Аналитика и комментарии
проверки как радиация: сначала выглядят безопасными, впоследствии становятся разрушительными
В августовском номере NBJ в нашей рубрике была опубликована статья Давида Кириленко, который поделился с читателями своими опасениями в связи с возможным принятием закона, значительно упрощающего порядок привлечения к уголовной ответственности по налоговым преступлениям.
То, чего опасались, произошло. В конце октября текущего года соответствующий закон вступил в силу, и правоохранительные органы смогут привлекать к уголовной ответственности руководителей предприятий за уклонение от уплаты налогов без проведения налоговых проверок, причем за рамками трехлетнего срока, установленного Налоговым кодексом, и в отношении периодов, ранее уже проверенных налоговой службой.
Поскольку, как следует из пояснительной записки к проекту, целью принятия закона была «максимально полная реализация возможностей поискового потенциала оперативно-
розыскной деятельности для документирования налоговых преступлений и установления умысла на их совершение», в ближайшее же время перед правоохранительными органами может быть поставлена задача как можно быстрее начать использовать свой поисковый потенциал.
К сожалению, продолжить беседу с Давидом Кириленко о том, какие действия превентивного и стратегического характера следует предпринимать банкам с учетом изменившейся обстановки, мы не сможем в связи с его переходом на государственную службу. В этом номере разговор о защите прав и законных интересов владельцев непрофильных активов при недобросовестном использовании правоохранительными органами предоставленных им законом оперативных и процессуальных полномочий будет базироваться на адвокатской практике ведущего рубрики.
Формат рубрики не позволяет обстоятельно поговорить обо всех рисках, поэтому коснемся самых типичных.
Всем своим клиентам мы в последнее время настоятельно рекомендуем провести ревизию структуры владения и управления активами. Причем не надеяться на анализ, который был проведен год назад или более, а сделать срез на сегодня. Такая ревизия позволяет установить бреши в структуре, слабые звенья и оценить риски, особенно с точки зрения цены устранения этих рисков и цены возможных претензий.
Проводя анализ рисков, ни в коем случае нельзя забывать о том, что с введением в действие нового закона претензии могут быть предъявлены не столько банку, сколько его руководству и руководству дочерних структур, входящих в группу банка. Причем вопрос о составе группы будет решаться при отсутствии каких-либо формальных критериев.
При оценке рисков мы рекомендуем использовать пессимистичный подход и критично относиться к советам, основанным на оптимизме. Обсуждаемый закон принимался не для того, чтобы остаться на бумаге: он будет применяться жестко. Нужно быть готовым к этому.
Известная нам уголовно-правовая статистика такова: 95% возбужденных уголовных дел доводится до суда, в судах первой инстанции на оправдательные приговоры приходится меньше 1%, и если можно добиться оправдательного приговора, то вероятнее всего его вынесет Верховный суд. По арестам статистика также ужасает.
За последнее время кратно увеличилось применение ареста как меры пресечения. Видимо, как следствие борьбы с коррупцией: следователи боятся, что подозреваемый скроется, например, за границей, а следователей обвинят в пособничестве. Судами удовлетворяется примерно 95% обращений следствия в суд с ходатайством о применении к подозреваемым по экономическим преступлениям такой меры пресечения, как содержание под стражей. И добиться изменения в данном вопросе практически невозможно. Рассмотрение судом уголовного дела в отношении лица, находящегося под стражей, как правило, исключает условное осуждение, и приговор будет всегда связан с лишением свободы.
Учитывая это, мы советовали бы при проведении ревизии структуры владения и управления активами быть реалистичными и оценивать риски с практической, а не с теоретической точки зрения.
Второй общий совет, который представляется крайне важным: если проверка уже началась, необходимо прикладывать усилия к направлению проверки в нужное русло немедленно, сразу после того, как банк узнал о ее начале. Нельзя обманываться спокойным течением событий на первом этапе проверки. Потом бывает очень трудно что-либо исправить. Уже отправлены отчеты наверх, делаются дырочки для орденов, даны ответы на все письма консультантов банка в Администрацию Президента, в правительство, в Министерство внутренних дел и т.п. Отыграть назад становится все сложнее.













