Аналитика и комментарии

03 октября 2023

Мария СОЛКАН, JTC: «Новая реальность рождает новые модели сотрудничества»

Мария СОЛКАН, коммерческий директор компании JTC в беседе с Национальным банковским журналом (NBJ) рассказала об основных современных трендах дистанционного банковского обслуживания, о том, как компания JTC адаптируется к изменениям рынка, об опыте успешного сотрудничества с командами банков и о преимуществах, которые получает финансово-кредитная организация в синергии с вендором.

NBJ: Мария, расскажите, пожалуйста, какие тренды дистанционного банковского обслуживания вы наблюдаете в настоящее время на российском рынке?

М. СОЛКАН: Приобретение банковских продуктов преимущественно в цифровых каналах – это уже стандарт рынка. Сегодня понятия «хороший» и «быстрый» стали для клиентов синонимами. Банки это хорошо понимают и активно развивают свои дистанционные каналы обслуживания.

Скорость изменений колоссальная, и она требует большой прочности инфраструктуры и серьёзных компетенций продуктовых и ИТ-команд.  Фокус смещается к микросервисной архитектуре, над которой параллельно трудятся несколько команд одновременно.  При этом важно обеспечивать одинаковое качество клиентского опыта в любой точке касания и добиваться максимально бесшовных переходов между сервисами.

Но, как показали события 2022 года, многие банки развивали свои сервисы неоднородно. Функционал интернет-банков оказался скуднее приложений. К сожалению, до сих пор не все участники рынка могут воспроизвести привычные сценарии пользователя в интернет-банке или предложить PWA-версию.

JTC является сторонником омниканального подхода, обеспечивающего единый time to market для веб- и мобильной версий. Использование одинаковой кодовой базы значительно упрощает реализацию, поскольку нужна только адаптация дизайна.

Необходимость быстрых изменений архитектуры, активное заполнение витрин новыми продуктами, в том числе за счёт разворота в сторону построения экосистемы сервисов и открытого банкинга, смещают фокус разработки на микросервисные платформенные решения, которые банк создаёт и развивает в синергии с вендором.    

NBJ: Какие инструменты ДБО, по вашему мнению, помогают банкам быть в лидерах и успешно конкурировать за клиента в современных реалиях?

М. СОЛКАН: По данным исследования Markswebb, лидируют банки, обеспечивающие клиентам широкие функциональные возможности. Конкурентным преимуществом становится лучший клиентский сервис и скорость time to market. Банки затрачивают много усилий на исследования клиентского пути, его постоянное улучшение, стремятся как можно быстрее тестировать гипотезы и выводить на рынок новые продукты. Для поддержки скорости запуска сервисов и системного управления изменениями необходима универсальная цифровая платформа.

Она должна обеспечивать высокую производительность, масштабируемость и скорость разработки, а также возможность гибкого расширения функционала без глубоких знаний в области архитектуры и программирования. А также использовать не только лучшие практики, но и современные подходы и инструменты, такие как: микросервисная архитектура, кластеризация, Оpen API, развитая база для разработки бизнес функционала, в виде реализованных сервисов и библиотек и т.д.

Российский клиент привык к высокому уровню сервиса и не готов тратить своё время на заполнение сложных заявок. Клиентский путь постоянно стремится к упрощению. А такие дополнительные сервисы как цифровой профиль, распознавание документов, чаты, удалённая идентификация, безбумажный офис помогают формировать положительный клиентский опыт.    

NBJ: Конъюнктура ИТ-рынка постоянно меняется. Какие модели взаимодействия с вендорами актуальны сейчас, на ваш взгляд?

М. СОЛКАН: Быстрые темпы цифровизации в совокупности с ограничениями вендорлок стали драйвером для переоценки бизнес-парадигмы в банках. Требования и конъюнктура ИТ-рынка изменились. Сегодня банкам важно быть владельцами не только своей инфраструктуры, но и самостоятельно поддерживать и развивать функциональность своих онлайн-сервисов.

ИТ-рынку также необходима трансформация с переходом к гибкой модели партнёрства. Важно двигаться навстречу банку в решении поставленных бизнес-задач, помогать находить новые точки роста и создавать индивидуальные решения с возможностью их дальнейшей поддержки и развития банком. В результате такой синергии строятся долгосрочные отношения, которые предполагают взаимный вклад в перспективу и успех проектов.

NBJ: Как компания JTC адаптируется к изменениям рынка?

М. СОЛКАН: Компания JTC изначально была ориентирована на индивидуальный подход в работе с клиентами. Мы понимаем важность выстроенных бизнес-процессов в банке и адаптируемся под них. В парадигме
формирования индивидуального подхода, мы предлагаем свои компетенции для выстраивания экосистем на базе собственной или банковской платформ и реализацию различных функциональностей систем ДБО и личных кабинетов. Эксперты компании обладают уникальными экспертизой и опытом, которые позволяют создавать различные продукты, включая такие сложные как cash-management.

Для реализации вызовов, которые ставят перед собой кредитные организации, также необходимо уделять важную роль проактивной позиции и развитию инструментов быстрой разработки.

Благодаря такому подходу, в  нашей практике собрана экспертиза и опыт реализации совместных проектов с различными банками, в том числе и из ТОП-10.

NBJ: Интересно узнать о вашем опыте успешного сотрудничества с командами банков. Расскажите о формуле такого взаимодействия ио преимуществах, которые получает банк в синергии с вендором…

М. СОЛКАН: Формула современного сотрудничества банка и вендора строится на принципах партнёрства, включённости в бизнес-задачи банка и прозрачности сотрудничества. В такой синергии банк получает ускорение сроков реализации своих проектов, доступ к уникальной экспертизе и инструментам быстрой разработки, адаптированное или индивидуальное решение  с передачей исходных кодов.

Расскажу о нашем опыте на примерах нескольких совместных проектов. По условиям NDA, не буду раскрывать названия банков.     

Один из наших партнёров ежеквартально запрашивал у своих клиентов, юридических лиц, имеющих кредиты, большой перечень различных форм документов для предоставления отчётности в ЦБ. Текущий процесс требовал оптимизации, и банк обратился к нам с нестандартной задачей его автоматизации в цифровом канале банка. Мы разработали бизнес-логику и реализовали комплексное решение с функциональностью автоматизированного запроса юридически значимых документов на базе собственной платформы.

Другой партнёр, после M&A, использовал несколько систем ДБО и хотел перейти к системе собственной разработки. Перед нами стояла задача – помочь банку с переходом и миграцией клиентских данных. В рамках этой задачи, командой JTC были разработаны новый frontend-слой и интеграционный middle-слой для основной системы ДБО, универсальный инструмент для переноса клиентских данных и реализован большой перечень функциональных модулей ДБО на платформе банка. Мы продолжаем сотрудничество в разрезе решения другой задачи – создание новой системы СЦК взамен текущей РЦК.          

Следующий партнёр обратился к нам с задачей по созданию универсального интерфейса системы ДБО для юридических лиц, понятного для всех категорий клиентов. Мы провели исследование с анализом текущего дизайна и опросом клиентов банка. На базе полученной аналитики разработали гипотезу и прототип, по которым запустили цикл тестирований, аналитики и необходимых доработок. Благодаря итерационному подходу финальная версия дизайна была полностью протестирована и готова к промышленной эксплуатации.

NBJ: Какими вы видите перспективы сотрудничества компании с финансово-кредитными организациями?

М. СОЛКАН: Вендор должен смотреть на перспективу и быть гибким, прогнозировать изменения и потребности рынка, чтобы в нужный момент быть готовым к новым реалиям.

Компания JTC изначально выбрала путь партнёрства, отказавшись от «коробочной» модели продаж с классической поддержкой, которая ставит в зависимость от вендора при любых изменениях и доработках. Мы верим, что только партнёрские отношения и свобода выбора для клиента, но никак не «вендорское рабство» могут гарантировать по-настоящему качественный продукт.  

Беседовала: Оксана Дяченко

Материал также опубликован в печатной версии Национального банковского журнала (сентябрь 2023)

Поделиться:
 

Возврат к списку