Аналитика и комментарии

10 апреля 2023

Илья ПАРАМОНОВ, iFellow: Трансформация ИТ-ландшафта банков. Пересмотр стратегий

Последние несколько лет крупные банки, будучи наиболее передовыми с точки зрения ИТ-игроками, создавали обширные стратегии цифровизации на несколько лет вперед. Строили собственные экосистемы, развивали непрофильные сервисы — такси, музыкальные библиотеки, онлайн-кинотеатры и т. п. Но сейчас, в связи с геополитическими событиями, приоритеты изменились. Банки сталкиваются с санкционным давлением, и развитие дополнительных сервисов теперь — не первоочередная задача. Важно стабилизировать бизнесобразующие ИТ-платформы, завязанные на импортных продуктах, снизить риски непрерывности бизнеса и сохранить возможность масштабирования ИТ, полагает операционный директор iFellow Илья ПАРАМОНОВ. Своими размышлениями он делится читателями NBJ.

Уход иностранных вендоров привел к трансформации ИТ-ландшафта и изменению архитектурных подходов. Стратегии пришлось значительно корректировать — как по технологическим, так и бизнес-параметрам — и направлять средства на программы импортозамещения, обновления стека технологий, а также развитие собственных решений.

Крупные банки уже наметили планы и серьезные бюджеты на ИТ, и мы ожидаем достаточно большой спрос на профильных специалистов.

Смена приоритетов

На финансовый сектор, по оценкам НИУ ВШЭ, приходится около 20% суммарных «цифровых» расходов в стране. Но весной и летом прошлого года в отрасли наблюдалась стагнация. Банки, которые использовали зарубежные решения, взяли паузу, чтобы понять намерения иностранных вендоров и проанализировать, какие критичные для ИТ-инфраструктуры продукты исчезнут с рынка.

Главным приоритетом стала необходимость обеспечить непрерывность бизнес-процессов и стабильную работу клиентских сервисов, а также выстроить систему защиты данных. В связи с этим банкам пришлось пересмотреть оценку критичности и уязвимости своей инфраструктуры, а службам информационной безопасности ускоренно менять иностранные средства защиты на российские.

Сейчас финансовый сектор постепенно переходит на собственные решения, меняет офисные приложения на отечественные продукты. К примеру, мы реализовали проект для одного из банков, входящих в ТОП 5: провели миграцию более чем 10 тысяч его сотрудников на пакет «Мой офис». Еще одно российское решение — платформа CommuniGate Pro, работу по внедрению которой наша компания успешно ведет в одной из финансовых организаций. Методология внедрения на базе собственного проекта: в апреле этого года мы сами поменяли сервер электронной почты и знаем обо всех подводных камнях не понаслышке.

По-прежнему актуальны проекты, связанные с большими данными, клиентской аналитикой, а также роботизацией рутинных операций. Крупные игроки RPA ушли с российского рынка, но отечественные вендоры оперативно занимают места западных. Практически сразу определились лидеры сегмента, которые начали активно развивать функциональность своих платформ, наращивать техническую поддержку и работать с комьюнити. Думаю, что буквально через один или два года отечественные решения из роли догоняющих трансформируются в лидеров рынка с точки зрения технологий.

Повысился интерес к облачным сервисам, так как они не подвержены угрозам остановки со стороны западных вендоров.

Но в целом пока российские системы и сервисы не могут в полном объеме заместить иностранные, так как им не хватает зрелости и необходимой функциональности. Это связано с тем, что на разработку нужно больше времени, а также требуются меры поддержки и стимулирования вендоров. Миграция при этом зачастую сопряжена с функциональными или технологическими проблемами. И, конечно, проводя импортозамещение приходится решать задачи по интеграции.

В фокусе внимания

Для развития продуктов в новых условиях, банки повышают ИТ-бюджеты. Прежде всего, на закупку оборудования, цены на которое заметно выросли. Причем не только по параллельному импорту, но и у китайских, и корейских партнеров. Компаниям из банковской сферы необходимо расширять парк серверов, обновлять комплектующие, но из-за ограничений это довольно сложно делать.

Мобильные приложения не могут обновляться как прежде и необходимо настраивать способ доставки дистрибутивов вне магазинов. Крупные банки, находящиеся под санкциями, вынуждены адаптировать свои каналы дистанционного обслуживания под новую реальность. На развитие альтернативных версий и обход ограничений тоже нужны ресурсы.

Изменились условия и в инвестиционном бизнесе. Банки разрабатывают новые продукты, актуальные текущим реалиям рынка — нужны время и усилия для пересмотра продуктовой линейки и создания новых предложений для клиентов.

Решения, касающиеся безопасности, процессинга, АБС, эксплуатации и критичных бизнес-систем, банки по-прежнему разрабатывают самостоятельно. Это особенно актуально в условиях необходимости обеспечения стабильности работы всех внутренних систем.

Зависимость от зарубежного ПО

Хотя банки традиционно сильны в разработке собственных решений, риски здесь все же существуют: у крупных игроков опытные команды, но работают они в зарубежных средах. Например: 90% разработчиков используют IntelliJ IDEA, и ее пока заместить нечем.

Сохраняется проблема с импортозамещением продуктов Atlassian, Jira, Confluence, потому что полноценных российских аналогов пока нет. Множество банковских ИТ и бизнес-процессов построено на Jira, написаны интеграции с другими системами, и чтобы переносить все на новую платформу нужно, во-первых, ее написать, а во-вторых, переделать все взаимосвязи с существующими решениями. Это потребует достаточно больших ресурсов. Но пока продукты работают, хоть и без вендорской поддержки, так что сейчас это не первоочередная задача.

Поскольку сроки для импортозамещения продуктов и перестройки бизнес-процессов у всех чрезвычайно сжаты, требуется объединение отраслевого комьюнити. Участники ИТ-рынка предлагают различные схемы миграции, а компании-партнеры, обладающие обширным продуктовым портфелем, могут сравнить предложения нескольких вендоров и подобрать оптимальный для заказчика вариант.

Важно делиться опытом и кейсами — как успешными, так и вызвавшими затруднения, что позволит российским компаниям оперативнее встать на новые рельсы.

Поделиться:
 

Возврат к списку