Аналитика и комментарии

06 октября 2023

Артём ГАНИЧЕВ, эксперт NBJ: Стратегия развития сегмента сбережений 2.0

Традиционно именно зрелые граждане (40+ лет) являются якорными клиентами при формировании спроса на сберегательные финансовые инструменты. Россия, как и многие европейские страны, вошла в стадию активного старения населения, что означает рост доли зрелых граждан с текущих 50,8% (74,5 млн чел.) до ~56,2% (80,5 млн чел.) в 2033 году, при этом в РФ до сих пор не разработана внятная стратегия развития сберегательного сегмента, – считает эксперт NBJ Артём ГАНИЧЕВ.

Недавно совместно представленная Минфином и ЦБ Программа долгосрочных сбережений в действительности оказалась квазипенсионной. Эксперты рынка синхронно с научным сообществом и гражданами подвергли критике практически каждое существенное условие Программы. Да и сами разработчики инициативы, как выяснилось, не имеют единой консолидированной позиции относительно целей, ценности и KPI Программы. Данная попытка, скорее, решает задачу помощи НПФам в занятии своей ниши на рынке финансовых услуг, нежели организации эффективной сберегательной системы для населения.

В таких условиях хотелось бы порассуждать, как мог бы выглядеть действительно результативный сегмент сберегательных финансовых продуктов в РФ.

Из уроков истории помним, что подобные стратегические вещи разрабатываются по принципу «top-down», то есть в комплексе, а не как самостоятельные единицы. Концепция развития отдельного сегмента неминуемо должна быть частью всеобщей доктрины, а не сиюминутным желанием какого-либо инициатора закрыть текущий KPI/удовлетворить свои амбиции на волне всеобщей шумихи.

В этой связи стратегия развития сегмента сбережений должна рассматриваться как часть более полной доктрины развития частных вложений на финансовом рынке РФ. И может состоять, например, из следующих блоков:

07_Tabl_1.jpg

Чтобы развивать какой-либо сегмент, необходимо сначала определиться с понятийным аппаратом. С экономической точки зрения, сбережения являются отложенным потреблением. То есть резервом, который накапливается для будущего использования (в т.ч. для обеспечения финансовой безопасности). При достаточно высокой процентной ставке [доходности] домохозяйства готовы пожертвовать частью сегодняшнего потребления ради бо́ль­шего потребления в будущем.

Из определения очевидна и главная цель: повышение благосостояния населения посредством системного прироста сбережений на уровень выше инфляции. Для того чтобы отслеживать прогресс, цель необходимо оцифровать. Например, подводить итоги по доле клиентов, получивших  доходность выше инфляции за сопоставимый период. Чем выше процент клиентов, сбережения которых обесценились – тем выше потребность в «донастройке» регулирования.

Из целей и метрик становится очевидным необходимое условие организационного устройства. Куратором подобных стратегий должно выступать Министерство экономического развития РФ. Потому как у Минфина основная задача – сбалансированность бюджетной политики. У ЦБ – обеспечение ценовой стабильности. Уже на этапе организационного планирования возможно спрогнозировать, что данные институты не смогут предложить эффективный инструмент достижения цели, поскольку концептуально преследуют иные задачи. И только сфера деятельности МинЭк максимально приближена к повышению качества жизни населения, при этом не ограничена искусственными рамками – лицензируемым видом деятельности (в отличии от ЦБ).

Основные недостатки действующего регулирования, которые необходимо решать за счёт нового подхода:

1. Приоритет лицензии. Регулирование осуществляется по виду лицензии (УК, Брокеры, НПФы, Банки и т.п.), а не по клиентской потребности (занять, сберегать, инвестировать и т.д.). Отсюда возникает колоссальное количество несогласованных действий и регуляторного арбитража на смежных рынках.

2. Отсутствие стратегии. В РФ в принципе не существует стратегии развития частных сбережений. Есть лишь общая стратегия развития финансового рынка, которая сводится к перечислению регуляторных новаций, и, соответственно, направлена на развитие финансового рынка, а не на улучшение благосостояния населения. Каждый гражданин предоставлен сам себе и должен самостоятельно разобраться в бесконечном океане финансовых продуктов, выбрав наиболее подходящий.

3. Целеполагание. Отсутствие стратегических ориентиров приводит к поощрению частных спекуляций, вложению средств граждан в зарубежные экономики, отсутствию стимулов к регулярности сбережений.

На основе вышеизложенного, магистральными векторами развития сегмента сбережений для достижения заявленной цели могут выступать следующие продукты:

07_Tabl_2.jpg

Горизонт. Три горизонта накоплений, которые соответствуют деловым обычаям и ожиданиям граждан. Основной принцип – чем больше срок размещения средств, тем больше выгод для клиента. Согласитесь, выглядит привлекательнее, чем 15-летний срок размещения средств по действующей Программе долгосрочных сбережений?

Принцип. Развитие сегмента идёт за счёт замещения средств выбывших участников новыми средствами, поскольку часть людей будет всегда находиться на этапе накопления, часть людей на этапе приобретения, оставшаяся часть на этапе выплаты кредита. Данный принцип сравним с логикой фондирования коммерческих банков. Кредитные организации привлекают короткие деньги от физических лиц (до 2 лет), но кредиты выдают им на долгосрочный период (5–30 лет).

Инструменты.

Вклад – всем давно знакомый старожил финансового рынка, основной задачей которого является не дать инфляции «съесть» покупательную способность накоплений.

Стратегия доверительного управления (ДУ) – продукт очень похож на ПИФ, при этом позволяет гарантировать безубыточность и стимулирует управляющих беспрестанно искать лучшие варианты инвестирования ваших средств за счёт наличия success fee.

Накопительное страхование жизни (НСЖ) – концептуально, продукт очень схож со Стратегией ДУ, при этом дополнительно включено покрытие страховых рисков (смерть, болезнь), вероятность которых кратно возрастает при долгосрочном горизонте размещения средств (5+ лет).

Каждый продукт наделён ценностью, а значит не будет генерировать различные недобросовестные практики, такие как Misselling (подмену продукта), Misinforming (недобросовестное информирование), Unsuitable selling (продажа неподходящих продуктов), Mispricing (непрозрачное цено­образование), которые в действительности являются движущей силой продажи большинства инвестиционных и страховых продуктов на сегодняшний день.

Государственное стимулирование. Необходима двухуровневая система поддержки:

Прямые денежные дотации, целью которых является компенсация платы за управление, страхование от убытков (безубыточность), страховое возмещение по рискам жизни и здоровья. Следовательно, обеспечивается дестимуляция частных спекуляций (льготы не применимы при самостоятельной торговле на брокерском счёте) и вклад в системный прирост сбережений на уровень не менее инфляции. Важная деталь, средства выплачиваются напрямую в портфель клиента с последующим реинвестированием.

Косвенное стимулирование, направленное на снижение налогооблагаемой базы агентов. Основная причина высоких комиссий управляющих компаний и страховщиков жизни – необходимость обеспечить своего агента по продажам высоким уровнем маржи. Косвенное стимулирование сохраняет средства в портфеле клиента, что ведёт к позитивному финансовому результату. С другой стороны, стимулирует агентов выстраивать эффективный и прибыльный бизнес.

Взносы. Ограничений по сумме взносов нет. При этом всё же выгодно вносить больше 1 млн руб., чтобы иметь гарантию безубыточности, повышенное страховое покрытие, возможность вложиться в сберегательный продукт с минимальными комиссиями. В таком случае государство привлекает каждый рубль в отечественную экономику по более низкой цене. Win-win ситуация.

Эффективность государственной поддержки для клиента с каждым новым взносом увеличивается, что побуждает к регулярности сбережений.

Бюджетная политика. Реализуется принцип сбалансированности налоговой политики, путем возврата НДФЛ (3%/7%) менее 13% (доходы бюджета по каждому гражданину всегда кратно больше расходов на поощрение сбережений) и минимизации прямых денежных расходов, при этом сохраняется привлекательность и эффективность финансовых продуктов за счёт комбинации различных методов поддержки всех участников процесса.

Ожидаемая доходность. Ценообразование классических сберегательных инструментов зависит, во многом, от динамики, ожиданий и текущего уровня ключевой ставки (КС). Соответственно, если ЦБ продолжит держать курс на таргетирование инфляции (КС не менее уровня инфляции), то становится реальным обеспечить системный рост сбережений населения. А это и есть главная цель стратегии.

Регулирование. Так как продукт предполагает гос. стимулирование, целесообразно накопления граждан направлять исключительно в экономику РФ. Поэтому необходимо адаптировать перечень разрешённых активов к размещению по таким специальным типам ДУ и НСЖ в соответствии с позиционированием продукта как сберегательного и национального.

Ограничение. Подчеркну, что подобная архитектура системы сбережений НЕ подходит пенсионерам по следующим причинам: отсутствие НДФЛ к возврату, особенности в урегулировании споров (агент ≠ сторона по договору), ментальная комплексность продукта. Под данный сегмент целесообразно разработать специальный вид банковского вклада.

Подводя итог: данная концепция обладает следующими преимуществами по сравнению с действующим законодательством: учитывается целостный подход в регулировании и налоговых льготах, сбалансированность бюджетной политики, поддержка отечественной экономики, стимулирование регулярных пополнений, обеспечение системности прироста сбережений граждан, что в итоге неизбежно трансформируется в такое желанное и недостижимое на текущем этапе ДОВЕРИЕ к национальной финансовой системе. 

Текст: Артём ГАНИЧЕВ

Материал также опубликован в печатной версии Национального банковского журнала (сентябрь 2023)

Поделиться: