Аналитика и комментарии

05 июня 2023

Александр КУРЬЯНОВ, Росфинмониторинг: «Банки проявили государственный подход к решению ряда приоритетных задач в антиотмывочном контуре»

Александр КУРЬЯНОВ, начальник Управления организации надзорной деятельности Росфинмониторинга, в интервью Национальному банковскому журналу рассказал, как реализуется комплексная программа по формированию «пояса финансовой безопасности», а также как будет применяться новый режим обязательного контроля (так называемый гибкий ОПОК), который вступит в силу в конце августа этого года. Под него подпадут переводы клиентов кредитных организаций – получателей бюджетных средств на организации и индивидуальных предпринимателей, отнесённых Банком России к высокому и повышенному уровням риска.

NBJ: Александр Михайлович, Росфинмониторингом реализуется комплексная программа по формированию «пояса финансовой безопасности». Какие цели и задачи ставит перед собой Служба, и какова роль банков в этой работе? 

А. КУРЬЯНОВ: Банковская система выступает стержневым, основополагающим элементом национальной экономики, драйвером ее развития. Особое место финансовым организациям традиционно отводится и в системе ПОД/ФТ. В текущих непростых условиях банки продемонстрировали не только высокий уровень адаптивности и устойчивости к внешним угрозам, но и, без преувеличения, проявили государственный подход к решению ряда приоритетных задач в антиотмывочном контуре.

Очевидно, что одним из таких приоритетов в текущих условиях выступает бюджетная сфера. Государство выделяет беспрецедентные объёмы средств на инфраструктурные проекты, поддержку населения и предприятий отраслей экономики. Превентивная функция банков по выявлению признаков нецелевого использования или хищения бюджетных средств приобретает вполне конкретные очертания, становится в один ряд с основными инструментами государственного финансового контроля.

В прошлом году совместно с Банком России и кредитными организациями мы приступили к разработке новых подходов, инструментария для снижения рисков обслуживания получателей бюджетных средств. Это исполнители госконтрактов, получатели субсидий.

Ключевая задача применительно к банкам – эффективная работа механизмов финансового мониторинга, обеспечивающих выявление признаков вывода бюджетных средств в теневой оборот, их нецелевого использования или хищения. 

В этой связи хочу отметить и результаты уже проведённой работы. Совместное с Банком России ориентирование на актуальные схемы противоправной деятельности позволило за последние месяцы фактически на треть расширить пул банков, информирующих Службу о рисках бюджетной сферы, значительно вырос и объём сведений по данной зоне риска.

Интересные результаты даёт и новый формат информирования, сообщения о подозрительной деятельности, запущенный с апреля прошлого года. Так на основе информации СПД была выявлена крупная мошенническая схема вывода в теневой оборот средств, выделяемых по социально-значимым проектам. Только на канале обналичивания в этой схеме было задействовано более тысячи человек.

Работа с региональными банками по этому проекту позволила нам найти и новые форматы взаимодействия. Так, например, территориальные управления Службы апробировали практику постоянных встреч комплаенс-специалистов с нашими аналитиками с рассмотрением обезличенных примеров проводимых расследований. Это всегда полезно и стимулирует инициативную поисковую работу антиотмывочных подразделений банков, позволяет выходить на новые интересные сюжеты противоправной деятельности.

Не менее важным элементом такого взаимодействия стал обмен опытом и методиками в работе финансовых организаций по бюджетной сфере.  Накопленный материал по комплаенс-практике заложен в основу тематического видеокурса, разрабатываемого сейчас совместно с Международным учебно-методическим центром финансового мониторинга и экспертами крупнейших банков.

NBJ: Недавно вышел приказ Росфинмониторинга о новой операции, подпадающей под обязательный контроль. Какова цель и планируемые результаты организации такого мониторинга?

А. КУРЬЯНОВ: В прошлом году совместно с Банком России был разработан подход, предполагающий организацию обязательного контроля не на постоянной основе, а на определённый период времени. Были внесены соответствующие изменения в профильный 115-й Федеральный закон. Так называемый гибкий ОПОК позволяет оперативно настроить мониторинг на приоритетную с позиций ПОД/ФТ предметную область и в определённой степени оптимизировать нагрузку на банки.

Под новый режим обязательного контроля, который вступит в силу в конце августа этого года, подпадут переводы клиентов кредитных организаций – получателей бюджетных средств на организации и индивидуальных предпринимателей, отнесённых Банком России к высокому и повышенному уровням риска.

NBJ: Правильно ли я понимаю, что банками в данном случае будут использоваться данные платформы «Знай своего клиента»

А. КУРЬЯНОВ: Да, совершенно верно. 

Вводимый приказом гибкий ОПОК потребует от банков выявлять среди клиентов бюджетополучателей, проводить ретроспективный анализ их операций. ОПОК позволит увидеть и переводы на клиентов в иных банках. Вводимый подход, по нашему мнению, приведёт к определённой синергии: с одной стороны, обеспечит поступление в Службу сфокусированной на риски информации, а с другой – сформирует за счёт сплошной идентификации бюджетополучателей основу для расширения контура мониторинга.

В совокупности с обновлённой кодировкой признаков, вступившей в силу в марте этого года, это должно обеспечить качественные изменения в оценке и выявлении рисков бюджетной сферы. Помимо прочего такой подход позволит расширить возможности и макро-аналитики в отраслевом, региональном срезах, сформировать типологические признаки и даже, возможно, модели финансового поведения.  

Полезность такого рода информации очевидна в условиях быстрой модификации схем, характера проявлений преступной деятельности. Первый такой профиль по участникам криптовалютных операций недавно был доведён до финансовых организаций.

NBJ: Недавно в Москве прошёл Международный форум по надзорной деятельности с участием Международного совета комплаенс. Какие темы и вопросы были рассмотрены на этом мероприятии.

А. КУРЬЯНОВ: Международный совет комплаенс, объединяющий крупнейшие банки стран-участниц Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма был создан три года назад по инициативе Российской Федерации.

За прошедшее с момента образования МСК время, данный формат частно-государственного партнёрства продемонстрировал высокий уровень эффективности и востребованности.

Сейчас МСК задействован в реализации целого ряда инициатив под эгидой ЕАГ. Примером такого проекта является наднациональная оценка рисков, в прошлом году. Серия консультаций, проведённых с членами МСК, позволила определить угрозы и риски, характерные для кредитно-финансовой сферы стран Евразийского региона, а также выработать меры по их снижению.   

Прошедший в мае этого года Форум объединил более 200 представителей государств-членов и наблюдателей ЕАГ. Это эксперты финансовых организаций и надзорных органов. По сути, это уникальный формат для обмена опытом и лучшими практиками. В рамках двухдневного мероприятия были рассмотрены такие актуальные вопросы, как риски оборота цифровых валют, информационные технологии в антиотмывочной сфере, использование механизмов финансового мониторинга для снижения рисков бюджетной сферы и другие темы.

Особый интерес участников вызвали презентации по вопросам организации мониторинга операций, связанных с оборотом криптовалюты, в том числе с использованием ИT-решений, таких как программный комплекс «Прозрачный блокчейн». Предложено продолжить работу МСК по этой теме, в том числе для разработки универсальных подходов к организации крипто-комплаенса и презентации результатов на следующем Форуме. Мероприятие пройдёт в мае 2024 года в Казани.  

Беседовал: Станислав Комаров

Материал также опубликован в печатной версии Национального банковского журнала (май 2023)

Поделиться:
 

Возврат к списку