Методология рейтинга сберегательных продуктов

 

Рейтингование сберегательных продуктов изначально предполагает некую агрегацию набора типичных характеристик клиента с целью выделения наиболее весомых параметров и степени их влияния на конечный результат. Ключевой задачей рейтинга является ранжирование сберегательных финансовых инструментов на основе как экономических сущностей, так и уровня клиентского сервиса.

«Периодический анализ привлекательности сберегательных продуктов содействует коммерческим Банкам в формировании аргументированной стратегии развития сегмента, задает ориентиры Клиентам в выборе наиболее эффективного инструмента, а Банку России ассистирует в устранении межпродуктового регуляторного арбитража» - считает Артем Ганичев, автор Рейтинга сберегательных продуктов.

Анализируемый горизонт размещения средств – 1 год, сумма сбережений – 1 млн. руб. В качестве базовых критериев рейтинга рассматривались следующие параметры:

Ожидаемая доходность (net). Доходы за вычетом всех фактически начисленных расходов (в т.ч. налоги) на годичном горизонте владения финансовым продуктом для заданной даты приобретения сберегательного продукта. По банковским и страховым продуктам – анализ параметров наилучшего актуального предложения для открытого рынка среди ТОП компаний, для инвестиционных – ожидаемая доходность (gross), рассчитанная экспертным путем, расходы – в соответствии с параметрами лучшего предложения по ТОП компаниям.

Ликвидность. Оценка параметра предполагает скорость и цену обмена финансового актива на денежные средства. Это важно, т.к. несмотря на четко обозначенный горизонт инвестирования, есть вероятность столкновения клиента с критическими жизненными ситуациями/ сменой приоритетов.

Гарантированность сбережений. Наличие опции гарантированности сбережений со стороны продавца продукта/ государства. Концептуально, анализ трех составляющих:

- наличие опции 100% защиты капитала
- наличие опции гарантии положительной доходности;
- субъект гарантий.

Комфортность. Экспертная оценка клиентского пути при открытии, обслуживании и закрытии финансового продукта. Данный параметр зачастую играет первостепенную роль, т.к. подавляющее большинство клиентов-сберегателей не готовы разбираться в совершенно новом для себя продукте в условиях перспективы получения незначительно большего дохода.

Прочее. Параметр подразумевает учет всех прочих преимуществ финансового продукта: возмещение при наступлении страхового случая, юридическая неприкосновенность актива, адресная передача средств и т.п. Рейтинг не учитывает льготу по ИИС, т.к. в данном случае клиенту необходимо будет заморозить часть средств на 3 года.

Перечень анализируемых сберегательных продуктов:

  • Банковский вклад (депозит) – договор в понимании ст. 834 ГК РФ.
  • Накопительный счет – договор в понимании ст. 845 ГК РФ, по которому установлено вознаграждение за пользование денежными средствами, находящимися на банковском счете клиента.
  • Биржевой паевой инвестиционный фонд (брокерское обслуживание) – облигационная стратегия, подразумевающая приобретение биржевого паевого инвестиционного фонда (БПИФ) на корзину облигаций инвестиционного рейтинга. Только российские эмитенты.
  • Корпоративные облигации (брокерское обслуживание) – облигационная стратегия, подразумевающая приобретение и удержание до погашения бумаг (облигаций) инвестиционного рейтинга. Только российские эмитенты.
  • Накопительное страхование жизни – разновидность договора страхования жизни в синергии с программой накопления.
  • Открытый паевой инвестиционный фонд – консервативные облигационные ПИФы. Состав фонда включает ценные бумаги (облигации) российских эмитентов с высоким кредитным рейтингом.

* Рейтингование производится на основе текущего уровня ключевой ставки ЦБ РФ, норм профильного законодательства и налогообложения, действующих условий по договорам для открытого рынка.

Автор Ганичев Артем
Создатель рейтинга
Эксперт по финансовым рынкам

Предложения и замечания направлять на почту: rating@nbj.ru

NBJ опубликовал рейтинг сберегательных продуктов 2021