Аналитика и комментарии

07 мая 2023

Антон ТЕН, CommuniGate Systems: «Важно соблюдать баланс между безопасностью данных и удобством пользователей»

Антон ТЕН, коммерческий директор группы компаний CommuniGate Systems, рассказал NBJ, как сейчас выглядит рынок программного обеспечения для корпоративных коммуникаций в России.

А. ТЕН: Ситуация на рынке примерно та же, что и до 2022 года, только теперь на нём отсутствует часть иностранных производителей программного обеспечения. Даже с учётом этого до сих пор есть компании, которые используют, например, Microsoft Teams, потому вендор этого ПО не полностью ушёл из России. Многие продолжают пользоваться Zoom.

Однако всё больше и больше заказчиков в качестве достойной альтернативы начинают рассматривать отечественные решения. В России есть аналоги самого распространённого ПО: операционные системы, офисные пакеты, коммуникационные приложения, системы управления базами данных, документооборотом, виртуализацией и др. Всё хорошо и с информационной безопасностью.

Если мы говорим про коммуникационные сервисы, то российские производители сейчас получили огромный шанс на развитие. Вендоры стараются предложить заказчику наиболее полный набор сервисов коммуникаций, но обычно идут по четырём путям развития своих решений: «основой» для развития сервисов выступает или телефония, или ВКС, или чаты, или почта.

Также  появляется всё больше новых игроков, многие вендоры «с нуля» развивают у себя линейку коммуникационного ПО. К сожалению, практически все эти новые разработки сделаны на основе свободного программного обеспечения, доступ к которому нашим разработчикам в последнее время стали ограничивать.

Наша платформа CommuniGate Pro выгодно отличается от конкурентов – она создана российскими программистами «с нуля» и для своей работы не требует сторонних библиотек и баз данных. CommuniGate Pro обеспечивает пользователей полным спектром коммуникационных возможностей, включая электронную почту, ведение календарей, корпоративные чаты и облако хранения корпоративного контента, телефонию и средства совместной работы, заметки и видеокоммуникации. На платформе можно развернуть и собственный контакт-центр.

NBJ: Какие требования к коммуникационному ПО предъявляются в банковской сфере?

А. ТЕН: Банковская сфера крайне скована нормативными документами. Из последних нововведений – в общении со своими клиентами банкам запрещено использовать иностранные мессенджеры. Здесь нам также есть что предложить заказчикам: в платформе CommuniGate Pro появилась обновлённая версия корпоративных чатов с расширенной функциональностью.

В банковской сфере огромное количество персональных данных и финансовой информации – соответственно, коммуникации должны быть максимально безопасны. Наша платформа имеет как собственные средства для обеспечения информационной безопасности данных, так и интегрируется с большинством профессиональных сторонних решений типа SIEM, DLP и др. Мы всё время совершенствуем механизмы защиты мобильных клиентов Samoware, вводим новые алгоритмы шифрования. К примеру, сейчас разрабатываем контейнер для наших мобильных приложений, зашифрованный российскими алгоритмами ГОСТ.

Также одним из требований является надёжность, отказоустойчивость, и масштабируемость без остановки сервисов, так как количество сотрудников в крупных банках постоянно растёт, а финансовая сфера работает 24/7.

Вендор обязательно должен учитывать мультиофисность финансовых организаций. Определённая категория сотрудников часто перемещается между отделениями банков, а значит – работает исключительно с мобильными устройствами. Следовательно, у коммуникационного ПО должны быть надёжные мобильные приложения под различные операционные системы. Сейчас это iOS и Android, надеюсь, что в обозримом будущем такой же популярной ОС станет Аврора.

Особенность подхода CommuniGate Systems в том, что мы создавали мобильный клиент Samoware как суперапп. В одном приложении банковский сотрудник получает все необходимые коммуникационные сервисы: электронную почту, календари, мессенджер, звонки, доступ к файлам. Для финансовой отрасли – это тоже огромный плюс: экономия ресурсов компании, как сисадминов, обслуживающих сервисы, так и времени на обучение персонала работе в разных приложениях.

NBJ: На что сделать акцент при выборе коммуникационного ПО для банков и финансовых организаций?

А. ТЕН: Заказчикам нужно тщательно выбирать отечественное ПО с учётом своих бизнес-задач: изучить кейсы, предусмотреть возможность интеграции с уже имеющимися системами, подумать о безопасности. Если сейчас компания пользуется западным решением и планирует перейти на российское ПО, обязательно нужно обратить внимание на возможности миграции на новое решение, существование двух систем одновременно, плавный переход и обучение персонала. И на основе проведённого анализа обратиться к профессионалам с опытом разработки и внедрения.

Например, CommuniGate Systems сначала помогает заказчику развернуть в своей инфраструктуре пилотный проект, чтобы его сотрудники могли протестировать систему и её функционал, оценить низкие требования нашей платформы к аппаратной части. По нашей статистике более 90 % этих пилотных стендов потом переходят в продакшн: масштабируются и вводятся в промышленную эксплуатацию. Наша платформа позволяет это делать очень гибко, мы обладаем отточенными инструментами миграции с других коммуникационных решений.

NBJ: Как будет выглядеть рынок коммуникационного ПО через 3 года?

А. ТЕН: Рынок коммуникационного ПО будет укрупняться. Согласно исследованию рынка корпоративных мессенджеров России, которое провело ГБУ «Агентство инноваций города Москвы», развитие унифицированных коммуникаций – один из ключевых трендов последних лет. Растёт спрос на многофункциональные продукты, которые закрывают различные потребности коммуникации и командной работы и при этом открыты для интеграции со сторонними сервисами. Какие-то игроки будут уходить, каких-то будут поглощать. В итоге останутся несколько лидеров, которые и поделят между собой эту сферу. Радует, что теперь в нашей стране это будут российские компании, а не иностранные производители.

В коммуникационных сервисах, особенно в ВКС и контакт-центрах, будет широко использоваться искусственный интеллект. CommuniGate Systems планирует не отставать от этой тенденции, будет продолжать наращивать как функциональность имеющихся сервисов, так и внедрять чат-боты и ИИ.

Так как ИБ-инцидентов явно меньше не станет, решения в области коммуникаций также будут более защищены. Среди наших планов также повышать защищённость от киберпреступлений – мир становится всё более цифровым, и я думаю, что через некоторое время они будут совершаться даже чаще, чем обычные правонарушения. 

Беседовал Станислав Комаров

Материал также опубликован в печатной версии Национального банковского журнала (апрель 2023)     

 

Поделиться: