Аналитика и комментарии

05 сентября 2023

Антон КУПРИНОВ, ФСКМБМ: «МСП стали желанными клиентами для банков»

Крупный бизнес и розница всегда были в приоритете для банков по сравнению с МСП, в которых кредиторы видели высокие риски. Но ситуация меняется – банки конкурируют за МСП. Портфель кредитов малого бизнеса превысил 11 трлн рублей в России (на 01.06.2023  +16% к 01.01.2023), из них 31% приходится на Москву.  Выдача новых кредитов в сегменте МСП за январь-май 2023 года превысила 5 трлн рублей (+27% к аналогичному периоду 2022 года), и четверть из них выдана в столице. При этом текущий уровень просрочки МСП находится на уровне ниже 5% по стране в целом, и чуть выше 6% в столице. Что происходит на рынке кредитования МСП, и какое влияние оказывают программы господдержки, узнали у Антона КУПРИНОВА, исполнительного директора Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы.

NBJ: Каковы тренды кредитования МСП в России, есть ли особенности в Москве?

А. КУПРИНОВ: Банк России публикует данные, свидетельствующие о рекордном росте на рынке кредитов МСП. Выдача новых кредитов МСП в Москве в январе-мае на 38% оказалась больше, чем за аналогичный период прошлого года (АППГ), кроме того в абсолютном выражении обогнала выдачу кредитов физлицам (1,1 трлн рублей), при том, что в сегменте крупных заёмщиков вообще снижение выдачи на 12%. При этом просрочка МСП в Москве чуть выше 6%, для сравнения: у физлиц 3,3%, у крупных предприятий почти 8%. Таким образом, на текущий момент по совокупности статистических показателей, таких как портфель действующих, выдача новых кредитов и просрочка для банков, клиенты из числа МСП становятся всё привлекательнее для банков по сравнению с другими сегментами заёмщиков.

Малый бизнес становится всё интереснее для банков. Традиционно события на этом рынке в Москве как бы чуть опережают ситуацию в целом по стране. Понятно, что здесь высокая адаптивность, активность, концентрация бизнеса и большие возможности для его трансформации.

NBJ: Как правильно сегментировать или относить компании к малым или средним?

А. КУПРИНОВ: По методике Минэкономразвития РФ к МСП относят компании с годовым доходом до 2 млрд рублей и числом сотрудников до 250 человек. Безусловно, при анализе ситуации на рынке кредитования МСП нужно иметь в виду факт, что критерии отнесения к категориям «малый», «средний», «крупный» весьма сильно отличаются в разных банках: где-то компания с оборотом от 700 млн рублей уже в среднем и даже крупном сегменте, а где-то и до 5 млрд рублей годового оборота может быть МСП. Также статистика не учитывает, где настоящее малое предприятие, а где раздробленный крупный бизнес.

NBJ: Как себя чувствуют сегодня сами МСП в финансовом плане?

А. КУПРИНОВ: Малый бизнес обладает по своей природе высокой гибкостью и адаптивными способностями, после шоков пандемии и событий весны 2022 года компании МСП в очередной раз применили и повысили свои антикризисные компетенции, начали искать новые возможности существования и  развития, увидели перспективы импортозамещения, стремительно бросились занимать освобождающиеся ниши после ухода иностранных игроков, перестраивали транспортные и логистические цепочки, выходили на новых поставщиков.  Сами предприниматели говорят, что на смену модели «всё можно купить за рубежом и привезти» пришло понимание, что «всё надо стараться произвести здесь». Безусловно, это требовало соответствующего финансирования, и в первую очередь, конечно, МСП обратились к кредитованию, хотя стоит отметить и высокий интерес к альтернативным инструментам – лизингу, факторингу, краудфандингу и даже такой экзотике, как размещение облигационных выпусков на бирже. 

Во-вторых, малые и средние предприятия на данный момент имеют высокую финансовую устойчивость и чувствуют себя в целом уверенно, что привлекает и банки к этому сегменту. Деловая активность МСП находится на подъёме, отражая положительные тенденции в экономике, об этом свидетельствует «Индекс Опоры RSBI», основанный на результатах опроса предпринимателей – в июне 2023 он достиг максимальных значений за всю историю наблюдений и составил 55,3 пункта, Индекс выше 50 показывает положительную динамику, ниже 50 – отрицательную.

Сами МСП занимают в вопросе поиска внешнего финансирования активную позицию, и понимая, что банки конкурируют за них, стремятся получить более выгодные условия, работают с несколькими кредиторами, подают заявки на оборотные и на инвестиционные кредиты, осваивают новые для себя финансовые инструменты.

NBJ: Какие отрасли МСП в части кредитов можно особо отметить? Есть ли специфика?

А. КУПРИНОВ: В отраслевой структуре задолженности по кредитам МСП произошли изменения – первые три строчки заняли профессиональная, научная и техническая деятельность, операции с недвижимостью и строительство. Их доля в портфеле МСП составила более 50%. Именно в этих сегментах уровень просрочки традиционно низкий (в районе 1–2%), без них, мы увидим по рынку привычные 10–11% просрочки.

NBJ: Что происходит со ставками для МСП?

А. КУПРИНОВ: В первой половине 2023 года ключевая ставка долго сохранялась на уровне 7,5%, плюс действовал целый ряд масштабных программ льготных ставок для отдельных категорий и отраслей, например, агросектор, инновации, производство, туризм и прочие. Возможно, с учётом госпрограмм это были самые низкие ставки за всю историю. В результате в общей сумме выдач корпоративных кредитов около 17% пришлось на МСП, пару лет назад их доля была на уровне 10–13%. После повышения ключевой ставки, ставки для МСП, конечно, подрастут, но льготные программы продолжают действовать. Кстати, актуальную информацию по действующим льготным программам и их критериям, а также лимитам программ в банках можно получить в Консультационном центре нашего Фонда.

NBJ: В каких направлениях идёт поддержка кредитования МСП?

А. КУПРИНОВ: Действуют госпрограммы в двух направлениях: удешевляют ставку и решают проблему МСП с нехваткой залогов. По данным Минэкономразвития РФ, в 2022 году малый и средний бизнес смог привлечь более 1,3 трлн рублей кредитных средств за счёт инструментов господдержки. А как сообщала заместитель Министра экономического развития Татьяна Илюшникова, за первое полугодие 2023 года подписано более 53 тыс. кредитных договоров на общую сумму более 770 млрд рублей. По программе «1764» заключено более 18,5 тыс. кредитных договоров более чем на 340 млрд рублей; по программе стимулирования кредитования (ПСК) – 3,3 тыс. кредитных договоров на общую сумму более 130 млрд рублей; по совмещённой программе инвесткредитования (1764+ПСК) – 611 договоров почти на 72 млрд рублей.

Спрос на кредиты с льготной ставкой оказался весьма высоким, де-факто лимитов в банках не хватало, возникла весьма высокая конкуренция среди заёмщиков за эти льготные средства, и получили их далеко не все желающие, часто это была премия к рынку для самых лучших заёмщиков, которых банки кредитовали бы и без льгот. Несомненно, рынок ожидает продолжения и масштабирования льготных программ со стороны федеральных и региональных властей.

NBJ: А что происходит с гарантийной программой?

А. КУПРИНОВ: Гарантийные программы реализуют «Корпорация МСП» и региональные гарантийные организации (РГО). Примечательно, что на докапитализацию гарантийных программ государство средств практически не выделяло. Масштабирование в разы этого вида помощи бизнесу произошло не благодаря вливаниям госсредств, а за счёт интенсификации работы самих гарантийных организаций и внедрения более эффективных продуктов. Так, по данным Корпорации МСП, только за 1-е полугодие 2023 года почти 12 тысяч МСП получили 215 млрд рублей кредитов совокупной поддержкой РГО, тогда как для сравнения за весь 2022 год – около 17 тысяч МСП привлекли 293 млрд рублей.

Масштабированию кредитов МСП с гарантийной поддержкой способствовал запуск «зонтичного» механизма «Корпорации МСП», благодаря которому предприятия получили 99 млрд рублей. На региональном уровне похожий продукт – «поточные поручительства» – предложил Московский гарантийный фонд: в 1 полугодии 2023 года  почти каждое второе поручительство (47%) было «поточным». В рамках этой программы без дополнительной проверки Фонд автоматически выдаёт поручительство сразу за решением кредитного комитета банка. Такую практику простых процедур с минимумом бюрократии целесообразно применить и в других регионах. При этом надо решить вопрос с нивелированием риска излишней нагрузки на капитал гарантийных организаций и сохранения устойчивости самой гарантийной системы. Это возможно через докапитализацию фондов, субсидирование выплат, здесь пригодился бы опыт таких действий в зарубежной гарантийной практике.

NBJ: Ваш прогноз на второе полугодие в сегменте МСП?

А. КУПРИНОВ: Во второй половине 2023 года можно прогнозировать дальнейшую трансформацию экономики, новые ниши для МСП в импортозамещении, в высоких технологиях, производстве, смежных отраслях. Скорее всего, МСП будут гибко встраиваться и используют шанс для роста, их аппетит к наращиванию оборотных средств и привлечению инвестиций велик, в том числе с использованием продуктов господдержки. Пример Московского гарантийного фонда свидетельствует, что сейчас в разы увеличилось количество заявок на поручительство по сравнению даже с рекордным 2022 годом.

Учитывая эти тенденции и хорошие результаты мер господдержки в предыдущий период,  государству целесообразно продолжить имеющиеся программы и запускать новые для сегмента МСП. Конъюнктура рынка сегодня благоприятная для этого, своевременные программы дадут синергетический эффект и позволят поступательно двигаться к цели увеличения доли малого и среднего бизнеса в ВВП страны до 40% к 2030 году.  

 Материал также опубликован в печатной версии Национального Банковского Журнала (июль – август 2023)

Поделиться: