Аналитика и комментарии
Михаил САТЫШЕВ, «Авантаж»: «Банкам мы предлагаем механизм, позволяющий перекладывать расходы ведения банкротства на другую организацию»

В интервью Национальному банковскому журналу (NBJ) генеральный директор Консалтингово-Коллекторского агентства «Авантаж» Михаил САТЫШЕВ рассказал, как в текущих условиях применяется неоднократно испытанный его компанией набор правовых инструментов и механизмов по взысканию долгов премиум класса.
NBJ: Михаил, принято считать, – и это показывает практика, – что сложные денежные споры лучше всего поручать специалистам высокого уровня. «Авантаж» соответствует этим требованиям?
М. САТЫШЕВ: Будучи юристом по образованию, я занимаюсь такими вопросами на протяжении многих лет. Разумеется, не один, а с целой командой опытных помощников. И дела, которые мы берём, – непростые: взыскание долгов, налоговые споры (в том числе участников ВЭД), противодействие недружественному поглощению.
Наши услуги – это цивилизованный, исключительно в рамках закона, высокотехнологичный бизнес. Команда имеет опыт работы в правоохранительных органах, судах, силовых ведомствах, все прошли специальную подготовку, владеют арсеналом знаний из таких областей как психология, социология, юриспруденция, финансы. Нами разработаны и успешно применяются адаптированные к российской действительности методики.
NBJ: Согласитесь, в сознании простых россиян образ коллектора зачастую ассоциируется с хамоватым громилой, готовым на всё, чтобы выбить долг. Но деятельность вашей компании строится, как я понимаю, совсем по иному принципу и во многом отличается от работы других коллекторских агентств. В чём разница?
М. САТЫШЕВ: Наша компания давно отказалась от общения с должниками в форме телефонных разговоров и посещения их с просьбой вернуть долг до изучения и ареста имущества, тем самым получения контроля над их бизнесом и имуществом.
Наш процесс взыскания состоит их трёх направлений: судопроизводство, уголовное преследование должника и поиск активов, с тремя этапами в каждом направлении. На каждом этапе каждого направления имеются свои наработки, позволяющие максимально эффективно взыскивать долги.
Например, судебное решение мы стараемся получить как можно быстрее, и размер требований делаем максимально обоснованным.
Следующее: в исполнительном производстве мы взаимодействуем с судебными приставами, направляем им требования о направлении запросов во многие организации, располагающие сведениями об имуществе или правах должника, и контролируем выполнение наших требований.
Даже в том случае, если на предприятии запущен процесс ликвидации, в процедуре банкротства мы поднимаем все его хозяйственные связи и находим выведенные денежные средства, украденное имущество и привлекаем руководителя, учредителя, главного бухгалтера и иных контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности.
При подготовке заявления в правоохранительные органы мы стараемся собрать максимальную информацию о противоправных действиях должника и лиц его окружающих и участвующих в хищении, взглянуть на действия должника с точки зрения совершения преступления.
NBJ: Текущее российское законодательство помогает или мешает эффективному взысканию задолженности?
М. САТЫШЕВ: С каждым годом мошенники-должники изобретают новые уловки хищения денежных средств. Но с каждым годом и судебная практика и законодательство движется вперед.
Например, когда-то должник наращивал свою задолженность дружественными кредиторами. Затем контролировал процедуру банкротства. Сейчас есть экстраординарное обжалование, позволяющее новому кредитору оспаривать судебное решение, на основании которого дружественный должнику кредитор был включён в реестр.
Или другой сюжет. Когда-то весь груз субсидиарной ответственности ложился на генерального директора. Сейчас круг таких лиц расширился.
NBJ: Вам, как эксперту рынка, какими видятся проблемы взыскания задолженности?
М. САТЫШЕВ: В ряде случаев банки, боясь формирования резервов, пытаются продлить срок возврата задолженности, тем самым загоняя себя в угол. Ведь при росте задолженности недобросовестный должник имеет возможность вывести все активы.
Или кредитные организации, имея привилегированное право подачи заявления на банкротство, не пытаются этим правом воспользоваться, объясняя свое бездействие тем, что в подобном случае им придётся нести и расходы на процедуру банкротства. Мы можем предложить механизм, позволяющий перекладывать расходы на ведение банкротства на другую организацию. Но не стану раскрывать нюансы, потому что это наше ноу-хау.
Отмечу, что в деятельности банка огромную роль играет служба безопасности. Здесь и анализ должника, и его контрагентов, и руководителей, и учредителей. Когда же начинается процедура банкротства должника, то арбитражный управляющий уже не имеет такой поддержки.
Понимая всю важность работы по поиску активов, мы сопровождаем деятельность арбитражного управляющего по анализу деятельности должника до дефолта и после него, то есть, когда уже должник находится в процедуре банкротства. Профессионалы из нашей компании делают анализ всех сделок, платежей должника, налогов, которые он уплачивал.
NBJ: «Авантаж» работает только со столичным бизнесом?
М. САТЫШЕВ: У нас есть представительства по всей России – наш бизнес построен, как федеральная сеть. То есть в каждом федеральном округе у нас есть свой филиал.
В регионах мы устанавливаем тесное взаимодействие с правоохранительными органами таким образом, чтобы они тщательно отрабатывали каждое наше заявление о преступлении и при наличии признаков и собранных нами доказательств возбуждали уголовные дела.
Нас рекомендуют наши партнеры – известные российские компании. На международном уровне – торгпредства РФ в Чехии, Румынии, Италии, Мексике, Китае и США.
NBJ: Вы, ваши клиенты, как-то оцениваете эффективность вашего бизнеса? Можете назвать цифры?
М. САТЫШЕВ: По долгам премиум класса максимальный процент взыскания составляет от 150% до 266,7%, по потребительским кредитам – от 200% до 450% от основного долга.
NBJ: За долгие годы работы на рынке взысканий, компания наработала огромный опыт. Вы им делитесь с коллегами, клиентами, партнёрами?
М. САТЫШЕВ: Мы создали клуб «Авантаж», где в формате заседаний, чем-то похожих на мини-конференции МВА, организуем мастер-классы по различным направлениям бизнеса. На этих мероприятиях выступают профессионалы, мастера своего дела, которые делятся своим опытом по тем вопросам, где имеют необходимые компетенции.
Я и сам читаю лекции и провожу мастер-классы. В Институте бизнес-делового администрирования РАНХиГС (рук. Чеканский А.Н.) и в Финансовом университете (рук. Евтихиева Н.А.) в системе обучения МВА провожу мастер-класс по взысканию проблемных долгов.
Также мною были проведены мастер-классы на восьми потоках руководящего состава Россельхозбанка, на которых присутствовало около 160 руководителей филиальной сети этой кредитной организации. Топ-менеджеры банка оставили очень высокие отзывы.
Хочу пригласить читателей вашего журнала на наше очередное мероприятие. 29 сентября 2023 года будет проходить заседание клуба «Безопасность предприятия. Риски банкротства предприятия», на котором мы поделимся своим опытом и наработками в этой сфере.
Беседовал: Станислав Комаров
Материал также опубликован в печатной версии Национального банковского журнала (июль-август 2023)