Аналитика и комментарии

30 июня 2022

Валентин МАКАРОВ, РУССОФТ: «Волшебный пинок» неизбежно двинет ИТ-отрасль вперёд»

В июньском выпуске Национального банковского журнала мы вновь возвращаемся к теме импортозамещения в сфере информационных технологий. Актуальный пул вопросов от NBJ остался неизменным. На них отвечает Валентин Макаров, президент ИТ-ассоциации «РУССОФТ».

NBJ: Валентин Леонидович, как, по вашему мнению, наиболее эффективно можно перейти на российские решения?

В.МАКАРОВ: На мой взгляд, наиболее эффективный вариант перехода на российское ПО – получение крупным потребителем ИТ со-финансирования РФРИТ для проведения работ по импортозамещению. Но это формальный алгоритм получения финансирования. На практике для успешной реализации проекта необходимо формировать консорциум, состоящий из крупного отраслевого потребителя (или группы клиентов одного сегмента экономики) и группы поставщиков программных продуктов и услуг, которые совместно осуществят импортозамещение стека отраслевого импортного ПО на российское.

NBJ: Какие сложности возникают при переходе на отечественные продукты в настоящее время?

В.МАКАРОВ: До применения антироссийских санкций, возникших после начала специальной военной
операции на Украине, основная проблема импортозамещения заключалась в том, что клиент как главный участник всего процесса был исключён из числа бенефициаров государственной политики импортозамещения. Его обязывали приобретать российское ПО из Реестра, и он не имел никакого отношения ни к формированию Реестра, ни к получению финансирования для проведения импортозамещения.

Учитывая, что сам процесс перехода на новые решения и целые платформы требует аудита, консалтинга, разработки middleware, тестирования на совместимость, безопасность и производительность, нагрузочного тестирования, обучения и много ещё чего – просто так требовать от ИТ-директора перехода за свой счёт на отечественное ПО было нельзя. Необходимо было предусмотреть со-финансирование, юридическую защиту от преследования за нецелевое использование госсредств и координацию формирования отраслевых консорциумов, которые единственно способны совместно с клиентом решить задачу импортозамещения.

В настоящее время эта проблема уходит в прошлое, поскольку пришло время решать задачу обеспечения работоспособности, инфобезопасности и технологической независимости в условиях санкций, а не отчитываться за процент импортозамещения. Зато добавились проблемы снижения доходов всех участников процесса, остановки легальной поставки аппаратной части и комплектующих вместе с обеспечением их оплаты, а также необходимость массового обучения персонала компаний потребителей ИТ новым для них решениям российских компаний.

NBJ: Насколько конкурентны российские решения на мировом рынке?

В.МАКАРОВ: Существует не так много российских брендов, которые продают отечественные программные продукты на глобальном рынке. Намного больше компаний, созданных в РФ, разработавших программные продукты сразу для глобального рынка, получивших финансирование из зарубежных венчурных фондов, переведших IP за границу для обеспечения их защиты на глобальном рынке – и, наконец, потерявших официальные связи с Россией.

То есть технологически российские продукты конкурентоспособны, а вот российская юрисдикция в условиях работы на мировом рынке, базирующемся на долларе как единственной мировой резервной валюте и на юрисдикции США или ЕС – проигрывает и не позволяет реализовать технологический потенциал компании в России. Что нужно делать – строить совместно с партнёрами из развивающегося мира альтернативную финансовую систему, базирующуюся на цифровых финансовых активах, и создавать с теми же партнёрами более эффективную модель использования интеллектуальных прав.

NBJ: Какие риски несёт неправильно выстроенный процесс импортозамещения в ИТ?

В.МАКАРОВ: Риски неправильной орга­низации процесса импортозамещения уже хорошо проявились за прошедшие семь лет: низкие темы импортозамещения, отсутствие альтернативных отечественных аналогов в ряде ключевых сегментов ПО, технологическая зависимость значительной части экономики от ведущих зарубежных поставщиков и уязвимость с точки зрения информационной безопасности.

NBJ: Как будет развиваться импортозамещение в текущем году? Ваши прогнозы.

В.МАКАРОВ: В текущем году многое изменилось. Первое: импортозамещение стало жизненно необходимым ввиду принятых антироссийских санкций. Второе: создан специализированный инструмент финансирования крупных проектов замещения в лице Фонда РФРИТ и, наконец, третье: идеология консорциумов поставщиков и клиентов проникла в среду тех и других, и самое главное – она принята Минцифры как приоритет.

«Волшебный пинок» получен, он привёл к мобилизации, которая неизбежно двинет ИТ-отрасль вперед. Теперь необходимо не остановиться на своём рынке, а воспользоваться получаемыми компетенциями и двинуться с отработанными на импортозамещении отраслевыми решениями на рынки дружественных стран.

Материал также опубликован в печатной версии Национального Банковского Журнала (июнь 2022)

Поделиться:
 

Возврат к списку