Аналитика и комментарии

07 июня 2006

Хроника управляемого падения

Банковский кризис весны-лета прошлого года дорого обошелся российской кредитно-финансовой сфере. Вместе с банками, практиковавшими <серые> схемы, пострадали и те, что <оказались ни при чем>. Крупными жертвами паники стали Альфа-Банк и Гута Банк. И если первому удалось удержаться с помощью финансовой подпитки акционеров, то второй смог уцелеть, только поменяв владельца. Отныне он принадлежит государственному Внешторгбанку, который уплатил за него всего 1 млн. руб.

Не ждали...

Кризис разразился не то чтобы неожиданно, но в самый неподходящий момент. Отзыв лицензии у Содбизнесбанка, а также заявление главы Федеральной службы по финансовому мониторингу (ФСФМ) Виктора Зубкова, после которого поползли слухи о <черных списках> банков, едва ли смогли спровоцировать столь большую панику, не будь банки подспудно готовы к ней.

По словам председателя Наблюдательного совета инвестиционной группы <Ренессанс капитал> Александра Шохина, <спусковой крючок прошлогоднего кризиса доверия оказался на фондовом рынке>. Кризис был также следствием несогласованных и неумелых действий властей, как монетарных, так и силовых, таких как прокуратура, служба судебных приставов, считает он.

В начале 2004 г. на фондовом рынке наблюдался бум, за 4 месяца он вырос в полтора раза, достигнув рекордных показателей. Но уже в апреле произошли несколько событий, которые обрушили фондовый рынок и заложили фундамент для паники. В частности, началась массированная атака на <ЮКОС>, котировки упали, и банки, вложившиеся в ценные бумаги, оказались в сложной ситуации. В это же время стартовали проверки банков на соответствие системе страхования вкладов, что только добавило неуверенности в атмосферу, в которой жило банковское сообщество.

Нервозность вылилась в панику после заявления В. Зубкова о том, что около 10 банков подозреваются в отмывании средств, полученных преступным путем. По мнению аналитика инвестиционной компании <Атон> Анатолия Каплина, на рынке межбанковских кредитов <банки просто перестали доверять друг другу. Ставки выросли, а некоторым банкам закрыли лимиты>.

А тем временем в Гуте...

Бывшие сотрудники банка, которым в июле 2004 г. предложили искать себе новую работу, в один голос утверждают, что причины падения следует искать не в финансовой сфере. <Гута Банк оказался в фокусе целенаправленной кампании, и он эту битву проиграл, - сообщил бывший работник пресс-службы. Проиграл не как банк, а как организация. В том, как его завалили, не было оригинальных методик. Просто против лома нет приема>.

На самом деле, за некоторое время до того, как банк стал явно испытывать трудности, произошло несколько событий, которые обратили на себя внимание экспертов. В апреле 2004 г. председатель Правления Сергей Жарков внезапно перешел в Славинвестбанк, банк из второй сотни, на должность первого зампреда Правления. О причинах своего ухода он не сказал ничего, а в прессслужбе уверяли, что <конфликта не было>.

Тысячи вкладчиков Гута Банка летом 2004-го бросились снимать со счетов свои деньги

В конце мая во многих банках получили электронные сообщения о том, что в Гута Банке якобы происходит выемка документов. Утверждалось, будто операцию проводят московская прокуратура и следственный комитет МВД, расследующие дело об исчезновении средств Госинкора. Кроме того, у банка уже несколько дней проблемы с ликвидностью.

В пресс-службе банка утверждали, что никаких выемок нет, как и нет никаких проблем с ликвидностью. Банк проводит платежи в обычном режиме. Тем не менее сообщение было подлинное, но касалось оно событий, произошедших ровно за год до этого.

В начале июня - новые слухи о том, что резко выросла доходность по векселям Гута Банка. Ряд экспертов предполагают, что банк сам по какой-то причине скупает собственные обязательства.

Примерно через две недели появились слухи о том, что клиентам банка, дескать, поступили письма, подписанные руководителями Гута Банка с просьбой не проводить расчеты через их банк. Найти хотя бы одного получателя таких писем экспертам, наблюдающим за банковским рынком, не удалось.

А еще несколько дней спустя появляется информация о том, что семь участников системы FORTS не смогли исполнить часть контрактов на общую сумму всего 2,1 млн. руб. Среди них был и Гута Банк. При этом каждая компания объясняла случившееся какими-то незначительными причинами. По словам директора по инвестициям Гута Банка Алексея Гомина, произошла ошибка со стороны клиента, который, заключив контракт, в нужный момент не зарезервировал средства на соответствующем счете.

Обращал на себя внимание тот факт, что этот случай произошел впервые с начала работы секции FORTS. <Вероятность того, что семь компаний независимо друг от друга одновременно поставили такой рекорд, исчезающе мала. Так что нельзя исключать, что на деле у всех событий есть какая-то общая причина. Например, сложная ситуация на финансовом рынке>, - писала газета <Коммерсант>.

Любители сладкого

Те, кто работал в то время в банке, отмечали, что происходит что-то непонятное. <Никакой дыры в балансе у банка не было. Причины изменений в судьбе банка лежали вне банковской сферы. Его не просто переиграли. Игра велась не против самого банка, но против всей группы Гута>, - считает один из бывших сотрудников банка. По мнению другого, действия против Гута Банка на деле были многослойным процессом. <В мае-июне против банка действовали одни силы, позднее - уже другие. Желающих было много, и они порой даже конфликтовали друг с другом>, утверждает он.

24 июня агентство <Финмаркет> распространило сообщение о том, что <УРАЛСИБ>, Русский генеральный банк и Группа <Гута> подписали меморандум о прекращении корпоративного спора. В основу достигнутых договоренностей, гласило сообщение, <были положены согласованные принципы урегулирования имущественных отношений между участниками меморандума>. Спор касался, по данным <Финмаркета>, собственности комбината по производству мороженного <Айс-Фили> и акций экспериментального хлебобулочного комбината <Звездный>.

Полмиллиона частных клиентов Гута Банка решали для себя вопрос, забирать или нет свои деньги

Это сообщение только подтвердило мнение эксперта компании <Интерфин Капитал>, пожелавшего остаться анонимным, который не исключил, что в истории с Гута Банком была и политическая составляющая. В частности, группа владела предприятиями, которые вызывали обильное слюнотечение у целого ряда заинтересованных собственников. Например, кондитерская группа, в которую входили фабрики <Красный Октябрь>, <Рот Фронт>, концерн <Бабаевский>, а также 14 региональных кондитерских фабрик. Известно, что за год до этого группа приступила к созданию холдинга <Объединенные кондитеры>, куда и должны были войти все эти предприятия. Была даже достигнута договоренность с правительством Москвы о том, что оно передаст свою долю в принадлежащих ему кондитерских предприятиях в обмен на блокирующий пакет в новом холдинге. Однако весной 2004 г., когда сделка уже готовилась к подписанию, московские власти вдруг отказались от участия в проекте, а потом стало известно, что сделка все-таки состоится.

Другое <яблоко раздора> - крупные пакеты акций большинства из 17 предприятий, входящих в машиностроительное объединение <Пермские моторы>. Федеральная целевая программа <Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (20022006)> предусматривает создание Центра двигателестроения на базе <Пермских моторов>. Эта группа предприятий выпускает авиационные и промышленные газотурбинные, жидкостные реактивные двигатели, газотурбинные и газоперекачивающие установки, вертолетные трансмиссии и редукторы. В 2003 г. объем продаж предприятий <Пермских моторов> превысил 300 млн. долл.

Всего же в группу входило более ста компаний из сферы финансов, страхования, туризма, машиностроения, пищевой и легкой промышленности. Суммарная стоимость их активов достигала 2,5 млрд. долл., выручка от реализации в 2002 г. превышала 1 млрд. долл. На 1 апреля 2004 г., по данным <Эксперт РА>, Гута Банк занимал 22-е место по активам и 30-е место по размеру собственного капитала.

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

Вадим СМИРНОВ, аналитик ИФК <Алемар>:

Гута был <карманным> банк

Гута Банк вряд ли можно считать жертвой исключительно неблагоприятного стечения обстоятельств. Преддефолтная история банка началась еще в 1990-х гг., когда его акционерами стали структуры Госинкорхолдинга, пользовавшегося особым расположением власти. С этих пор ресурсы банка в основном уходили под проекты его акционеров во внебанковском секторе. Другими словами, Гута был обычным <карманным> банком с той лишь разницей, что обслуживал не отдельные производственные комплексы, а достаточно диверсифицированные холдинги в строительной, лесной, текстильной и других отраслях. И когда банк столкнулся с реальными трудностями, его владельцы не стали прилагать максимальных усилий для его спасения, как это сделали акционеры Альфа-Банка.

Поэтому главная причина потери Гута Банком платежеспособности во время кризиса состоит в том, что он был для акционеров не самостоятельным бизнесом, а источником денег для своих проектов в других отраслях.

Действия ЦБ во время кризиса лета 2004 г. в целом представляются адекватными. Он предпринял шаги для повышения ликвидности за счет резкого снижения норм обязательного резервирования. Если рассуждать в общем, то меры ответственности регулирующих органов не должны перекрывать сферу ответственности менеджмента и владельцев банка. Меры нормативного регулирования и надзора являются достаточными для системного обеспечения надежного функционирования банковского сектора. В остальном ответственность за деятельность банка лежит на его руководстве.

Что касается экстренных мер поддержки в ситуациях, подобных прошлогоднему кризису, то они должны быть направлены на защиту интересов вкладчиков и контрагентов банка. Для этого и создается система страхования вкладов. А в условиях доминирования госбанков в арсенале регулятора остаются такие действия, как добровольно-принудительная покупка госбанками неудачников, что и было сделано с Гута Банком.

Никто не хотел пропадать

<Падение Гута Банка - классический пример развития ситуации по сценарию <горе побежденному>. Банк, находящийся в предкризисной ситуации, должен быть готов к тому, что его съедят, поглотят или купят>, - считает эксперт компании <Интерфин Капитал>, пожелавший остаться неизвестным. Это рядовое событие на рынке, ничего катастрофического в этом нет, считает он.

Однако с этим экспертом не могут согласиться те, кто работал в то время в Гута Банке. Бывший сотрудник прессслужбы отметил, что банк перестал быть жизнеспособным почти за один день, когда все его ведущие клиенты вдруг перевели свои средства из банка на другие счета. <Критическая масса была набрана за один день. Для банка это было неожиданно. До этого не было абсолютно никаких оснований ожидать, что такое случится>, - отметил он.

Массовый уход клиентов произошел после того, как в ходе переговоров о представлении крупного кредита кредитор - Внешторгбанк - круто поменял позицию. 30 июня агентство <Финмаркет> сообщило, что Внешторгбанк готов открыть Гута Банку кредитную линию на сумму до 400 млн. долл. под залог его промышленных активов. В сообщении приводились слова заместителя председателя Правления ВТБ Игоря Завьялова о том, что завершается <рассмотрение вопроса о предоставлении промышленным предприятиям группы <Гута> кредитной линии на несколько сотен миллионов долларов под залог части ее промышленных активов>.

Однако уже через день первый заместитель председателя Правления ВТБ Вадим Левин утверждал, что <никакой общей кредитной программы в отношении группы <Гута> и намерений о предоставлении ей кредитной линии у нас нет. Ряд предприятий группы <Гута> уже являются нашими клиентами, и с ними ведется регулярная работа. Однако с Гута Банком и группой <Гута> это никак не связано>.

<Нам звонили клиенты и сообщали, что перевели деньги. Все они говорили, что у них создалось впечатление, что они получили сигнал сверху о том, что банк может <упасть>. Получили ли они на самом деле сигнал от властных структур или приняли что-то за него - история рассудит. Но это был массовый уход клиентов>, - рассказал бывший сотрудник пресс-службы банка.

Агония

В конце июня 2004 г. Гута Банк снижает процентные ставки за пользование разрешенным лимитом овердрафта по банковским картам в рублях с 19% до 16,5%, и это воспринимается как причина для паники. Незадолго до этого ряд газет пишет о том, что Альфа-Банк и Гута Банк ведут переговоры со средствами массовой информации, стремясь не допустить негативных публикаций. Эти события подталкивают вкладчиков к активным действиям. У банкоматов начинается нездоровое оживление, и кое-где формируются очереди. У Гута Банка порядка 500 тыс. частных клиентов, и уже брезжит перспектива, что они скоро потребуют свои деньги назад. С банком отказываются работать Внешторгбанк, Альфа-Банк, МДМ банк, Банк Москвы. <У нас есть отлаженная процедура определения рисковости. И в отношении Гута Банка коммерческие риски серьезны, нести мы их не хотим>, - заявил <Газете> начальник Управления финансовых рынков МДМ банка Виктор Жидков.

С первых дней июля замолчали банкоматы Гута Банка. Шестого июля все отделения банка в Москве закрылись для посетителей, его руководство обещает в ближайшие дни выступить с заявлением. Информационные агентства сообщают, что закрываются отделения банка в других городах, в частности в Сыктывкаре. В тот же день в Московском главном территориальном управлении ЦБ РФ проходит совещание, на котором рассматривается ситуация вокруг Гута Банка.

В Москву срочно возвращается президент Внешторгбанка Андрей Костин, который начинает консультации с правительством и руководством ЦБ РФ о покупке Гута Банка. <Коммерсант> пишет: <Правительство вряд ли станет возражать против плана ЦБ, предполагающего покупку Внешторгбанком Гута Банка за счет кредита Банка России. Вчера (6 июля 2004 г. - И.П.) глава Кабинета Михаил Фрадков довольно определенно заявил о том, что приветствует укрупнение банков. Банковское сообщество восприняло слова премьера как четкий сигнал о начале передела рынка с участием госбанков>.

Судьбы печальной отраженье...

В 2000 г. Внешторгбанк приобрел <упавший> Мост-банк, получив кредит Центробанка. Покупка Гута Банка проходила по той же схеме. Банк России разместил в ВТБ 700 млн. долл. по ставке LIBOR; тот, в свою очередь, приобрел 85,6% акций Гута Банка за 1 млн. руб. В совместном заявлении ВТБ и Гута Банка говорится, что это решение позволит уже через неделю полностью возобновить <осуществление всех видов банковских операций с физическими и юридическими лицами, в том числе и кредитование>. 12 июля 2004 г. стали поступать сообщения о том, что открылись отделения Гута Банка, начат прием заявлений о возврате денежных средств.

Дума о госбанках

Многие аналитики считают, что кризис не в последнюю очередь стал возможным из-за неповоротливости Центробанка. <В самом начале Банк России допустил ряд оплошностей, считает А. Каплин из группы <Атон>. В частности, он заявил, что будет отзывать лицензии у банков, не прошедших в систему страхования вкладов, не заявил свою позицию, когда стали циркулировать слухи о <черных списках> и банки начали закрывать друг другу лимиты на межбанке>.

По заключению экспертов компании <Интерфин Капитал>, поведение ЦБ - это общий порок наших официальных структур, которые вообще плохо делают то, что должны делать. Но с другой стороны, такие события свойственны рынку. <Если этого не происходит, то рынок теряет здравое восприятие рисков. Если банк знает, что его спасут, то он начинает сильно рисковать. Для рынка вообще это - рядовое событие, ничего катастрофического в этом нет>, - отметил один из них.

Первый заместитель председателя Банка России Андрей Козлов возложил вину за кризис на самих банкиров. В интервью газете <Файнэншл таймс> он заявил, что усиливающаяся конкуренция между российскими банками привела к тому, что некоторые из их владельцев начали PR-кампании против своих конкурентов. По его словам, в ЦБ знают, кто стоял за атаками на отдельные банки, но не стал называть их имена. <Мы решили сначала поговорить с ними с глазу на глаз>, - сказал он газете.

Одновременно А. Козлов отметил несовершенство российской юридической системы, которая не позволила Центральному банку России действовать более решительно, когда он подозревал какой-то коммерческий банк в неправомерных действиях. Теперь <мы не будем ждать до тех пор, пока разразится полномасштабный кризис, чтобы начать реформировать российский банковский сектор>, - сказал зампред ЦБ РФ.

С этим трудно не согласиться...

Игорь Пономарев
Поделиться:
 

Возврат к списку