Аналитика и комментарии

03 декабря 2021

Лариса САННИКОВА, РАН: Биткойн возобновил наступление на фиатные деньги. Топ-менеджеры глобальных банков – за, регуляторы – против

Брошенный несколько лет назад лозунг «Биткоин создавался для того, чтобы похоронить банкиров-посредников» сегодня, похоже, потерял актуальность. Несмотря на противодействие национальных финансовых регуляторов и неопределённый юридический статус криптовалют в большинстве стран, ведущие банки мира щедро инвестируют в блокчейн-технологии и частные цифровые деньги, которые призваны стать новой «кровью» глобальной финансовой системы. О зрелости рынка криптовалют говорит не только его капитализация, в начале ноября 2021 года перешагнувшая отметку $3 трлн, но и огромное количество производных цифровых финансовых активов. Секрет стремительно растущей популярности частных цифровых валют и токенов прост: в них поверили глобальные институциональные инвесторы – банки, инвестиционные и пенсионные фонды, страховые компании. Об этом на рабочем завтраке «у Тосуняна», посвящённом цифровым финансовым активам и 259-ФЗ, заявила Лариса Санникова, д.ю.н., профессор РАН, руководитель Центра правовых исследований цифровых технологий Государственного академического университета гуманитарных наук. Предлагаем вашему вниманию наиболее яркие фрагменты её выступления.

Напомню, что крипторынок создавали не финансисты, недовольные избыточной зарегулированностью, а программисты. Действующие правила игры на финансовом рынке всё больше и больше отставали от потребностей и современных запросов инвесторов и предпринимателей, поэтому и произошёл всплеск интереса к цифровым финансовым активам. В последнее время на глобальном рынке криптовактивов произошли серьёзные изменения. На конец ноября, по данным coinmarketcap.com, рыночная капитализация криптовалют составила $2.8 трлн, а доля биткоина превысила 40%. В начале ноября этот показатель преодолел отметку $3.1 трлн.

Очевидные успехи вынуждены были признать регуляторы. Глава американской Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC) Хестер Пирс сделала историческое заявление: «Рынок криптовалют созрел для институциональных инвесторов». По её мнению, в 2021 году может наступить «поворотный момент» в сфере регулирования рынка цифровых активов в США.

На текущий момент цифровой сервис CoinGeсko отслеживает более 9 тыс. криптоактивов. Приход банков, инвестиционных и пенсионных фондов и страховых организаций на рынок криптовалют обеспечил бурный рост стоимости частных цифровых «монет». Наша страна, несмотря на позицию финансового регулятора, не осталась в стороне от мирового тренда. В текущем году объём операций россиян с криптовалютами, по оценке ЦБ РФ, достиг $5 млрд (около 350 млрд руб.). Эти факты говорят о том, что рынок заслуживает более серьёзного отношения со стороны регуляторов.

Условно криптоактивы (криптовалюты и токены) делятся на платёжные, инвестиционные (security tokens) и утилитарные (сервисные). Подчеркну, что данная классификация используется исключительно регуляторами, чтобы помочь им выработать свою позицию по тем или иным видам криптоактивов. К примеру, недавно Банк Англии в своём последнем докладе выделил нерегулируемые токены, к которым он отнёс биржевые и утилитарные токены.

Участники рынка предлагают собственную классификацию, что запутывает потенциальных инвесторов при выборе «монет» для портфолио. В действительности, инвестиционным потенциалом обладают не только собственно инвестиционные токены, но и другие виды токенов, включая криптовалюты и NFT. Надо признать, что частные цифровые валюты создаются и используются не только как средство платежа. В большинстве случаев это чисто спекулятивные инструменты. Огромное количество профессиональных инвесторов и рядовых граждан пытаются заработать на растущем курсе виртуальных денег.

Наиболее привлекательными для инвесторов и регуляторов криптоактивами, на мой взгляд, являются стейбл-коины (криптовалюты и токены, стоимость которых стабилизируется за счёт привязки к ликвидным активам).

Особый интерес вызывают фиатно обеспеченные стейблкоины, когда стоимость привязана к конкретной фиатной валюте. Также разновидностью стейблкоинов являются цифровые валюты центробанков и токены, обеспеченные биржевым товаром (чаще всего, драгоценными металлами). К примеру, год назад в швейцарском городе Цуг палладиевый фонд Global Palladium Fund, учреждённый «Норникелем», выпустил токены, которые используются для перевода части контрактов с крупными промышленными партнёрами в цифровой формат. Эмитент хотел осуществить выпуск стейблкоина в России, но это ему не позволило национальное законодательство.

Другая разновидность токенов – секьюрити-токены, используемые для инвестиций. Отмечу, что американский финансовый регулятор вообще не использует какую-либо формальную классификацию, так как разделить криптовалюты и другие токены по функциональному предназначению практически невозможно. Поэтому Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) использует тест Хоуи (Howey Test) для определения инвестиционного потенциала конкретного криптоактива. Данный тест позволяет определить, подпадают ли те или иные финансовые операции под понятие «инвестиционных контрактов».

Особой популярностью на рынке пользуются Equity-токены, удостоверяющие право владельца на долю в компании. Стартапы чаще всего создают акции-сертификаты непосредственно на блокчейне. Действующие компании могут перевести свои традиционные акции в цифровой формат. Для привлечения инвестиций компании используют Debt-токены, которые, по сути, являются цифровыми корпоративными облигациями. В некоторых американских штатах и ряде стран Европы прочно вошли в оборот Real Estate-токены, которые используются для сделок в сфере жилой и коммерческой недвижимости.

О зрелости крипторынка свидетельствует не только размер его капитализации, но и появление на нём огромного числа производных финансовых инструментов. Их можно разделить на традиционные (крипто-фьючерсы, perpetual свопы, крипто-опционы) и специфические. К последним относятся токены с кредитным плечом (leveraged tokens) и токенизированные акции (tokenized stock). Последние представляют собой деривативы, позволяющие инвесторам купить дробную часть акций таких компаний как Tesla, Apple, Microsoft.

Количество постепенно перешло в качество. В сентябре 2020 года директор Международной ассоциации свопов и деривативов (ISDA) заявил о создании рабочей группы по изучению новых производных крипто-инструментов и созданию для них профильных стандартов.

На Западе регуляторы более дружелюбны к ЦФА. В 2020 году Управление валютного контролёра США (OCC) разрешило банкам оказывать клиентам услуги по хранению криптовалюты и хранить резервы для клиентов, которые выпускают стейблкоины. В этом году американские банки получили новый подарок: они получили право участвовать в сетях верификации независимых узлов и использовать стейблкоины для платежей. Правда, с 23 ноября их обязали получить от надзорного органа разрешение на данный вид деятельности.

Ведущие банки мира по-разному заходят на крипторынок. Одни предпочитают своими силами осваивать цифровые технологии и создавать оригинальные цифровые продукты. Например, в 2019 году второй по величине банк Испании Banco Bilbao Vizcaya Argentaria осуществил первый выпуск структурных зелёных облигаций (structured green bonds) на собственной блокчейн-платформе. У нас в этом году «Сбер» подал заявку на регистрацию блокчейн-платформы для выпуска собственных цифровых денег. Сберкоин планируют запустить в оборот для расчётов внутри своей экосистемы.

Другие, напротив, делают ставку на партнёрство с уже действующими финтех-проектами. Так, один из старейших частных банков Германии со штаб-квартирой в Гамбурге Donner & Reuschel начал предоставлять услуги по безопасному хранению криптоактивов.

В январе текущего года появился ещё один перспективный путь. В США открылся первый криптобанк федерального уровня Anchorage Digital bank. Немало криптобанков, правда, порой названных так в маркетинговых целях, зарегистрировано и на территории Евросоюза. Лидеры покорно идут вслед за растущим спросом. Многим банковским клиентам требуются финансовые помощники для сделок с криптоактивами.

Важные изменения происходят и в Европе. Минувшим летом Базельский комитет по банковскому надзору предложил ряд новелл в регулировании данной сферы. Хотелось бы выделить две инициативы. Во-первых, из-за повышения уровня риска вводится требование предоставления полной информации о деятельности банка, работающего с криптоактивами. Во-вторых, для получения достоверной информации о рисках все криптоактивы поделены на две группы. В первую вошли токенизированные традиционные активы и стейблкоины. Они подпадают под существующие правила и рассматриваются как облигации, ссуды, депозиты, акции или товары. Из-за привязки к традиционным активам они считаются более надёжными и имеют низкий коэффициент риска. Во вторую вошли инвестиционные криптовалюты, в т.ч. биткоин, не привязанные к ликвидному активу. Они обладают уникальным риском и имеют высокие коэффициенты риска.

В экономически развитых странах законотворческие процессы вокруг крипторынка динамично развиваются. К сожалению, позиция национального финансового регулятора и депутатов Госдумы тормозят его развитие на территории России.

Материал также опубликован в печатной версии Национального Банковского журнала (№11, ноябрь 2021)

Поделиться:
 

Возврат к списку