Аналитика и комментарии

30 марта 2024

Электронное хранение клиентских досье: опыт банков по внедрению проектов

27 февраля 2024 года Ассоциация российских банков (АРБ) провела Бизнес-завтрак на тему «Электронное хранение клиентских досье». Партнёром мероприятия выступила компания «Инновационные финансовые решения» (ИФР), разработчик цифровой банковской платформы «РАДАР».

05_1.jpgАктуальная проблематика вызвала большой интерес банков

В ходе Бизнес-завтрака представители ББР Банка и Банка Агророс рассказали о своём опыте внедрения электронного хранилища клиентских досье. Выступления банкиров вызвали огромный интерес аудитории, возникла живая дискуссия, в ходе которой участники детально обсудили вопросы, связанные с созданием и поддержанием в актуальном состоянии клиентских досье. Были затронуты проблемы взаимодействия с клиентскими досье внутри банка и с запросами регулятора и других государственных органов. По ходу мероприятия и в финале спикеры ответили на множество вопросов из зала.

Открыл Бизнес-завтрак модератор мероприятия, председатель правления АРБ Олег Скворцов: «Тема сегодняшнего Бизнес-завтрака достаточно узкая, но очень востребованная. Мы видим это по интересу со стороны банков при регистрации. 30 человек присутствует в зале и 79 подключились в настоящее время онлайн».

Он подчеркнул, что организация хранения клиентских досье в электронном виде является актуальной задачей для банков и других финансовых организаций. Перевод досье в электронный вид существенно повышает эффективность организации бизнес-процессов в банке, упрощая доступ его работников к необходимой информации посредством обращения к единому окну данных как в процессах расчётно-кассового обслуживания, кредитования, так и в управлении рисками.

Хранение клиентских досье в электронном виде имеет очевидные плюсы для банка, которые выражаются в доступе к информации из одного окна сотрудников различных подразделений, а также в снижении операционных издержек, подчеркнул Олег Скворцов.

Электронные хранилища заменят железные шкафы с бумагой
05_2_Paramzin.jpgГенеральный директор ИФР Антон Парамзин, указав на значительный опыт компании в сфере цифровой трансформации банков, акцентировал внимание на важности этого процесса и понимании его необходимости как со стороны государства, так и со стороны бизнеса.

За последние 20 лет государство создало мощнейшую цифровую инфраструктуру в виде таких сервисов, как «Госуслуги», «Кабинет налогоплательщика», 
«Госуслуги Авто», электронных тендерных площадок, Система быстрых платежей (СБП), электронной подписи (УКЭП) от ФНС, СМЭВ.

Цифровизация помогает существенно экономить на рутинных внутренних процессах в компаниях и облегчать взаимодействие юридических лиц и граждан между собой и с государственными органами.
«Цифровизация также существенно влияет и на наше с вами типовое поведение. При возникновении большинства потребностей мы рефлекторно тянемся к смартфону. Даже юридический адрес теперь может быть электронным, а путь клиента в банк в большинстве случаев уже пролегает через электронные тропинки. Полное ощущение, что само время тянет нас в «светлое» цифровое будущее, где любые документы изначально будут рождаться цифровыми, и на протяжении всего жизненного цикла с бумагой ни разу не встретятся. Это означает, что постепенно железные шкафы с бумагой будут заменены на электронные хранилища», – высказал свое мнение Антон Парамзин.

«В ББР банке будет оцифровано всё, что возможно»
05_3_Kazarov.jpgЗаместитель начальника департамента информационных технологий Банка ББР Станислав Казаров поделился с аудиторией практическими результатами перехода на цифровые рельсы в части работы с клиентскими досье.

Он подчеркнул масштабность проекта с точки зрения его организации, необходимости соответствия федеральным законам.

«В банке понимали важность оптимизации бизнес-процессов, и в 2021 году встал вопрос о доступности документов в части обслуживания клиентов – юридических лиц во всех офисах в режиме 24/7. Было принято решение об оцифровке досье юридических лиц. Проект состоял из двух частей. Первая часть – это непосредственно ИТ-составляющая, организация хранилища и удобного поиска документов. Вторая часть, которая последовала после установки ИТ-решения, это оцифровка уже существующих документов», – рассказал Станислав Казаров.

Все работы, включая оцифровку электронного досье, заняли примерно полтора года. Для ускорения оцифровки было закуплено специальное оборудование.

По итогам проекта наделённые полномочиями сотрудники бэк-офиса получили возможность быстро обслуживать клиентов благодаря наличию информации в едином хранилище.

Одним из важных положительных моментов от внедрения электронного досье спикер назвал возможность банка предоставлять документы по запросам контролирующих органов в считанные секунды.
«Вся информация оцифрована, собирается очень быстро и не требует больших трудозатрат, как это было раньше. Эти задачи сильно упростились, тем самым произошла оптимизация бизнес-процесса», – подчеркнул Станислав Казаров.
Отвечая на многочисленные вопросы аудитории, эксперт раскрыл ряд нюансов, возникавших в ходе работы над проектом. В частности, он отметил, что стандартная АБС не предназначена для хранения документов, поскольку принадлежит к другому классу систем, поэтому банк вынес хранилище в отдельную систему.
«Мы разрабатывали систему вместе с компанией ИФР. У коллег есть платформа «РАДАР», на базе которой был разработан под нас модуль «электронное хранение», – объяснил он.
Станислав Казаров указал, что в электронном виде сейчас хранится досье юридических лиц. При этом в дальнейшем банк рассматривает и оцифровку досье физических лиц.
«Планируем оцифровать всё, что возможно, – резюмировал он. 

«В результате внедрения «РАДАР – хранилища» банк Агророс получил ряд преимуществ»
05_4_Belyh.jpgОперационный директор по развитию транзакционного бизнеса Банка Агророс Нина Белых рассказала о том, что в организации также возникла потребность в централизованном хранении электронных документов и в быстром доступе к клиентским досье разных сотрудников.

«Одни и те же документы клиентов одновременно требовались нескольким подразделениям банка, и как следствие время обслуживания увеличивалось. Чтобы уделять клиентам больше времени и оказывать качественный сервис, нужно было освободить фронт-офис в разных регионах присутствия банка от бумажной работы, от сканирования документов и отправки их в головной офис. Поэтому приняли решение идти в электронное досье», – объяснила спикер.

Имеющимися в банке инструментами задачу решить не удалось, поэтому в поисках решения организация вышла на рынок. Для работы над проектом помимо ИФР рассматривались решения ещё двух разработчиков, но они не соответствовали всем важным для банка критериям. В числе таких критериев были понятный интерфейс, гибкость настройки, поддержка большого числа пользователей, соотношение цена/качество ПО.
«Компания ИФР соответствовала всем нашим критериям, поэтому мы её выбрали», – подчеркнула Нина Белых.
При работе с ИФР финансовой организации понравилось, что в компании понимают бизнес-процессы в банке.
«Коллеги ранее работали в банках и хорошо понимают происходящие там бизнес-процессы. Поэтому в начале проекта они дали нам именно те бизнес-схемы, которые можно использовать при внедрении, определили те роли, в которых могут работать сотрудники бэк-офиса, фронт-офиса. Мы сделали корректировки данных бизнес-схем, но на скорость работы и на стоимость работ это не повлияло», – подчеркнула спикер. 
Нина Белых рассказал также о том, что у банка уже был успешный опыт работы с ИФР по внедрению решения «Радар – открытие счёта», и это стало важной причиной продолжить взаимодействие и в новом проекте.

В результате внедрения «Радар – хранилища» банк получил целый ряд преимуществ, отметила спикер. Во-первых, прозрачные бизнес-процессы для сотрудников РКО юридических лиц, кредитования, ВЭД, финансового мониторинга с возможностью контроля и учёта времени на каждом этапе.

Во-вторых, упрощение процедур, связанных с обновлением данных, исполнением требований и выемкой клиентских документов.

В-третьих, сокращение времени на поиск документов в досье клиента сотрудниками разных подразделений банка: кредитными специалистами, сотрудниками СФМ, СВК при осуществлении проверки досье.

Наконец, сокращение затрат на бумагу и обслуживание оргтехники, что весьма важно для такого банка как Агророс, поскольку финансовая организация всегда в своей деятельности принимает во внимание вопросы защиты окружающей среды.

Резюмируя итоги Бизнес-завтрака, можно с уверенностью констатировать, что все участники мероприятия, включая сторонников бумажного документооборота, сошлись во мнении, что будущее – за цифровой обработкой документов. Такое понимание банками перспектив и путей дальнейшего развития находит полную поддержку со стороны современных разработчиков цифровых решений, которые готовы предоставить финансовым организациям широкий спектр возможностей.

05_5.jpg


Текст: Оксана Дяченко

Материал также опубликован в печатной версии Национального банковского журнала (март 2024)
Поделиться:
 

Возврат к списку