Аналитика и комментарии
«они просто не успели понять…»
Западные экономисты и финансисты поделились мнением о создании Банка БРИКС и о том, почему это стало неизбежным.
Университет Манчестера
Джим О’Нил, почетный профессор экономики
На мой взгляд, это очень серьезное событие. Тот факт, что политической группе стран удалось после шести лет переговоров достичь соглашения, – это очень знаменательно. При этом в последние два года было особенно много противоречий по разным вопросам, но им все-таки удалось преодолеть их.
Я считаю создание Банка БРИКС сигналом: глобальное финансовое руководство находится в кризисе. Крупные финансовые организации – МВФ, Всемирный банк и ряд других – просто не успели понять, что мир изменился и им необходимо подстраиваться под эти изменения. Провал реформы МВФ, одним из главных виновников которого стали США, оказался последней каплей, переполнившей чашу терпения развивающихся стран. Они не захотели мириться с тем, что их финансирование в МВФ увеличивается, но при этом их статус в организации остается прежним.
Вместе с тем я бы не стал пока говорить о прямом соперничестве Банка БРИКС с МВФ или Всемирным банком. Посмотрим, как эта новая финансовая организация будет работать, для каких целей будет использоваться финансирование, которое Банк БРИКС будет привлекать. Уже сейчас напрашивается вариант использования банка для финансирования различных инфраструктурных проектов и энергетики в интересах стран, которые создали эту структуру.
Allianz
Мохаммед Эль-Эриан, главный экономический советник
Многие постарались охарактеризовать саммит Бразилии, Китая, Индии, России и Южной Африки, состоявшийся в середине июля этого года, как яркое, однако малозначимое событие. Страны создали новый Банк развития и валютный фонд, которые зачем-то дублируют функции Международного валютного фонда и Всемирного банка. Подобная оценка произошедшего является слишком упрощенной и не учитывает того сигнала, который саммит БРИКС послал мировой финансовой системе.
На мой взгляд, БРИКС сейчас объединяет три основных фактора. Страны, входящие в этот пул, играют весомую роль в глобальной экономике как вместе, так и, в случае Китая, по отдельности. Они разочарованы состоянием мировой монетарной системы, в которой доминирующее положение занимают западные государства, и недовольны отсутствием лидерства в принятии глобальных решений со стороны Запада (это стало очевидно всем после финансового кризиса).
Скептики заявляют, что у блока БРИКС мало общего в плане культуры, языка или истории. Кроме того, в последнее время эти страны столкнулись с рядом экономических проблем. Однако создание банка и стабилизационного валютного фонда – это отражение усиливающегося стремления стран БРИКС обойти глобальные финансовые организации, к которым они потеряли доверие. Сюда же стоит отнести различные многосторонние и двусторонние договоренности, в частности расчеты в национальных валютах.
Саммит БРИКС показывает нам, что процесс фрагментации глобальной финансовой системы набирает обороты. На мой взгляд, это явный сигнал для западных стран: необходимы серьезные реформы международной монетарной системы, которые учитывали бы глобальные реалии.
Ассоциация мировой экономики НИУ ВШЭ
Инал Ардзинба, президент
Страны БРИКС объединены целью формирования более справедливой международной финансово-экономической архитектуры (прежде всего, в части реформирования МВФ и Всемирного банка). «Пятерка» едина во мнении: вес развивающихся стран в принятии решений на уровне базовых международных финансовых организаций должен соответствовать их растущей роли в мировой экономике. Текущие формулы расчета квот в указанных международных институтах не соответствуют современным макроэкономическим реалиям и отражают попытки некоторых государств законсервировать Бреттон-Вудскую модель. Между тем страны БРИКС сотрудничают и по ряду вопросов политической повестки.
Ключевой фактор долгосрочной устойчивости «Пятерки» заключается в том, что на площадке БРИКС совокупная сила притяжения превосходит силу отталкивания. Разногласия между членами группы представляются сравнительно фрагментарными, несут в основном тактический, часто региональный характер. Мотивы целесообразности участия в группе перевешивают проблемы двустороннего взаимодействия между членами «Пятерки». Находясь в группе, государства БРИКС приобретают дополнительные механизмы влияния. Вне ее любая из пяти стран потеряет синергетический потенциал и возможность коллективно (а значит, более эффективно) продвигать необходимые реформы.
Всемирный банк
Джозеф Стиглиц, экс-главный экономист, нобелевский лауреат
Сейчас во всем мире, в первую очередь в развивающихся странах, потребность в инвестициях составляет около двух триллионов долларов в год. Между тем существующие инвестиционные институты (банки и фонды) могут предложить на неспекулятивных условиях не более 4% от этой гигантской суммы.
Естественно, появление нового крупного международного инвестиционного банка – это событие номер один в мировых финансах. Тем более если инвестиционный потенциал организации создан странами, на которые приходится 42% населения планеты, четверть территории суши и 25% мировой экономики. Не забудем, что в прошлом десятилетии страны БРИКС обеспечили более трети прироста мирового ВВП. А после кризиса, когда экономики развитых стран западного блока потеряли динамику, на страны БРИКС приходится уже более половины всего глобального роста товаров и услуг.
Tangent Capital
Джим Рикардс, управляющий директор
С одной стороны, страны БРИКС хотят обеспечить себе возможность самостоятельно финансировать крупные инфраструктурные проекты. С другой – все члены БРИКС уже неоднократно высказывали свое разочарование МВФ, финансово-экономической политикой США и глобальной финансовой системой, в центре которой американский доллар. Я бы не стал говорить, что это революция против доллара. Скорее это эволюция, новый этап развитии глобальной финансовой системы. Данный процесс может растянуться на многие годы, но он уже идет. Кстати, Россия высказалась в пользу создания энергетической ассоциации внутри блока БРИКС. Если Россия станет главным поставщиком энергоносителей в рамках данной ассоциации и расчеты будут проводиться в какой-либо другой валюте вместо доллара, то это будет продолжением эволюции глобальной системы, как и создание Банка БРИКС.