Аналитика и комментарии

06 октября 2022

Soft skills и Hard skills: на Открытой дискуссии президента АРБ, академика РАН Гарегина Тосуняна, обсудили «мягкие» и «жёсткие» навыки в финансовой сфере

15 сентября прошла 65-я Открытая дискуссия президента АРБ, академика РАН Гарегина Тосуняна, в ходе которой состоялось обсуждение применения «мягких» и «жёстких» навыков в финансовой сфере. Преподаватели вузов, эксперты банковского сообщества поделились своей точкой зрения на то, какими навыками и умениями должны обладать будущие и нынешние специалисты, каковы характерные особенности молодого поколения Z.

ТЕМА SOFT SKILLS АКТУАЛЬНА И ДЛЯ БИЗНЕСА, И ДЛЯ ВУЗОВ

«Роль психологии в решении экономических вопросов неуклонно повышается», – заявил Гарегин Тосунян. В качестве примера он привёл учёного-психолога Даниеля Канемана, одного из основоположников поведенческой экономики, в которой объединены экономика и когнитивистика, для объяснения иррациональности отношения человека к риску в принятии решений и в управлении своим поведением.

Президент АРБ рассказал, что за свою работу в 2002 году Канеман был награждён Нобелевской премией по экономике с формулировкой «за применение психологической методики в экономической науке, в особенности – при исследовании формирования суждений и принятия решений в условиях неопределённости», несмотря на то, что исследования проводил как психолог, а не как экономист.

«Ключевой вопрос нашей Открытой дискуссии – это соответствие квалификации и знаний студентов актуальным потребностям финансового рынка – отметил Гарегин Тосунян. – Hard skills, или жёсткие навыки, это конкретные умения, которые используются в профессиональной деятельности: например, знание иностранного языка, умение пользоваться различными программами и другие. Soft skills, или гибкие навыки, умения, не связанные с конкретной работой, но помогающие делать её эффективно: способность общаться и договариваться, креативность, планирование, принятие решений. Мы часто наблюдаем в бизнесе: если не можешь найти контакт с партнёром, то никогда не убедишь его иметь с тобой дело. Да и в высшей школе не редки случаи, когда преподаватель максимально профессионален, но из-за отсутствия определённых навыков не может донести свои мысли до студенческой аудитории. Так что тема soft skills актуальна и для бизнеса, и для вузов», – сказал президент АРБ.

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД СТАНОВИТСЯ БОЛЕЕ СЛОЖНЫМ

Гульнара Ручкина, декан юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ, начала свое выступление с упоминания о значимом факте в российской системе высшего образования. Так,  в мае 2022 года Валерий Фальков, министр науки и высшего образования РФ, сообщил о том, что в России Болонская система является «прожитым этапом», и необходимо создать «собственную уникальную систему образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента».

Гульнара Ручкина подчеркнула важность понимания того, что это означает для той системы профессиональных компетенций, которые были значимы для всего предыдущего этапа развития российской образовательной системы. При этом, отметила она, возникает целый ряд важных вопросов. Какие профессиональные компетенции будут востребованы в новой парадигме системы высшего образования? Требуют ли современные социально-экономические реалии от системы высшего образования изменения содержания компетентностного подхода, включающего в себя, прежде всего, формирование у выпускников hard skills («жёстких навыков») и soft skills («мягких навыков»)? Трансформируется ли поле профессиональной занятости в условиях внедрения цифровых технологий? Следует ли уделять личностным качествам выпускников первоочерёдное внимание? Должны ли они быть сформированы именно в образовательной среде вузов?

Профессиональные компетенции – это совокупность знаний, умений, навыков, которые в процессе обучения приобретает студент, и которые востребованы работодателями в различных сферах. При этом содержательно, в зависимости от целей и задач, которые стоят перед той или иной отраслью экономики конкретного государства, профессиональные компетенции могут быстро изменяться, и то, что было нужно вчера, становится незначимым сегодня или завтра, считает Гульнара Ручкина.

«В эпоху развития цифровизации, когда мы противостоим огромному количеству санкций, когда необходимо создать собственную технологичную национальную экономику (при этом в её основе должны лежать морально-этические ценности), в первую очередь, необходимо определиться с актуальным содержательным контентом профессиональных компетенций», – сказала она.

Время стремительно меняется, и сами компетенции также претерпевают изменения. Происходит и смена поколений. Сейчас молодое поколение – это поколение Z. Оно обладает определёнными характеристиками, которые необходимо учитывать при формировании профессиональных компетенций.

В Финансовом университете при Правительстве РФ было проведено исследование, которое позволило «нарисовать портрет» данного поколения.

Представители поколения Z отличаются такими чертами, как самостоятельность, склонность к конкуренции. Им свойственно умение работать в условиях многозадачности, они обладают свободным от границ мышлением, но при этом не отличаются креативностью и критичностью. Также их мышление можно назвать клиповым.

Это социально ответственные люди (берут пример у лучших сверстников), они комфортно чувствуют себя в цифровой среде, но обеспокоены вопросами собственной кибербезопасности. Эти молодые люди не всегда могут найти достоверную информацию, и их не так сложно ввести в заблуждение.

Одной из характерных черт нынешнего поколения является то, что в общении с ними бесполезно апеллировать к авторитету, возрасту, опыту и традициям. Они не терпят жёстких иерархических структур, поэтому для них руководитель должен быть, прежде всего, наставником. Работа в команде даётся им не очень легко, они любят индивидуальное оценивание, персонифицированные задания и поручения. При этом испытывают трудности в выстраивании отношений с коллегами из-за возможной конкуренции.

Гульнара Ручкина рассказала о том, что у студентов не сформирован навык автономной и самостоятельной работы на предыдущих ступенях образования. При этом у самих преподавателей не всегда сформированы необходимые цифровые компетенции, что актуализирует обращение к педагогике и дидактике новых форм образовательного процесса, к изменению роли педагога в новой цифровой среде.

Подвергается изменению и соотношение компетенций между собой. Если раньше безоговорочное лидерство было за знаниевыми, техническими и технологическими навыками, то в ходе исследования 2015 года, проведённого Гарвардским университетом и Стенфордским исследовательским центром, было выявлено, что для профессионального роста и быстрого развития важнее оказываются именно «мягкие навыки».

«Уже сейчас становится очевидно, что само понятие «профессия» утрачивает своё первоначальное значение, поэтому думается, что верной характеристикой сегодняшнего состояния будет «транфессия», под которой понимается вид трудовой активности, реализуемый на основе синтеза и конвергенции профессиональных компетенций, принадлежащих к разным специализированным областям», – отметила декан юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ.

«Для современного человека компетентностный подход в контексте ориентации на развитие в условиях цифровой экономики становится более сложным и включает soft skills и hard skills, жизненно важные или необходимые навыки, умственные навыки и метанавыки, – завершила свой доклад Гульнара Ручкина.

НЕОБХОДИМО НАЛАДИТЬ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРАКТИК СТУДЕНТОВ В БАНКАХ

Вопрос, как найти баланс между соотношением soft skills и hard skills в плане организации процесса обучения студентов, является непростым, и, конечно, опыт практика-финансиста может быть очень ценен для молодой аудитории, слушателей вузов, считает Олег Скворцов, председатель Правления Ассоциации российских банков.

В своём выступлении он высказал мнение о том, что необходимо наладить организацию практик студентов в банках, а также рассказал об основных типах навыков hard и soft skills.

К ключевым «твёрдым (жёстким) навыкам» Олег Скворцов относит: конкретные знания и способности, технические навыки, умение действовать в установленных рамках, выполнять конкретную работу, результат которой контролируем и измеряем. Soft skills сложнее оцифровать.

«Почему глубокое знание работы с электронными таблицами так важно для карьеры в банках? – Благодаря этому навыку вы можете упростить и ускорить свою работу, не имея специальных программных средств. Облачные решения – тоже очень важный инструмент для командной работы», – отметил он.

Для банковской (финансовой) сферы наиболее важными эксперт назвал такие «гибкие навыки» как умение работать в команде, адаптивность, коммуникативные навыки. Большое значение имеют также такие личностные свойства как стрессоустойчивость, самокритичность, самообучаемость. Ещё одной группой важных «гибких навыков» для банковской сферы являются эмпатия, выявление потребностей клиента и умение работать с их возражениями.

Председатель Правления АРБ также считает, что тезис «soft skills нельзя научиться на тренинге или курсе, они закладываются в детстве и развиваются в течение всей жизни» крайне спорен. По его мнению, действительно, эти навыки «формируются в детстве и связаны с эмоциональным интеллектом», но их можно развивать в течение своей жизни и карьеры.

Олег Скворцов предложил ответить на вопрос, нужно ли развивать все навыки и возможно ли это: «Ведь навыков soft skills порядка 15–20 и, наверное, человек не может развить их все. Что важнее – работать со своими минусами или развивать свои плюсы? Я знал примеры, когда человек пытался исправить свой профессиональный недостаток, связанный с его «мягкими навыками», и в результате этого не развивал свои сильные черты, которые в командной работе могут быть более востребованы. Поэтому очень важно при попадании в какой-то проект проанализировать свой профиль в команде, понять свою роль, как закрыть риски, связанные с минусами. Нужно также почитать книги, посоветоваться с коллегами и близкими, понять обратную связь. И уже после этого выработать план своего развития. Нужно понимать, что нельзя останавливаться: процесс корректировки и развития «мягких навыков» происходит фактически в течение всей жизни».

Эксперт рассказал о других группах навыков, которые также необходимо выделять. Это job-specific skills, которые возникают в результате узкопрофильного обучения и профессионального опыта. Например, работа в CRM-системе и с базами данных, знание узкоспециальных ИТ-программ и т.д. Эти навыки тоже важны, потому что их можно использовать в дальнейшем при достижении новых компетенций.

Еще есть transferable skills или передаваемые навыки – это навыки, приобретённые в смежных и непрофильных областях, которые могут использоваться в текущей деятельности. Например, разрешение конфликтных ситуаций, опыт публичных выступлений, работа в проектных командах, бюджетирование.

Важно также использовать знания и умения, полученные в смежных областях – умения построить аналогии, использовать существующие в этих направлениях кейсы и переносить их на свою деятельность, отметил председатель правления АРБ.

ОТ «МЯГКИХ НАВЫКОВ» К МЕТАКОМПЕТЕНЦИЯМ

Доклад Марии Гагариной, доцента департамента психологии и развития человеческого капитала Финансового университета при Правительстве РФ, был посвящён переходу от soft skills к метанавыкам и метакомпетенциям.

«В постоянно меняющемся мире невозможно научиться всему. Поэтому кроме «мягких» и «жёстких» навыков нам необходимы метакомпетенции. Под метакомпетенциями мы понимаем умение учиться и личностные особенности, способствующие развитию. Метанавыки побуждают людей с энтузиазмом относиться к обучению и получать удовольствие от самого процесса решения проблем, от собственного развития, от овладения новыми специальностями, получения новых знаний. Концепция обучения в течение всей жизни не нова. Однако я хочу подчеркнуть, что человек учится всю жизнь не потому, что боится быть невостребованным на рынке труда, а потому, что сам процесс обучения и самосовершенствования доставляет ему удовольствие», – объяснила Мария Гагарина.

Очень важно, чтобы жизнь не делилась на работу и нормальную жизнь. Нужно понимать, что работа (учёба) – это достаточно содержательная часть жизни, и важно, чтобы она имела смысл и приносила удовлетворение.

Чем отличаются метанавыки от soft skills и hard skills? «Если мы  говорим о «жёстких навыках», то они отвечают за глубину погружения в предмет. В то время как «мягкие навыки» – скорее об умениях выполнять задачу, подавать информацию. Если убрать  hard skills, исчезнет содержание, если не будет soft skills, мы не сможем его подать», – отметила Мария Гагарина.

Метанавыки не сводятся только к soft skills, они находятся «над ними» и отвечают за умение понять, каких soft skills и hard skills не хватает человеку в настоящий момент. Это также желание обрести недостающие soft skills и hard skills и умение найти ресурсы и источники для обучения и развития.

Метанавыки или метакомпетенции состоят из трёх аспектов. Во-первых, из самосознания – умения распознавать и понимать свои собственные эмоции, признавать свои личные сильные и слабые стороны и верить в свои способности. Во-вторых, из креативного решения проблем – нахождения инновационного решения. В-третьих,  из устойчивости, которая складывается из выносливости, способности управлять сильными эмоциями и совладать с ними в сложных ситуациях.

«Отдельная дискуссионная проблема – это вопрос совладания со стрессом. Стресс является нормальным атрибутом нашей меняющейся жизни, – подчеркнула Мария Гагарина. – Если человек не испытывает стресс, значит человек умер. Для того чтобы справиться со стрессом, надо понять, что является в деятельности человека стрессогенным».

Есть факторы, которые активно способствуют тому, чтобы человек справился со стрессом. Во-первых, физиологические характеристики – здоровье и особенности нервной системы. Во-вторых, психо-логические особенности – интеллект, используемые стратегии совладания и защитные механизмы, мотивация. В третьих, социальные – наличие социальной поддержки и умение за ней обращаться. Также когда мы говорим о стрессе важно понимать, что стресс может наступать не только в результате одного события высокой интенсивности, но также может иметь место кумулятивный эффект, когда различные незначительные, но при этом неприятные события накапливаются.

В конце своего доклада Мария Гагарина рассказала о том, как студенты понимают «умение учиться». Были собраны свободные ассоциации и построена ядерно-периферическая модель при помощи одного из методов психологии. В результате выяснилось, что «ядро социальных представлений об умении учиться у студентов – это самая устойчивая часть, которая включает организованность, развитие (что очень важно), умения и способности. Таким образом, для студентов умение учиться – это их собственная ответственность, и это очень радует, потому что здесь проявляется субъектность», – отметила Мария Гагарина.

САМОЕ ГЛАВНОЕ – ЭТО ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ И ЖЕЛАНИЕ ПЕРЕУЧИВАТЬСЯ

«Soft skills – это наша возможность взаимодействия с миром, это постоянная работа над собой, которую нельзя прекращать на протяжении всей жизни», – считает Сергей Кузнецов, директор московского центра разработки компании ITentika.

Он высказал свою точку зрения на то, как соотносятся между собой soft skills и hard skills. «Если на рынке не хватает специалистов, на первый план выходят «софты». Если посмотреть на ситуацию на рынке ИТ, которая сложилась с 2020 года, когда финтех «пропылесосил» весь рынок ИТ-специалистов, мы столкнулись с тем, что не было возможности нанять хороших разработчиков, их приходилось учить, – рассказал Сергей Кузнецов. – Поэтому когда мы нанимали кадры в ИТ-области, то в первую очередь смотрели на soft skills для того, чтобы понимать, что этот специалист быстро пройдёт по всем этапам обучения нашей программы образования. В 2020 годы «софты» на рынке ценились в соотношении 80 к 20. Сначала все смотрели на soft skills, потом уже на hard skills. Это был серьёзный перегиб, связанный с дефицитом кадров в ИТ-сфере. Сейчас ситуация обратная. На рынок вышло большое количество специалистов, что было связано с определёнными событиями. И компании в первую очередь смотрят на «харды». Но нужно понимать, что без soft skills нормальное взаимодействие внутри команд невозможно».

Сейчас необходимо понять, какие soft skills являются наиболее важными на ближайшее время, подчеркнул эксперт. «Самое главное – это любознательность и желание переучиваться. Учиться мы все научились. Но самая большая проблема в том, что знания, которые дошли до нас, воспринимаются нами как аксиома, и мы не делаем попыток для получения новой информации. Это колоссальная проблема, с которой я очень часто сталкиваюсь в своей работе. Умение переучиваться и делать это быстро, в течение 3–6 месяцев, стирать ту информацию, которая была в голове, и получать новую – это главный soft skills, который для всех очень важен», – считает Сергей Кузнецов.

В ходе дальнейшей дискуссии спикеры ответили на многочисленных вопросы слушателей, как студентов, так и преподавателей вузов. 

Текст: Оксана Дяченко

Материал также опубликован в печатной версии Национального банковского журнала (сентябрь 2022)

Поделиться:
 

Возврат к списку