Аналитика и комментарии

03 августа 2012
 

Автоматизация отчетности как требование дня

Проблемы автоматизации отчетности (для ЦБ РФ, управленческой, аналитической, по МСФО) в кризисные и предкризисные периоды традиционно выходят на повестку дня. Банк, не умеющий подготовить качественную отчетность, может оказаться «под прицелом» у регулятора, который в такие времена объективно склоняется к более жестким стандартам регулирования. Банку также становится сложнее привлекать средства для фондирования своей деятельности, поскольку его отчетность вызывает сомнения у потенциальных кредиторов. Вывод очевиден - над качеством отчетности следует постоянно работать, а делать это в современных условиях без автоматизации невозможно.

Как весьма показательное в данном контексте можно рассматривать заявление, сделанное первым заместителем председателя Банка России Алексеем Симановским в ходе выступления на Международном банковском конгрессе в июне 2012 года. «Последний кризис научил ЦБ более осторожно относиться ко всем признакам нетранспарентности банковской отчетности, а рентабельность - один из основных параметров оценки банка», -сказал он. И добавил: «Регулятор намерен отзывать лицензии на осуществление банковской деятельности у организаций, грешащих завышением прибыли».

Конечно, в большинстве случаев, как признают эксперты, завышение прибыли (и улучшение «на бумаге» ряда других показателей) вызвано стремлением банка лучше выглядеть в глазах регулятора и собственника. Но бывают случаи, когда такие явления возникают из-за недостаточного профессионализма сотрудников, отсутствия надлежащего контроля за качеством предоставляемых данных и, главное, из-за невысокого уровня автоматизации самого процесса составления отчетности. Цена за такие ошибки в новых для рынка условиях может оказаться слишком высокой для отдельных участников - попадание в список неблагонадежных банков или даже потеря права в дальнейшем осуществлять банковские операции.

Очень актуальными в связи с этим, как уже говорилось, оказываются вопросы, связанные с качеством данных и качеством их трансформации. Не секрет, что отчетность по МСФО, например, не проистекает напрямую из отчетности по РСБУ. Какие-то данные используются и в том, и в другом случае, какие-то подлежат трансформации. Достаточно эффективным решением этой проблемы, как отмечают банковские специалисты, является внедрение и использование BPMS (business process management system). Эта система позволяет осуществлять параллельный учет данных и, таким образом, избегать ошибок при их трансформации и реконсиляции (согласовании) для различных видов отчетности.

Объективно повышается и роль хранилищ данных (ХД) - сейчас без использования подобных решений нельзя представить себе деятельность ни одного более или менее крупного банка, осуществляющего на каждодневной основе внушительный объем операций со счетами юридических и физических лиц. ХД - не просто место, где данные аккумулируются, поясняют специалисты, но и место, где они подлежат верификации с целью устранения возможных ошибок, допущенных «на местах» - в департаментах, которые эти данные предоставляют. В результате только в хранилище возникает четкая картина бизнеса банка, и только на основании этой картины возможно построение достоверной отчетности по МСФО, по РСБУ, управленческой или аналитической.

Очевидно, что вопрос о необходимости автоматизации отчетности становится для банков тем актуальнее, чем более успешно развивается их бизнес. Небольшие финансово-кредитные организации, проводящие ограниченный объем операций, теоретически могут обходиться без этого. Но для структур с разветвленной филиальной сетью, привлекших на обслуживание большое количество физических и юридических лиц, «упрощенные» способы составления отчетности становятся немыслимыми. Особенно в случаях, когда такие банки стремятся к выходу на внешние рынки капитала - с целью привлечения заимствований, или стратегического инвестора, или в рамках проведения IPO. Здесь без отчетности по МСФО не обойтись, а ее составление, как признаются банкиры, является для российских специалистов довольно сложным, пока еще не совсем привычным делом.

Разумеется, банки не остаются один на один с данной проблемой. На помощь приходят интеграторы рынка, предлагающие различные решения по автоматизации отчетности. И также естественно, что банки сталкиваются со сложностями при выборе наиболее подходящих для них решений. Банкиры признаются, что решения западных компаний-интеграторов грешат тем, что далеко не всегда учитывают российские реалии; к тому же они являются дорогостоящими и достаточно сложными при внедрении. По оценкам экспертов, в результате полная автоматизация отчетности может обойтись банку-заказчику в сотни тысяч долларов и растянуться на несколько лет (в среднем - два-три года). Понятно, что такие денежные и временные затраты вполне по плечу гигантам рынка - Сбербанку и ВТБ, но они обременительны для подавляющего большинства участников рынка.

Что касается российских разработок, то здесь могут возникать прямо противоположные проблемы - они проще, чем решения, предлагаемые западными интеграторами, и на порядок дешевле. Но слабым местом некоторых из таких решений является нацеленность на устранение локальных, а не комплексных проблем, утверждают специалисты.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Кирилл ДИБРОВА, директор по продажам Центра финансовых решений РДТЕХ

Быстрое внедрение решения по подготовке обязательной отчетности от РДТЕХ обеспечивается, в первую очередь, за счет того, что модуль обязательной отчетности является готовой методологической разработкой РДТЕХ, которая учитывает регуляторные документы Центрального банка и разъяснения к ним. Таким образом, система по построению обязательной отчетности заранее преднастро-ена и требует от банка лишь незначительных изменений. Также быстрота внедрения обеспечивается тем, что все необходимые банку функциональные модули, в том числе и модуль подготовки обязательной отчетности, создаются на основе единого, консолидированного корпоративного хранилища данных. На основании большого опыта работы в области построения хранилищ данных для отечественных и зарубежных финансовых организаций специалисты РДТЕХ разработали типовую банковскую модель данных, описывающую все бизнес-процессы банка в их взаимосвязи. Данная модель лежит в основе хранилища и обеспечивает единую основу для подготовки всех видов банковской отчетности, бюджетирования, планирования, расчета рисков и других бизнес-задач. Таким образом, хранилище данных становится единым источником очищенных, согласованных и обогащенных данных, что ускоряет подготовку обязательной отчетности и снижает риск использования неверной информации в процессе ее формирования. Важными факторами быстрого внедрения ИТ-решений в банках являются наличие опыта и высокий профессионализм компании, выполняющей проект по автоматизации обязательной отчетности. Данная услуга является одним из флагманских направлений для РДТЕХ, среди наших давних клиентов крупные банки, представители ТОГИ00. Наработанный многолетний опыт в области создания обязательной и управленческой отчетности для финансовых институтов позволяет нам общаться с клиентом на одном языке, знание специфики банковского бизнеса и высокие технические компетенции помогают без труда перевести бизнес-требования в понятия информационных технологий, определить наиболее эффективный подход к выполнению проекта. Все это напрямую влияет на скорость и качество внедрения ИТ-решения по автоматизации обязательной отчетности.
В решении РДТЕХ существует три статуса формы: «в подготовке», «готова и отправлена на согласование» и «готова». Статусы форм постоянно обновляются и доступны для просмотра всем пользователям системы. Подобный подход помогает качественно выстроить процесс подготовки тех форм обязательной отчетности банка, которые тесно связаны с другими, то есть когда без готовности одной формы невозможно начать работу с другой.

Текст: Анастасия Скогорева
Поделиться:

Возврат к списку