Аналитика и комментарии

19 июля 2022

«Эффект губной помады»: осенью россияне будут покупать мелкие предметы роскоши и товары импульсного спроса – исследование Финуслуги и Media Instinct Group

Что будет с нашими финансами: эксперты Финуслуг и Media Instinct Group выяснили, на чем экономят россияне, а на что готовы продолжать тратить деньги даже с новыми ценами. Национальный Банковский Журнал публикует это исследование с небольшими сокращениями.

Самооценка материального положения россиян улучшается. Причины – лето, усталость от новостей и снижение ставок по кредитам. 

Самооценка материального состояния россиян начала падать с февраля 2022 года. К маю об ухудшении своего положения заявляли 43% против 33% в январе. На это повлияли сокращение реальных доходов, зарплаты и потеря работы.

Однако июньский опрос, проведенный «ИнФОМом» по заказу Центробанка, показал растущий оптимизм населения – 14% опрошенных заявили об улучшении финансового положения (против 10% в мае).

Растут оптимистичные настроения россиян и относительно своего будущего. При этом ТВ-аудитория настроена даже более оптимистично: индекс потребительской уверенности 13 – 19 июня вырос на 1% для ТВ зрителей, в то время как для YouTube зрителей упал на 38% (13 – 19 июня против 6 – 12 июня). Такие данные приводит Ромир. Этому способствует традиционное летнее снижение тревожности (хорошая погода и отпуска), адаптация к новостной повестке и снижение ставок по кредитам.

Так, средняя ставка по потребкредитам планомерно снижалась вслед за снижением ключевой ставки, а в начале июля упала почти на 4 процентных пункта, оценили эксперты Финуслуг. На динамику повлияла отмена с 1 июля льгот для банков по соблюдению ограничений на полную стоимость кредита.

По словам Игоря Алутина, управляющего директора проекта Финуслуги Московской Биржи, стоимость кредитов для населения может продолжить снижаться вслед за ключевой ставкой, но «с запозданием». «Движение ставок по кредитам на коротких временных отрезках может иметь разнонаправленный характер: после резкого снижения вслед за ключевой ставкой может быть коррекция ставок и вверх. Кроме того, по краткосрочным кредитам могут иметь значение сезонные факторы. Если ситуация будет стабильной, снижение ставок по кредитам продолжится, но будет более плавным», — резюмирует эксперт.

Укрепление рубля, не влияя напрямую на благосостояние россиян, также оказывает успокаивающее действие – люди меньше ждут сильного падения показателей в экономике.

Как россияне адаптируются к экономической ситуации

Поиск низкой цены – все еще главная стратегия адаптации в текущих условиях, но даже доля ее сторонников снизилась в июне относительно мая на с 33% до 28%. Другие способы поправить экономическое положение – реже делать покупки и запасаться впрок – также теряют популярность, отмечает Елена Быковская, директор по маркетинговой аналитике Media Instinct Group. «Несмотря на выросшую в 1,5 раза с марта по апрель готовность отказаться от некоторых товаров и услуг, уже в мае и июне россияне стали позволять себе послабления (-13% относительно апреля 2022)».

На что стали тратить больше, а на чем экономить

В июне наблюдалась стабилизация потребительских трат на уровне -7…-10% к прошлому году. На рост категорий, связанных с перемещением по городу и развлечениями вне дома (+54%), сильно влияют низкие значения прошлого года – в тот момент как раз шла очередная волна COVID-19, действовали различные ограничения на передвижения.

Максимальное сокращение в июне год к году показали товары для обустройства жилья (-36%...-56%), одежды и аксессуаров (-56%), а также лекарственных средств (-37%). Во многом это обусловлено высоким спросом на эти категории в марте и апреле, когда многие покупали товары впрок.

Как россияне распоряжаются свободными деньгами. Тренд на накопление

После окончания ажиотажного спроса на товары длительного пользования в начале весны, в мае россияне стали переходить в «энергосберегающий» режим. Эта тенденция несколько ослабела в июне 2022, но все еще остается трендом.

«Несмотря на ряд последовательных снижений ключевой ставки ЦБ РФ, мы видим, что люди увеличили спрос на сбережения, - отметил управляющий директор проекта Финуслуги Московской биржи Игорь Алутин. - Депозит в текущих условиях стал особенно актуален как наиболее надежный инструмент для накоплений. При этом россияне адаптируют свои модели сбережений под меняющиеся условия и колебания ставок. Так, в мае-июне, когда срок действия вкладов, открытых в начале весны по ставкам выше 20%, подошел к концу, и россияне искали способ нового вложения средств, более половины (65%) наших клиентов переложила деньги на повторные депозиты или открыли дополнительные вклады».

Согласно данным аналитического центра Финуслуг, средняя доходность вкладов на 13 июля составляет 7,5-7,7% годовых. При этом впервые с марта этого года кривая доходности вкладов приобрела нормальный вид: ставки по долгосрочным вкладам обогнали ставки по краткосрочным депозитам.

По данным Ромира, люди уже со значительно меньшим энтузиазмом готовы запасать товары первой необходимости, скупать бытовую технику или планировать путешествие. Здоровье и лечение традиционно менее уязвимая статья семейного бюджета, на ней экономят в последнюю очередь. К тому же, в ожидании возможных перебоев с медикаментами и товарами медобслуживания россияне поспешили пройти плановые процедуры, например, посетили стоматолога. При этом уже к середине июня люди стали реже тратиться на готовую еду (как в ресторане, так и из магазинов и доставки), а также на дорогостоящие покупки – автомобили и недвижимость.

Что будет дальше? «Эффект губной помады»

Несмотря на оптимистичные настроения лета 2022 года, значимый пересмотр трат некоторых категорий все равно сохранится в масштабах года. По опыту проживания прошлого периода рецессии, в 2015 году доля доходов, откладываемых на черный день, выросла в 2 раза год к году – до 14,1% против 6,9% в 2014 (по данным мониторинга НИУ ВШЭ).

Частичное возобновление спроса на товары и услуги в случае реализации оптимистичного политико-экономического сценария ожидается осенью 2022, но только при условии массового налаживания каналов параллельного импорта. Люди вернутся из отпусков и будут вынуждены адаптироваться к новому уровню цен.

Наиболее устойчивые категории - защитные сектора экономики: товары повседневного спроса, ритейл, фарма. Телеком также входит в пул базовых услуг для потребителя. Финансовый сектор услуг в долгосрочной перспективе вернет лояльность, подточенную санкционными ограничениями и потребительским дискомфортом.

По оценке Елены Быковской, директора по маркетинговой аналитике Media Instinct Group, определенный потенциал для роста имеют непродовольственные товары с небольшим средним чеком. «В период рецессии мы традиционно наблюдаем, что косметика, сладости, аксессуары и недорогие предметы одежды, мелкая бытовая техника и гаджеты пользуются устойчивым спросом. Это обусловлено так называемым «эффектом губной помады» - сталкиваясь с экономическим кризисом, потребители более склонны покупать мелкие предметы роскоши и товары импульсного спроса, которые дарят эмоции и помогают примириться с оскудевшей потребительской корзиной».

Поделиться:
 

Возврат к списку