Аналитика и комментарии

20 апреля 2021

NBJ взял интервью у победителей всероссийского конкурса «Лучший бизнес-аналитик и специалист по бизнес-процессам финансовой отрасли 2020 года»

Организаторы всероссийского конкурса «Лучший бизнес-аналитик и специалист по бизнес-процессам финансовой отрасли 2020 года» подвели его итоги. Лауреатами стали 11 человек, набравшие 80 и более баллов. Напомним, что конкурс стартовал в феврале 2021 года при поддержке Ассоциации российских банков. Его организаторами выступили Национальный банковский журнал (NBJ) и АНО ДПО «Институт современного банковского дела» (ИСБД). 

Методический материал для конкурса подготовил ведущий российский эксперт по разработке и оптимизации бизнес-архитектур и систем управления Роман Исаев. Он же возглавил конкурсную комиссию.

Всего в тестовое задание для конкурса было включено 80 вопросов на актуальные профессиональные темы: описание, анализ и оптимизация бизнес-процессов; регламентация и методология; управление бизнес-процессами; разработка стратегий; разработка бизнес-архитектур и комплексных бизнес-моделей; организационное развитие, программные продукты бизнес-моделирования.

В тестировании приняли участие руководители и бизнес-аналитики из самых разнообразных организаций финансовой отрасли: банков, страховых компаний, депозитарных центров, клиринговых центров, платёжных центров (системы), брокерских организаций, микрофинансовых организаций, кредитных потребительских кооперативов, лизинговых компаний, инвестиционных и управляющих компании, финансовых групп и фондов.

Суммарные баллы участников считались по таблице (она размещена на странице конкурса на сайте NBJ) с учётом тестов и ещё 4 факторов.

В итоге лауреатами конкурса стали: Владимир Суворов, Елена Чечулина, Елена Щегловская, Иван Басов, Юлия Рязанцева, Виктор Каверин, Татьяна Трошина, Неля Хуснеева, Анастасия Басова, Наталья Осипенко, Александр Котов.

По результатам расчётной таблицы победителями названы:

Первое место: Наталья Осипенко – с результатом 110 баллов из 120 возможных.

Второе место: Неля Хуснеева – 109 баллов из 120.

Третье место: Анастасия Басова – 108 баллов из 120.

Третье место: Александр Котов – 108 баллов из 120.

Блиц-интервью с победителями конкурса мы публикуем в этом номере. С бизнес-аналитиками пообщался руководитель конкурса Роман Исаев. Они ответили на шесть одинаковых вопросов:

Почему вы выбрали профессиональную область «Бизнес-аналитик, специалист по бизнес-процессам»?

Как давно вы работаете в данной области, и какие профессиональные достижения хотели бы отметить?

Какие книги и пособия помогают в вашей работе?

Какие программные продукты вы применяли и применяете для целей описания и оптимизации бизнес-процессов, проектирования и развития бизнес-архитектур?

Как у вас в организации обстоят дела с формализацией и эффективностью бизнес-процессов?

Ваши советы специалистам, которые только планируют или начинают работать в данной профессиональной области.

Наталья Осипенко, руководитель Службы систем менеджмента качества НПФ «Благосостояние»:

1. Когда я только начинала работать в этой профессиональной области, то сразу смогла найти работу, которая соединяет в себе все мои сильные качества и соответствует моим интересам. Мне очень нравилось, что бизнес-аналитику (я сейчас говорю о специалисте, осуществляющем управление системой бизнес-процессов) требуется быстро и нестандартно мыслить, быть готовым перерабатывать большое количество информации, стараться видеть систему даже в хаосе, (как нас учили в университете), чувствовать взаимосвязи и уметь выстраивать отношения. И ещё я знала, что придётся много учиться и развивать свои навыки в разных профессиональных областях (финансах, информационных технологиях, менеджменте, праве, PR и т.д).

2. Мой опыт работы в менеджменте качества, в бизнес-анализе (оптимизации, реинжиниринге, автоматизации бизнес-процессов) – уже более 19 лет.  Я менеджер систем качества (сертификат TIC – QM Qualitätsmanager TÜV), имею опыт проведения внешнего и внутреннего аудита бизнес-процессов и систем (сертификат IRCA), а также проведения оценки зрелости бизнес-процессов. Тренер по обучению сотрудников системному управлению, процессному подходу. В область моих профессиональных интересов входят задачи по управлению проектами, внедрению методологии дизайн-мышления, развитию цифровых технологий в управлении бизнес-процессами.

А если говорить о профессиональных достижениях, то система управления бизнес-процессами Фонда создана и поддерживается в рабочем состоянии уже много лет. Процессы компании демонстрируют высокий уровень зрелости. Руководством Фонда я была отмечена Серебряным знаком АО «НПФ «Благосостояние» за существенный вклад в развитие Фонда в своей профессиональной области.

3. Я бы рекомендовала бизнес-аналитикам ваше (Романа Исаева – прим. ред.) электронное пособие  «22 практических метода для достижения совершенства процессов и бизнес-архитектуры» и вашу же «Большую библиотеку бизнес-аналитика и специалиста по бизнес-процессам». А также «Свод знаний по управлению бизнес-процессами: BPM CBOK» под редакцией А.А.Белайчука и В.Г.Елифёрова и «Разработка архитектуры бизнес-процессов компании в Business Studiо» Владимира Репина. Ну и для настроения – «Сказ про Федота стрельца, удалого молодца» Леонида Филатова.

4. Работая в этой профессиональной области в разных компаниях, я внедряла и применяла в работе практически всё наиболее популярное в России ПО, включая Microsoft Visio. Но с 2008 года непосредственно работаю и занимаюсь построением архитектуры бизнес-процессов и выстраиванием системы управления бизнес-процессами, используя ПО Business Studio.

5. В сентябре 2010 года я назначена на должность руководитель Службы систем менеджмента качества НПФ «Благосостояние» и отвечаю за управление процессами и операционными изменениями Фонда. Внешняя среда Фонда очень динамична: инициативы регуляторов, корректировки макроэкономических прогнозов, изменения пенсионного законодательства заставляют быть гибкими. Система управления бизнес-процессами в НПФ «Благосостояние» функционирует более 10 лет. Проактивное моделирование бизнес-процессов ведётся в ПО Business Studio, что помогает повышать эффективность и быстро реагировать на постоянные изменения, свойственные пенсионному рынку.

С целью развития системы управления бизнес-процессами в Фонде была проведена оценка зрелости бизнес-процессов независимым экспертом консалтинговой компании. Проведенный анализ продемонстрировал высокий уровень зрелости представленных для анализа бизнес-процессов как по совокупности показателей, так и по отдельным аспектам анализа каждого бизнес-процесса.

2020 год стал вызовом для Фонда, как и для других компаний, в части обеспечения быстрого реагирования на изменения. Синергия систем управления бизнес-процессами, управления рисками и обеспечения непрерывности деятельности позволила эффективно работать не только в рамках критичных процессов, но и поддержать работу всех подразделений во время распространения коронавирусной инфекции.

6. Старайтесь выработать в себе «антихрупкость» (англ. antifragility – понятие, введённое профессором, экономистом и трейдером Нассимом Николасом Талебом в книге «Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса»), и толерантность к изменениям и, обязательно, «учитесь учиться». Старайтесь больше общаться и заводить полезные профессиональные знакомства.

Неля Хуснеева, вице-президент в компании Digital Partners:

1. Для успешного ведения бизнеса и эффективного управления необходимо стратегическое и глобальное мышление. Принятие правильных стратегических решений способствует достижению поставленных целей. Своевременное выявление проблем, оптимизация бизнес-процессов, их автоматизация – это важные задачи, которые в дальнейшем позволят банку существенно повысить эффективность его работы, выработать чёткие стандарты выполнения ряда процессов и обеспечить прозрачность их выполнения, а также определить области, требующие контроля.

Поэтому разработка стратегии развития, бизнес-модели, анализ экономики бизнеса позволяет определить возможности для дальнейшего развития компании, отслеживать свои текущие и прошлые результаты по ключевым показателям эффективности (KPI), целям и задачам, а владельцам бизнеса – использовать аналитику для отслеживания тенденций, поведения клиентов и изменений на рынке.

2. За свою 17-летнюю карьеру, из которых более 11 лет – в банковском секторе, мне представилась возможность пройти все этапы профессионального развития: от менеджера проекта в международном банке до Вице-президента в ТОП-10 Банков РФ. Это позволило мне многое узнать и поучаствовать в проектах по стратегическому и организационному развитию, повышению эффективности труда, организационной структуре, регламентации и оптимизации бизнес-процессов. Всё это, несомненно, дало эффект и положительные результаты в деятельности организаций.

3. Я бы отметила книгу Р.А.Исаева «Банковский менеджмент и бизнес-инжиниринг». В ней обозначены современные методики стратегического управления, управления проектами, бизнес-процессами, организационной структурой и персоналом, оперативное управление и управление временем, операционными рисками. Также хотелось бы отметить электронное пособие «Практика стратегического управления в банке с применением BSC / KPI и процессного подхода», которое, безусловно, будет полезно для руководителей и специалистов банков и финансовых организаций.

4. Использование программных продуктов бизнес-моделирования (в первую очередь, Business Studio, Microsoft Visio) является важной частью работы любой организации. Они помогают эффективно справляться с повседневными задачами управления компанией.

Использование Microsoft Visio позволяет без труда преобразовать множество таблиц в схему BPMN. Business Studio, ввиду универсальности, позволяет использовать её во всех отраслях экономики. С помощью этих систем можно вносить улучшения в процессы без необходимости длительных разработок и согласований, что позволяет экономить время и ресурсы, избегать ошибок, внедрять в работу успешные практики и передовой опыт.

5. На текущий момент занимаю должность Вице-президента в компании Digital Partners, которая является собственником автоматизированного программного комплекса. Он предназначен для компаний реального сектора экономики и кредитных организаций (банков, факторинговых компаний) и позволяет оцифровать, систематизировать, регламентировать, автоматизировать взаимодействие между всеми участниками процесса. 

6. В любом бизнесе каждая деталь играет роль. Взаимосвязь между сотрудниками и отделами, менеджмент качества, повышение эффективности работы персонала, стратегическое управление являются важными составляющими в управлении. Для того чтобы провести анализ текущей обстановки, выявить проблему и предложить её эффективное решение, необходимо качественно изучить данную область, если вы хотите в дальнейшем стать профессионалом своего дела.

Анастасия Басова:

1. В сложившихся условиях, в частности, с учётом последствий пандемии COVID-19, а также быстроразвивающихся процессов цифрового взаимодействия, очень важно понимать внутренние процессы организации, необходимо максимально быстро и качественно решать стратегические задачи, оптимизировать бизнес-процессы и разрабатывать новые стратегии развития. В моём кейсе я выбрала профессиональную область «Бизнес-аналитик в секторе цифровой трансформации». Разрабатывая и внедряя новые цифровые технологии, стало возможно оптимизировать процессы компании, и очень приятно ощущать, что работа проделана не зря. Ведь благодаря использованию современных инструментов повышается качество предоставляемых клиентам продуктов и услуг. Потребности клиентов удовлетворены, и потери компании минимизированы! 

2. В данной области работаю 3 года. С каждым годом появляется больше ценного опыта, которым можно поделиться с коллегами. Уже реализовано несколько бизнес-проектов под моим руководством. Каждый раз очень приятно общаться с командой, все абсолютно разные и в профессиональном плане, и в плане коммуникабельности. Не перестаёшь радоваться, когда видишь результаты своего труда и восторженные лица коллег.

3.  Порекомендую следующие книги: «Банк 3.0: стратегии, бизнес-процессы, инновации» и «Секреты успешных банков: бизнес-процессы и технологии (2-е издание)» Р.А Исаева, Итан М.Расиел, «Метод McKinsey. Использование техник ведущих стратегических консультантов для решения личных и деловых задач» и А.Кошик, «Веб-аналитика 2.0 на практике».

4. Чаще всего работала с Microsoft Visio, но были задачи, которые выполнялись с помощью Business Studio.

6. Как говорил Роберт Кийосаки, «если вы хотите изменить свою реальность, то вы должны изменить своё мышление». Работая в области бизнес-аналитики, самосовершенствоваться удаётся быстрее и эффективнее! Каждый день бизнес-аналитик решает новые задачи, разрабатывает новые кейсы, коммуницирует с разными участниками как финансового, так и других рынков. Так что мой единственный и самый главный совет – совершенствовать свои профессиональные навыки! В этом году я первый раз участвовала в конкурсе, где я смогла проверить свои знания и навыки. Хочу поблагодарить организаторов за такую удивительную возможность!

Текст: Наталья БЕРЕЗИНА

Партнёрами конкурса выступили: Ассоциация бизнес-аналитиков финансовых организаций (АБАФО) www.bankprocess.ru

Информационно-практический портал www.bankiram.pro

Портал финансовой информации www.finversia.ru

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЁРЫ: FRANK RGБАНКОВСКИЕ ТЕХНОЛОГИИНАОМBIS JOURNALАССОЦИАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ (ABPMP Russian Chapter)USABILITYLABРУССОФТПРАЙМОТКРЫТЫЕ СИСТЕМЫФИНАМ.  

 

Поделиться:
 

Возврат к списку