Аналитика и комментарии

07 декабря 2022

Виктор ГАНИШИН, Прио-Внешторгбанк: «Я не работаю – служу в банке 40 лет…»

В октябре 2022 года Виктор ГАНИШИН, Председатель Совета директоров одного из старейших банков России – Прио-Внешторгбанка, – отметил 40-летие в профессии. Он начинал ещё в Рязанской областной конторе Стройбанка СССР, а потом перешёл в первый коммерческий банк региона. На его глазах происходили все изменения, которые затронули банковскую сферу за этот срок. Страна начинала жить по законам рыночной экономики, открывались «нулевые банки», происходило слияние и банкротство кредитно-финансовых учреждений, кто-то, наоборот, показывал рост. Каково это, управлять банком в советское время, пережить вместе с клиентами 90-ые, а потом кризис 2000-х, и работать сейчас, когда региональные банки имеют более скромные возможности по сравнению с банками федерального значения, Виктор Алексеевич ГАНИШИН поделился с Национальным банковским журналом.

NBJ: Виктор Алексеевич, вы, когда только начинали работать, думали, что так сложится карьера?

В.ГАНИШИН: Я всегда говорю, что я не работаю, а служу в банке. Для меня это имеет более важное и глубокое значение, это намного больше, чем работа. Хотя изначально я собирался быть строителем. Окончил Рязанский строительный техникум, после выпуска работал мастером строительного участка и учился во Всесоюзном ордена Трудового Красного Знамени заочном политехническом институте уже на факультете «Экономика и управление в строительстве». После того, как я проработал 3 года на стройках Рязани и получил практический опыт, меня пригласили на работу в Городское управление Рязанской областной конторы Стройбанка. Это был 1982 год. С тех пор я свою трудовую книжку больше не видел: изменялось название банка, менялись мои должности, и всё это без увольнения – переводом, у меня не было перерывов в работе.

В Стройбанк я пришёл на должность старшего инженера технического отдела, через три года стал заместителем начальника технического отдела городского управления. А проработав ещё какое-то время, я получил приглашение возглавить инженерно-технический отдел Рязанской областной конторы Стройбанка СССР, которая занималась финансированием капитальных вложений не только в Рязани, но и в районах. А уже в 1992 году я пришёл на моё сегодняшнее место работы – в Прио-Внешторгбанк.

NBJ: Как вы можете охарактеризовать эпоху 90-х и нулевых в банковском сегменте?

В.ГАНИШИН: В связи с наступившими новыми временами прежний опыт и знания стали мало востребованы. По Указу Президента в июле 1987 года в стране была создана двухуровневая банковская система. Госбанку (в 1991 году он был упразднён, а его активы и пассивы перешли к Центральному банку) были приданы функции главного банка страны. Он проводил законодательную политику, а мы, коммерческие банки, к которым стал относиться и Промстройбанк СССР, где я трудился, занимались непосредственно работой с клиентами. И нам надо было заново учиться работать, теперь уже в рыночных условиях.

NBJ: Почему многие банки тогда не выжили?

В.ГАНИШИН: Как я уже сказал, в коммерческие банки превратились те, что до 1989 года были государственными, например, Промстройбанк, Жилсоцбанк и ряд других. Они продолжили обслуживать предприятия и население региона. Но одновременно было дано право инициативным группам предприятий создавать банки. Они получили название «нулевых», потому что создавались не на базе ранее существующих банков, а как раз с нуля. Эти банки были разные по размеру, клиентской базе, отраслевой специализации. Не все смогли работать на должном уровне, пережить дефолт, поэтому пошли объединения, слияния, поглощения, и, к сожалению, банкротство. Если изначально образовалось 3665 коммерческих банков, то на сегодняшний день работает только 328 банков. И из них только 225 имеют универсальную лицензию, остальные – базовую, то есть с некоторыми ограничениями в обслуживании.

NBJ: Как раз в это время произошло слияние «Промбизнесбанка», в который был преобразован Промстройбанк, и Прио-Внешторгбанка?

В.ГАНИШИН: Да, я в то время руководил «Промбизнесбанком» и предложил Председателю Правления Прио-Внешторгбанка (полное название тогда было Приокский коммерческий региональный банк Внешторгбанка России) Владимиру Александровичу Мазаеву объединить наши усилия. Мне казалось, что объединённый банк мог стать более устойчивым и универсальным. «Промбизнесбанк» был классическим банком с наработанной клиентурой, а Прио-Внешторгбанк – вновь образованным банком, за ним стоял молодой, прогрессивный, динамично развивающийся коллектив. К тому же на тот момент он уже присоединил филиалы Агропромбанка: в октябре 1990 года в состав «Приокского» банка вошли 13 его отделений, работавших в Рязанской области. Получалось, что за нами стояла промышленность, за Агропром-Приобанком (Аграрно-Промышленным коммерческим банком «Приокский») – ещё и сельхозпроизводители. Летом 1992 года мы собрали совместный Совет акционеров Агропром-Приобанка и «Промбизнесбанка», они выслушали наши аргументы и тоже посчитали, что у объединённого банка есть будущее, к счастью, это потом было доказано временем. И сегодня мы по-прежнему надёжны, устойчивы и эффективны.

Прио-Внешторгбанк – лауреат национальной премии «Банковское дело» в 2005, 2007, 2009 годах, а в 2014 году он был удостоен золотого знака «Лучший региональный банк: за вклад в развитие Экономики Рязанской области», став одним из лучших банков России. Неоднократно банк побеждал и в региональном конкурсе «Лучшие предприятия и организации Рязанской области»

NBJ: Но одного желания мало. Какими преимуществами обладает Прио-Внешторгбанк, чтобы быть интересным для клиентов?

В.ГАНИШИН: Мы не перестаём развиваться и никогда не делали себе скидку на провинциальность. Нашим клиентам доступны все услуги, которые могут оказывать банки с универсальной лицензией, включая работу с драгметаллами. На 1 октября 2022 года собственный капитал банка преодолел отметку в2 млрд. Кредитный портфель за последние два года вырос на 52%. С одной стороны, этот рост стал возможен благодарярасширению офисной сети банка в Подмосковье, с другой стороны, нас выбирают, потому что мы предлагаем клиентам тот вариант кредитования, который для них будет самым выгодным. Например, в этом году Прио-Внешторгбанк стал первым банком, который выдал кредит по программе льготного кредитования, реализуемой Правительством Московской области.

По данным исследования, проведённого Центром стратегических разработок, в 2022 году Прио-Внешторгбанк был признан одним из лучших по информированию бизнеса о программе льготного кредитования «1764». По выдаче кредитов по ней Прио-Внешторгбанк тоже традиционно занимает лидирующие позиции в родном регионе.

Программа «1764» – программа субсидирования кредитования Минэкономразвития России, реализуемая по одноименному постановлению Правительства РФ. Банк работает по ней с 2019-ого года, когда она только появилась. Малый бизнес может получить по ней кредит на пополнение оборотных средств и на инвестиционные цели по ставке до 10,25%.

С августа Прио-Внешторгбанк начал работать по программе льготного кредитования российских организаций на приобретение приоритетной для импорта продукции. Она реализуется Минпромторгом России. Теперь кредит на льготных условиях по ней можно получить до 31 декабря, а если предприниматель ввозит оборудование для собственного производства, а не продукцию, то программой можно воспользоваться до конца 2023 года. На сегодня Прио-Внешторгбанк выдал по этой программе кредиты в Рязани, Коломне, Щёлкове, Подольске и Воронеже.

Что касается открытия счетов и обслуживания бизнеса, то и здесь мы стараемся создавать такие условия, чтобы клиентам было выгодно с нами работать. Например, заменили токены (электронные ключи для подтверждения операций, проводимых через клиент-банк) на мобильную подпись. Работать теперь будет проще, а по безопасности мобильная подпись токену не уступает.

Появились в банке и другие полезные нововведения. Например, «Срочный платёж», когда контрагент клиента получает средства в течение 15 минут, причём провести его в Приобанке стоит дешевле, чем в среднем по рынку. Бизнес-карту перевели на национальную платёжную систему «МИР», и её обслуживание стало дешевле по сравнению с картами международных платёжных систем. Это обратили в пользу клиентов: у владельцев бизнес-карт тоже появился кэшбэк. Поскольку это карта МИР, то наличные можно получать в банкоматах любых банков, раньше владельцы бизнес-карт на основе международных платёжных систем были ограничены устройствами банков-партнёров и сетью собственных банкоматов Приобанка. Подключили оплату по QR-кодам через СБП. Предоставляем сервис, позволяющий клиенту проверять своих контрагентов. Скоро в мобильном приложении появится операция «Отзыв платежа».

Клиенты, работающие с иностранными партнёрами, проводят через Прио-Внешторгбанк платежи в юанях, а с недавних пор в банке появилась возможность открывать расчётные счета в казахстанских тенге, армянских драмах и белорусских рублях.

NBJ: Видно, что банк активно развивается и, тем не менее, он неотделим от своих клиентов, а как они себя чувствуют сегодня?

В.ГАНИШИН: Период этого года сложен в оценке. Если сейчас у кого-то есть трудности, то, возможно, пока идёт переформатирование. Производители ищут новых поставщиков, заключают контракты, и должно уйти от года до полутора лет, чтобы наладить производство. Как я уже говорил, есть поддержка государства, дотируются ставки по кредитам, так что нужно только время, чтобы выстроить новые производственные цепочки, если они были разорваны, и заработать в полную силу. На сегодняшний день мы можем сказать, что наши клиенты тоже развиваются. Но если у них будут сложности, банк поможет. 

NBJ: Если вернуться в 90-е, да и не только, ведь был ещё, например, кризис 2008 года, то как складывались отношения с клиентами в эти времена? Вспоминаете те дни как одни из самых трудных?

В.ГАНИШИН: Действительно, это были очень сложные времена. Бывало, что на предприятиях зарплату
не выплачивали по полгода, и руководители обращались к нам и просили помочь. И могу сказать, что многим предприятиям мы помогли не закрыться, старались поддержать, входили в положение. Например, с директором Рязанского приборного завода решали вопрос по выплате зарплат, обращались к нам и руководители Рязанского кожевенного завода, «Рязанского речного порта», Рязанского Государственного Производственного Объединения «Тяжпрессмаш», в которое был реорганизован Рязанский завод тяжёлого кузнечно-прессового оборудования, и многих других. Для нас важно было помогать, потому что мы понимали: это основа региональной экономики, это рабочие места для многих наших рязанцев. Поэтому выручали. И до сих пор многие руководители благодарят за ту поддержку.

В 2011 году Виктор Алексеевич Ганишин по распоряжению главы региона был награждён почётным знаком «За заслуги перед Рязанской областью», а от Ассоциации российских банков – почётным нагрудным знаком «За заслуги перед банковским сообществом». Позже ОН получил ещё одну высокую награду уже от Совета по общественным наградам в банковском деле – нагрудный знак-орден «За заслуги в развитии банковского дела в России»

NBJ: А когда тяжелее принимать решения: по молодости, когда ещё опыта большого нет, но, с другой стороны, и опасений из-за допущенных ошибок тоже нет, или в зрелом возрасте, когда приходит понимание всей ответственности, лежащей на руководителе?

В.ГАНИШИН: Руководящая должность определяет круг обязанностей и знания, которыми надо обладать, а вот правильные решения позволяет принимать только опыт, когда уже не боишься принимать на себя ответственность, при этом осознаёшь, что нельзя что-то необдуманно пробовать и экспериментировать. Банку свои средства доверяют предприятия, жители области, поэтому здесь ошибки недопустимы. Для банка потеря репутации – утрата всего. Можно сказать, что банкир перестаёт существовать в ту секунду, когда теряет репутацию из-за серьёзных ошибок. Помогает, что в банке все решения принимаются коллективно – Правлением, Советом директоров. Учитываем доводы каждого, это страхует от ошибок.

NBJ: Прио-Внешторгбанк – это не просто финансовая организация. Для многих рязанцев, по крайней мере, он ассоциируется с рядом ярких социальных проектов. Это ведь тоже зависит от руководителя. Как вы выбираете, что поддерживать, а что нет?

В.ГАНИШИН: Когда Прио-Внешторгбанк только начинал работать, то сразу было решено, что часть средств будем направлять на благотворительные проекты, поддерживать культуру, спорт, сохранять родную природу и историческую память. Например, так совпало, что, когда банк открывался, для рязанского театра кукол было построено новое здание. А ведь после Олимпиады в Москве, когда было потрачено очень много бюджетных денег на проведение соревнований, средств на строительство и обустройство новых культурных объектов не выделялось. Мы старались помочь нашему рязанскому театру кукол, и завязалась дружба. Она длится уже 33 года, сколько существует банк. Поддерживаем Международный фестиваль «Рязанские смотрины», премию «Зеркало сцены». В прошлом году помогли завершить нашим рязанским журналистам работу над документальной драмой о Великой Отечественной войне «Дорога домой», а потом организовали съёмочной группе творческие встречи в тех городах, где у нас есть офисы, в том числе в Коломне, Щёлкове, Электростали, Подольске. Этой осенью лента была высоко оценена жюри Всероссийского телевизионного конкурса ТЭФИ-Регион: главный оператор картины претендует на бронзового Орфея – вышел в финал в своей номинации.

Много в этом году помогаем тем, кто покинул ЛНР и ДНР и приехал к нам. Не забываем про областной Союз многодетных семей. Но если всем помочь не можем (запросов много) и встаёт вопрос: кому? – выбираем, кто острее нуждается. Работает тот же принцип, которым мы руководствуемся в нашей основной работе: «Прио-Внешторгбанк – мир денег для мира людей»… 

Беседовала: Елена Крючкова

Материал также опубликован в печатной версии Национального банковского журнала (ноябрь 2022)

Поделиться:
 

Возврат к списку