Аналитика и комментарии

07 июня 2006

Сергей Миронов: "Банки должны стать локомотивом экономики"

- Сергей Михайлович, как вы оцениваете ситуацию в банковской сфере, какие задачи и проблемы считаете наиболее важными?

- Перед отечественным банковским сообществом стоят поистине исторические задачи. Чтобы наша экономика продолжала быстро двигаться вперед а надо еще и ускорить ее рост, - ей нужен мощный финансовый локомотив.

В России необходимо выработать систему мер, которые позволили бы решить три ключевые проблемы. Улучшить кредитно-инвестиционный климат в стране в целом. Обеспечить реальный доступ к финансовым ресурсам для всех без исключения предприятий. Создать механизм, регулирующий финансовые потоки, в том числе и кредитные, чтобы направить их на модернизацию экономики страны в соответствии с отраслевыми и региональными приоритетами государственной политики.

Здоровая банковская система, сильные, современные банки - необходимое условие для решения и этих принципиальных и множества конкретных проблем экономики России.

- Как вы думаете, законодательное поле адекватно тем задачам, которые стоят перед российскими банками?

- Думаю, нет. Пока еще нет. Законодательно сегодня до конца не защищены ни банки, ни их клиенты - юридические лица, ни вкладчики. Хотя мы активно сегодня работаем над созданием адекватного современным условиям законодательного поля для банковской системы. Рука об руку с банковским сообществом, с АРБ.

Принимаются новые законы, шлифуются старые. К примеру, 11 марта на последнем заседании Совета Федерации мы рассмотрели Федеральный закон <О внесении изменения в статью 839 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации>. Напомню, что речь идет об увеличении срока начисления процентов по банковскому вкладу на один день. Этот вопрос, хотя и технический, для работы многих банков очень важен. Закон был одобрен единогласно.

Но кроме принятия таких точечных конкретных решений обязательно нужно - и мы к этому стремимся - выработать и реализовать общую стратегию развития банковского законодательства, отвечающую интересам и задачам развития как банковской системы, так и экономики страны в целом.

Здесь вопросов пока больше, чем ответов. Вот только один пример. Скоро Россия вступит в ВТО. Это неизбежно. Но готово ли наше законодательство к защите национальных банков? Нет, не готово. А вопрос архиважный, стратегический. И таких проблем очень много.

Вот почему для нас очень важно взаимодействие с практиками банковского дела, которые знают по жизни о тех проблемах и трудностях, которые необходимо решать, в том числе в законодательной работе. Поэтому в работе нашей палаты нужен Межрегиональный банковский совет, который уже много лет постоянно действует при Совете Федерации. И мы очень ценим активную позицию такой профессиональной организации, как АРБ. Она постоянно является источником очень ценных инициатив, а особенно интенсивным стал этот процесс за последние пять-шесть месяцев.

Для нас это чрезвычайно важно, это позволяет постоянно сверять свою работу с реальными потребностями и интересами банковского сообщества, и многие из этих инициатив нашли поддержку в Совете Федерации.

- Вы довольно часто критикуете правительство страны. На ваш взгляд, какова доля ответственности Белого дома за пробуксовку реформы банковской системы?

- Видите ли, в Совете Федерации дурным тоном считается неконструктивная критика. Я лично убежден, что главное для всех ветвей власти - хорошо делать порученное им дело: обеспечить условия для экономического развития и решения социальных проблем страны. Поэтому, когда я или мои коллеги высказываем замечания по Среднесрочной программе, по проекту бюджета или по Основным направлениям денежно-кредитной политики, мы всегда указываем на конкретные недостатки, которые приведут к нежелательным последствиям, и предлагаем свои конкретные решения для этих проблем.

Мне кажется, например, что экономический блок правительства недостаточно уделяет внимания таким важным вопросам, как инвестиции в передовые отрасли, повышение конкурентоспособности экономики в целом и такого важнейшего ее сектора, как банковская система, вопросам кредитования предприятий с акцентом на модернизацию производства и т. п.

Выработку программы реформирования банковской системы поручили чиновникам, не позаботившись о проведении широкой дискуссии в обществе по этому архиважному для национальной экономики страны вопросу

Думаю, что и в вопросе о банковской реформе изначально была допущена одна серьезная ошибка. Выработку программы реформирования банковской системы поручили чиновникам, не позаботившись о проведении широкой дискуссии в обществе по этому архиважному для экономики страны вопросу.

Нужно было не просто выслушать мнение самого банковского сообщества, законодателей, юристов, ученых. Необходимо было найти точку равновесия интересов, сформировать вокруг нее консенсус и уже на его основе выработать единые мерки, единые подходы.

У нас же вышло точно по классику. Лебедь рвался в облака, щука мерила глубину, а рак тащил всех назад. На начальном этапе белодомовские чиновники не могли даже найти общий язык с центробанковскими. Что уж говорить о банкирах, чье мнение никто не брал в расчет.

- Эти и другие важные вопросы обязательно будут обсуждаться на XVI съезде АРБ.

- Работа Ассоциации российских банков - это пример того, что можно и нужно многое делать силами банковского содружества России, не ожидая милости от чиновников. Сегодня и в постановке многих вопросов, и в их практическом решении инициатива все больше переходит к банкирам, к ассоциациям, которые специально созданы ими для продвижения реформ в банковской системе. В связи с этим мне бы хотелось пожелать участникам съезда делового настроя, решительности и принципиальности при обсуждении проблем развития банковской системы.

Андрей Черепанов
Поделиться:
 

Возврат к списку