Аналитика и комментарии

12 сентября 2024

Сергей ГРЕДНИКОВ, Т1 Иннотех: Как финсектору обеспечить миграцию на отечественные ИТ-решения

По разным оценкам, российские банки импортозаместили значительную часть критических информационных систем: в некоторых финансово-кредитных организациях доля российских продуктов в ИТ-ландшафте уже достигает 85%. Однако процесс перехода на решения отечественного производства продолжается, и сделать эти изменения «безболезненными» – одна из ключевых задач бизнеса. О том, как финсектору осуществить перенос ИТ-инфраструктуры, сведя к минимуму время простоя и сохранив целостность данных, рассказал Сергей ГРЕДНИКОВ, директор дивизиона технологического развития розничного бизнеса Т1 Иннотех.

Работоспособность на четыре девятки

Сохранение работоспособности систем при обновлении ИТ-ландшафта крайне важно в сферах, где даже кратковременное ограничение доступа к цифровым услугам влечёт денежные потери и отток клиентов, например в финсекторе.  Сделать эти изменения «невидимыми» позволяет бесшовная миграция: она предполагает перенос данных в новую систему без остановки бизнес-процессов, а значит, незаметно для банков и пользователей финансовых сервисов. Эта процедура позволяет как усовершенствовать текущие процессы, так и подготовить инфраструктуру к последующему развитию бизнеса. При этом утрата или раскрытие чувствительных данных может иметь серьезные последствия для организации и её клиентов. Поэтому перенос должен осуществляться с помощью надёжных инструментов – миграторов – и проверенных методов.

Миграция: шаг за шагом

Начать подготовку к переносу данных необходимо с проработки плана. Как правило, он включает определение перечня данных для переноса, их источников и систем, которые будут затронуты, а также разработку алгоритма дополнений и преобразования информации. На этом этапе также требуется обязательное проведение GAP-анализа: он позволяет сравнить и устранить расхождения между текущим и ожидаемым результатом с помощью параллельного запуска исходной и целевой систем.

На этапе подготовки важно определиться с автоматизированным инструментом, который непосредственно помогает переносить данные из одной системы в другую. Во всех случаях необходимо проверить наличие функции выгрузки данных, их очистки, дополнения, дедупликации и загрузки в целевую систему. Иногда для производства инструмента, соответствующего конкретной ситуации, может понадобиться доработка как прежнего ИТ-решения, так и нового. Этот шаг необходим, чтобы устранить расхождения между функциональностью в текущей и настраиваемой системах и эффективно реализовать запланированный подход.

После подготовительного этапа компания приступает к пилотированию целевой системы – результаты помогут оценить влияние изменений на бизнес-процессы. Это позволит предупредить возможную потерю данных и определить, подходит ли выбранный сценарий миграции или требуется разработка дополнительных вариантов, доработка или выбор нового инструмента для выполнения задачи.

Если пилот прошёл успешно, запускается массовый перенос данных. На этой стадии в зависимости от реализуемых бизнес-задач может потребоваться группа экспертов для постоянного контроля процесса и последующей консультации всех участников.

Тонкости переезда

Сложность и стоимость миграции, в первую очередь, зависят от качества информации, накопленной в ИТ-системах банка. Ускорить процесс можно за счёт предварительного удаления устаревших, а также консолидации или преобразования актуальных данных. Не менее важно качество проведения самой процедуры перехода и работа команды, которая включает в себя специалистов со стороны бизнеса и ИТ. В состав проектной группы должны входить системные аналитики, разработчики, тестировщики, ИТ-архитекторы, бизнес-аналитики. Корректная проработка этапов миграции и, как следствие, решение самой задачи также будет невозможно без специалистов по дата-анализу. Дополнительно банк может привлекать экспертов по информационной безопасности, сопровождению систем и поддержке клиентов.

Для бесшовного переноса ИТ-инфраструктуры может потребоваться разное количество времени – от пары месяцев до нескольких лет. Продолжительность миграции во многом зависит от объёма данных и масштаба процесса. Финансовые затраты, как правило, ограничиваются производством инструмента миграции и формированием команды специалистов, осуществляющих основной пул работ и последующую консультацию. Однако в процессе может возникнуть потребность в дополнительных средствах: например, для устранения расхождений между старым и новым ИТ-решением и возможного улучшения сценария миграции.

В заключение

Бесшовный перенос данных в новую систему критически важен для обеспечения непрерывной работы бизнеса и минимизации простоев. Это относится к финансовым организациям, которые работают с большими массивами чувствительной информации своих клиентов. Чтобы сделать процесс более управляемым, необходимо придерживаться определённого плана действий, уделив особое внимание пилотному запуску, подбору нужных инструментов и привлечению опытной команды специалистов.

Поделиться: