесторы чаще негативно настроены в отношении российского рынка, на них влияет политический фон и существует риск их перетока к западным компаниям.
Новая волна на рынке – инвесторы без опыта и образования в сфере финансов. Значительная часть воспринимает инвестиции с любопытством, как игру (36%). Растет значимость посредников и вторичных источников информации (каналов, блогов) и риски манипуляции на рынке
Инвесторы выбирают компании, в первую очередь, оценивая устойчивость бизнеса (63%) и масштаб компании (55%). При долгосрочных инвестициях возрастает роль нефинансовых факторов. Инвесторы также рассматривают: перспективность отрасли и общую репутацию компании.
Формула компании-блокбастера на фондовом рынке: масштаб + перспектива + близость (понятность продукта, близость к повседневной жизни) + уникальность (компания делает продукт, которому нет аналогов). Фокус внимания инвесторов постепенно смещается с масштаба и текущей стабильности на перспективу. Параметр «перспективность» сегодня также включает нефинансовые, ESG-факторы, обеспечивающие устойчивость, защиту от конфликтов.
Наиболее перспективные сектора с точки зрения инвесторов: IT (89% опрошенных считают, что компании имеют хорошие перспективы развития в XXI веке), энергетика (84%), газовые (80%), цветная металлургия (77%).
Ощущение перспективы у инвесторов формирует сочетание факторов: соответствие отрасли/компании актуальной повестке, в первую очередь забота об экологии; разработка/производство продукции high tech, в том числе цифровых продуктов, добыча редкоземельных металлов и т.д.; традиционные представления о значимости отраслей для российской экономики, важность ресурсных компаний. Самая молодая группа инвесторов до 25 лет, ниже оценивает все традиционные сектора. Индустриальному бизнесу необходимо работать с образом в молодежной аудитории – демонстрация трансформации может повысить интерес к ним
Примерно 11% инвесторов при выборе эмитента в больше степени ориентированы на нефинансовые критерии, хорошую общественную репутацию и «этичность» бизнеса. Однако значимость ESG-критериев признает большинство. Самый важный с точки зрения инвесторов нефинансовый фактор – корпоративное управление – прозрачность (88% опрошенных считают критерий важным), рациональная структура управления (78%), отсутствие коррупции (78%). Экологическая ответственность и влияние бизнеса на общество пока не в приоритете у инвесторов. Но тренд – на повышение значимости влияния на окружающую среду и общество.
Негативная репутация, резонансы, пока влияют сильнее, чем хорошая репутация. 29% опрошенных инвесторов бывали в ситуации, когда вложения в акции компании казались финансово выгодными, но они не сделали этого потому что их не устраивала репутация компании.
Среди главных СТОП-факторов для инвесторов: ощущение сильной переоцененности компании (48%), низкое качество корпоративного управления (47%), подозрения руководства в коррупции (39%), ущерб экологии (25%).
Для того, чтобы понять оценки отдельных брендов, исследователи отобрали ТОП-15 компаний в российском бизнесе на основе капитализации, высокой ликвидности, оценки репутационного. Респондентам задавалось два вопроса: «Какие из компаний, на Ваш взгляд, имеют, а какие не имеют перспектив развития в XXI веке?»; «Если НЕ смотреть на финансовые параметры и масштабы компании, какие из компаний обладают сегодня наиболее положительной репутацией в Ваших глазах?».