Аналитика и комментарии

05 марта 2023

Эксперты NBJ: «Рынок инкассации ждут большие потрясения»

В 2022 году рост тарифов на классическую инкассацию составил от 30 до 200%. Будут ли тарифы расти в этом году? В каком случае банки вернутся к созданию собственных инкассаторских подразделений? И, главное, от кого сегодня зависит стабильность рынка инкассации? Об этом и многом другом читайте в обзоре NBJ.

«Игрокам приготовиться к выходу»

Эксперты рынка отмечают, что 2022 год был экономически сложным и для инкассаторских компаний, и для их клиентов, последствия прошлогодних событий проявятся в полной мере и в этом году. Изменения будут связаны, в первую очередь, с оптимизацией – сокращением и закрытием ряда региональных подразделений инкассаторских компаний.

Генеральный директор инкассаторской компании «ВЕЛЕС ЭКСПРЕСС» Михаил Белоусов считает, что в 2023 году рынок инкассации ждут большие потрясения. 

Михаил Белоусов, Велес Экспресс.jpg

«Часть текущих игроков прекратят свою деятельность, другие будут сокращать региональные подразделения, третьи сменят собственников. В то же время, могут появиться новые игроки, выросшие из закрывшихся иностранных компаний, желающих восстановить свою деятельность с российскими собственниками. Определенно можно сказать одно – если появится новый глобальный игрок, это ухудшит ситуацию на рынке. Напротив, небольшие и локальные игроки пойдут рынку только на пользу, особенно в таких сложных регионах, как Дальний Восток, где крупные игроки представлены слабо», – считает Белоусов.

Однако, по мнению эксперта, даже в случае ухода некоторых крупных инкассаторских компаний с рынка, их клиенты не проиграют с точки зрения условий и комфорта обслуживания.

«Если взять 2002-2003 годы, для клиентов было много ограничений по условиям работы и по тарифной сетке, продиктованных политикой крупнейших игроков инкассаторского рынка. Сейчас клиенту уже не так сложно договориться даже с такими гигантами, как  Росинкас или Сбер. Крупные игроки научились клиентоориентированности, а клиенты, в свою очередь, научились проводить тендеры, подстраиваться под сложные договоры», – говорит Белоусов.

Аналитики рынка также отмечают, что в ближайшие годы  большинство банков продолжат сокращать или сворачивать собственные подразделения, осуществляющие инкассаторскую деятельность, как это было и в предыдущие годы.

Главный интерес банка – получать прибыль скорее от комиссионного и инвестиционного направления, нежели от транспортного, инкассаторская функция для них не профильная. Однако инкассаторское подразделение может понадобиться банку для обслуживания физических лиц, эта ниша пока не охвачена, и те, кто в этом направлении двигаются, будут его развивать, считают эксперты.

Алексей Кабанов, коммерческий директор РОСИНКАС полагает, что рынок инкассации продолжит консолидироваться, так как он низкомаржинальный, порог входа в эту отрасль довольно высокий. 

Алексей Кабанов, Росинкас.jpg

«В ближайшие годы на рынке останутся только компании, для которых инкассация является профильной деятельностью. Но клиенты инкассаторских компаний от этого только выиграют», – резюмирует он.

Курс на автоматизацию: онлайн-инкассация и АДМ

Генеральный директор инкассаторской компании ИНКАХРАН Евгений Темяков отмечает, что одним из ключевых трендов, уже существующих на рынке, в  ближайшие годы будет автоматизация услуг – в частности, речь идет об  онлайн-инкассации наличной выручки с помощью автоматизированных депозитных машин. 

Евгений Темяков, ИНКАХРАН.jpg

«Суть технологии заключается в том, что сотрудник торговой точки вносит наличные деньги в АДМ, а бригада перевозчика инкассирует устройство по мере его наполнения. При этом, наличная выручка зачисляется на расчетный счет компании сразу после внесения в депозитную машину. Расширение применения АДМ, в том числе, в розничных сетях,  станет превалирующей тенденцией на рынке инкассации в ближайшие годы. Онлайн-инкассация помогает упростить и обезопасить бизнес-процессы на стороне клиента. Для инкассаторских компаний использование АДМ повышает эффективность управления маршрутной сетью, а это одна из ключевых задач любой транспортной компании. Бригада может инкассировать депозитную машину в любое удобное ей время, без отвлечения сотрудников клиента», – подчеркивает Евгений Темяков. 

По словам Евгения Темякова, сегодня технология онлайн-инкассации уже достаточно хорошо знакома российскому рынку, и вопрос лишь в скорости ее распространения.

«Депозитные машины, с одной стороны, закрывают большой объем операционных рисков компании-клиента, связанных с их хранением в кассе. С другой стороны, исключается риск претензионной работы, связанной с возможными расхождениями проинкассированной суммы с цифрами в сопроводительной ведомости. Основной сдерживающий фактор для дальнейшей автоматизации услуги состоит в том, что классическая «сумочная» инкассация сегодня чаще всего стоит немного дешевле, чем ее онлайн-аналог, и многим клиентам не хочется платить больше. Однако с учетом непрерывного роста тарифов на «классику» эта ситуация вскоре изменится, и в ближайшие годы мы увидим серьезный рост сегмента онлайн-инкассации», – считает Евгений Темяков.

Тарифы не остановятся

Одним из трендов 2022 года также стал резкий рост тарифов на услуги инкассации, доходящий до 100-200%. Участники рынка подчеркивают, что на нынешней отметке цена на инкассацию не остановится, поскольку в несколько раз выросла себестоимость этой услуги.

«В плане сокращения расходов инкассаторы затянули пояса насколько это возможно, но партнеры поднимают цены. Серьезно подорожали бензин, дизтопливо, смазочные материалы – в этом сегменте рост цен составляет 300, 400 и даже 600%. Индексация заработных плат, налоги, ЖКХ – все это регулярные расходы, на которых не сэкономишь. Таким образом, оптимизировать расходы уже некуда. Крупные игроки стараются экономить на составе экипажа, оставляя в бригаде одного-двух человек, но это не лучший способ экономии, по моему мнению. Вывод очевиден – никто из игроков инкассаторского рынка не сможет позволить себе держать тарифы на прежнем уровне, не говоря о снижении. Поэтому в ближайшие годы тарифы неизбежно будут расти», – отмечает Михаил Белоусов.

Михаил Белоусов также отметил, что еще одной проблемой инкассаторов, влияющей на повышение тарифов, стала критическая нехватка бронированного транспорта для перевозок.  На рынке появились автомобили Sollers, на которые российский инкассаторский рынок сегодня возлагает большие надежды. Однако единственный завод не может обеспечить все потребности рынка, в результате чего неизбежно возникают многомесячные очереди на броневики. По оценкам эксперта, такая ситуация сохранится, как минимум, в ближайшие пять лет.

Алексей Кабанов также читает, что для обеспечения рентабельности услуги тарифы на инкассацию должны и будут расти.

«Центральный Банк РФ обозначил целью довести объем безналичных платежей в России до 80%. Думаю, в перспективе ближайших двух-трех лет эта планка будет достигнута.  В связи с этим, мы понимаем и учитываем, что рынок инкассации закономерно сжимается, хотя наличные будут в ходу еще многие годы. Кроме того, изменился подход банков к услуге инкассации. Раньше банки предлагали компании-клиенту пакет услуг, в который входила инкассация, и считали доходность по каждому клиенту».

Алексей Кабанов отметил, что сегодня банк считает доходность каждого продукта, и при таком подходе становится очевидно, что инкассация в существующих тарифах низкомаржинальна или даже убыточна. Если раньше убытки с инкассации нивелировались доходами от других продуктов, то сейчас инкассаторы более четко считают расходы и не боятся поднимать стоимость своих услуг. «Сегодняшние тарифы уже ближе к рыночным, но для сохранения и развития рынка они будут расти», – резюмировал спикер.

Текст: Виктор Иванов

 

Поделиться: