Аналитика и комментарии

08 октября 2024

Ольга МЕДЯНИК, СПбГУ: «Интернет предлагает молодёжи множество «лёгких» путей к деньгам, но многие из них являются ловушками»

Доцент кафедры управления рисками и страхования СПбГУ, кандидат психологических наук Ольга МЕДЯНИК считается признанным экспертом в области экономической психологии. Она занимается исследованиями поведенческих стратегий потребителей финансовых услуг в условиях кибермошенничеств и является членом межведомственной рабочей группы по вопросам противодействия преступлениям, совершаемым с использованием приёмов и методов социальной инженерии. В рабочую группу входят представители Банка России, Ассоциации российских банков, правоохранительных органов. Ольга выступила с докладом «Психологические аспекты вовлечения молодёжи в теневые финансовые схемы» на одной из сессий IV Международной олимпиады по финансовой безопасности, которая прошла с 30 сентября по 4 октября на федеральной территории «Сириус», а потом дополнила свои тезисы в интервью Национальному банковскому журналу (NBJ).

11_Ris_1.jpgNBJ: Ольга, обсудим, как современные технологии и социальные сети влияют на психологическое состояние молодёжи. Начнем с основного вопроса: какие механизмы воздействия социальных сетей на молодёжь вы бы выделили?

О. МЕДЯНИК: Социальные сети действительно оказывают значительное влияние на молодёжь. Один из ключевых механизмов – это формирование нереалистичных ожиданий. Молодые люди часто видят в соцсетях идеализированные образы жизни, что может привести к стрессу и разочарованию, когда их собственная реальность не соответствует этим идеалам.

Представьте себе подростка, который ежедневно просматривает ленты Instagram или TikTok, где его сверстники демонстрируют роскошные поездки, дорогую одежду и безупречный внешний вид. Естественно, у него может возникнуть ощуще­ние, что его жизнь недостаточно хороша, если она не соответствует этим стандартам. Это может вызвать чувство неполноценности и даже депрессию.

Ещё один важный механизм – это эффект сравнения: молодёжь склонна сравнивать себя с другими, и социальные сети усиливают это стремление. Например, студентка может видеть, как её однокурсница получает стажировку в престижной компании, и начинает сомневаться в своих собственных достижениях, даже если они объективно значимы.

Социальные сети также могут влиять на самооценку через количество лайков и подписчиков. Молодые люди начинают оценивать свою ценность и популярность по этим показателям. Представьте себе молодого человека, который выкладывает фотографию и постоянно проверяет количество лайков. Если их меньше, чем он ожидал, это может негативно сказаться на его самооценке.

Наконец, стоит упомянуть о феномене «фильтра пузыря». Алгоритмы социальных сетей подстраивают контент под интересы пользователей, создавая иллюзию, что все вокруг думают и живут так же. Это ограничивает кругозор молодёжи и может приводить к радикализации взглядов.

Эти механизмы показывают, насколько важно критически подходить кинформации в социальных сетях и развивать у молодёжи навыки цифровой грамотности. Мы должны учить их осознавать, что за идеальными картинками часто скрывается тщательно подобранный контент, далёкий от реальной жизни.

11_Ris_2.jpgNBJ: Звучит довольно тревожно. Какие еще эффекты вы могли бы отметить?

О. МЕДЯНИК: Эффект «всё или ничего» – это ещё один важный аспект, на который стоит обратить внимание. Представьте себе молодого человека, который решает заняться спортом и начинает следить за фитнес-блогерами в Instagram. Он видит, как они демонстрируют быстрые результаты – идеальное тело за несколько недель. Однако когда он сам не достигает таких результатов за короткое время, у него может возникнуть ощущение, что его усилия напрасны. Это может привести к потере мотивации и даже к полному отказу от занятий спортом.

Этот эффект тесно связан с культурой быстрого удовлетворения, которую активно поддерживают социальные сети. Мы живём в эпоху, когда всё доступно мгновенно: от доставки еды до потокового видео. Молодёжь привыкает к тому, что всё происходит быстро и без усилий. Это способствует развитию импульсивности и нетерпеливости.

Позвольте мне привести ещё один пример. Представьте себе студента, который готовится к экзаменам. Он привык получать информацию из коротких видеороликов и постов в соцсетях. Когда дело доходит до изучения сложного материала, требующего времени и концентрации, он может столкнуться с трудностями и даже потерять интерес. Долгосрочное планирование и упорная работа становятся для него настоящим вызовом.

Таким образом, социальные сети формируют у молодёжи ожидания мгновенных результатов, что мешает развитию навыков терпения и настойчивости. Важно учить молодых людей тому, что настоящие достижения требуют времени и усилий, а также развивать у них способность к долгосрочному планированию. Это поможет им справляться с вызовами реальной жизни и достигать своих целей.

NBJ: А как насчёт социального сравнения? Это ведь тоже довольно распространенное явление в соцсетях.

О. МЕДЯНИК: Безусловно. Социальное сравнение – это мощный феномен, который может оказывать значительное влияние на наше самочувствие и самооценку. Позвольте мне рассказать вам историю, которая иллюстрирует это.

Представьте себе молодую девушку по имени Анна. Она студентка и активно пользуется социальными сетями. Каждый день она видит посты своих друзей и знакомых: кто-то отдыхает на Мальдивах, кто-то получил престижную работу, а кто-то только что купил новую машину. Анна начинает невольно сравнивать свою жизнь с тем, что она видит в ленте новостей. Она думает: «Почему у всех всё так хорошо, а у меня нет?» Это чувство сравнения постепенно подтачивает её уверенность в себе и заставляет чувствовать себя неполноценной.

Социальные сети создают иллюзию идеальной жизни. Люди, как правило, делятся только своими лучшими моментами, скрывая трудности и неудачи. Однако наш мозг воспринимает это как норму и начинает сравнивать реальную жизнь с этой идеализированной картиной. Это может привести к зависти и даже депрессии.

Исследования показывают, что чем больше времени мы проводим в социальных сетях, тем выше вероятность того, что мы будем недовольны своей внешностью или достижениями. Мы видим фитнес-моделей с идеальными телами и начинаем сомневаться в своей привлекательности. Мы читаем о чьих-то карьерных успехах и начинаем ощущать себя неудачниками.

Важно помнить, что социальные сети – это всего лишь витрина, за которой скрывается реальная жизнь со всеми ее взлётами и падениями. Вместо того чтобы сравнивать себя с другими, стоит сосредоточиться на собственных целях и достижениях. Ведь каждый из нас идёт своим уникальным путём, и сравнивать его с чужим – значит обесценивать свои собственные усилия и успехи.

11_Ris_5.jpgNBJ: Какую роль играет жажда признания и одобрения в этом контексте?

О. МЕДЯНИК: Жажда признания и одобрения – это мощная сила, которая может формировать наше поведение и восприятие себя, особенно в эпоху социальных сетей. Позвольте мне рассказать вам ещё одну историю, которая иллюстрирует эту идею.

Представьте себе молодого человека. Он только что выложил в Instagram фотографию с вечеринки. Он с нетерпением ждёт, сколько лайков и комментариев он получит. Каждый раз, когда его телефон вибрирует, он испытывает прилив радости и удовлетворения. Но что происходит, если лайков оказывается меньше, чем он ожидал? Он начинает сомневаться в себе: «Может быть, я выглядел не так хорошо? Может быть, фото не такое интересное?»

Этот пример показывает, как легко мы можем попасть в ловушку жажды признания через лайки и комментарии. Мы начинаем оценивать свою значимость и успех через призму чужого одобрения. Это может превратиться в навязчивую идею, когда каждый наш пост становится своего рода экзаменом на популярность.

Ещё один пример – девушка по имени Мария, которая ведёт свой блог о путешествиях. Она замечает, что ее посты о популярных туристических местах получают больше лайков, чем рассказы о маленьких городках, которые ей действительно нравятся. В итоге она начинает фокусироваться на контенте, который принесёт больше одобрения, даже если это не соответствует её истинным интересам.

Социальные сети создают иллюзию быстрого и легкого признания. Мы привыкаем к мгновенной обратной связи и начинаем зависеть от неё. Однако эта зависимость может негативно сказаться на нашей самооценке и привести к стрессу и тревоге.

Важно помнить, что лайки и комментарии – это всего лишь цифровые показатели, которые не определяют нашу истинную ценность. Настоящее признание приходит изнутри, из понимания и принятия себя таким, какой ты есть. Вместо того чтобы гнаться за внешним одобрением, стоит сосредоточиться на том, что действительно приносит радость и удовлетворение.

11_Ris_3.jpgNBJ: Какие последствия для молодёжи могут иметь фрагментарное внимание и многозадачность?

О. МЕДЯНИК: Представьте себе современного студента – назовем его Максим. Максим сидит за своим столом, вокруг него разбросаны учебники, ноутбук открыт на лекции, а телефон непрерывно вибрирует от уведомлений социальных сетей. Он пытается одновременно читать, слушать и отвечать на сообщения. Знакомая картина?

Фрагментарное внимание и многозадачность стали неотъемлемой частью жизни многих молодых людей. Но какой ценой? Давайте разберёмся.

Начнем с фрагментарного внимания. Исследования показывают, что когда мы постоянно переключаемся между задачами, наше внимание становится поверхностным. Это как если бы вы пытались читать книгу, но каждые несколько минут кто-то отвлекал вас вопросами. В итоге, вы не погружаетесь в текст и не усваиваете его в полной мере.

Максим, например, замечает, что после многочасовой «учёбы» он помнит лишь отрывки из лекции. Он чувствует усталость и разочарование, потому что потратил время, но не достиг желаемого результата. Это явление называется «эффектом когнитивного остатка» – когда остаточные мысли о предыдущей задаче мешают сосредоточиться на текущей.

Теперь о многозадачности. Мы часто гордимся тем, что можем делать несколько дел одновременно.

Но правда в том, что наш мозг не предназначен для эффективной обработки нескольких сложных задач сразу. Когда Максим пытается учиться и одновременно общаться с друзьями онлайн, ни одна из этих задач не выполняется качественно.

Пример из жизни: представьте шеф-повара, который пытается одновременно готовить несколько блюд и вести мастер-класс. Вероятно, ни одно из блюд не будет приготовлено идеально, и мастер-класс потеряет свою ценность.

Для молодёжи это означает снижение качества обучения и усвоения информации. Ведь в условиях постоянных отвлечений и попыток многозадачности мозг просто не успевает глубоко обработать информацию.

Что же делать? Во-первых, важно осознать проблему. Попробуйте выделить время для выполнения одной задачи без отвлечений – например, отключите уведомления на телефоне во время учёбы. Во-вторых, используйте техники управления временем, такие как метод «помидора»1, который предполагает работу в течение 25 минут с последующим коротким перерывом.

11_Ris_4.jpgNBJ: Ольга, а как интернет влияет на вовлечение молодёжи в теневые схемы?

О. МЕДЯНИК: Давайте начнём с исто­рии. Представьте себе молодого человека, которого мы назовём Алексей. Алексей – типичный студент, который, как и многие его сверстники, проводит много времени в интернете. Однажды он наткнулся на рекламу, обещающую лёгкий и быстрый заработок. Это предложение выглядело слишком хорошо, чтобы быть правдой, но Алексей всё же решил попробовать.

Интернет – это мощный инструмент, который может как открывать двери к знаниям и возможностям, так и затягивать в теневые схемы. Почему это происходит? Давайте разберём несколько ключевых факторов.

Во-первых, экономические факторы: молодые люди часто ищут способы заработать, особенно если у них нет стабильного дохода или финансовой поддержки. Интернет предлагает множество «лёгких» путей к деньгам, но многие из них являются ловушками. Алексей, например, вскоре обнаружил, что его «работа» связана с незаконными операциями, такими, как отмывание денег.

Во-вторых, социальные факторы. Влияние сверстников и желание соответствовать определённым стандартам могут подталкивать молодых людей к участию в сомнительных схемах. Социальные сети играют здесь огромную роль. Они создают иллюзию лёгкой жизни, где все вокруг успешны и богаты. Это давление может заставить молодёжь искать быстрые пути к успеху.

И, наконец, психологические факторы: молодёжь часто ищет признания и самоутверждения. Теневые схемы могут казаться привлекательными, потому что они предлагают чувство принадлежности к «особой» группе или возможность почувствовать себя «умнее» системы. Алексей, например, был привлечён идеей быстрого обогащения и тем, что он «играет по своим правилам».

Как мы можем помочь молодёжи избежать этих ловушек? Во-первых, важно образование и осведомлённость. Мы должны говорить о рисках и последствиях участия в теневых схемах. Во-вторых, создание возможностей для легального заработка и самореализации. Если у молодёжи будет доступ к интересным и законным проектам, она с меньшей вероятностью будет искать сомнительные альтернативы.

История Алексея может закончиться по-разному. Если он осознает риски и выберет другой путь, то его опыт станет уроком. Но если он останется в этой системе, последствия могут быть разрушительными.   


Беседовал Станислав Комаров

Материал также опубликован в печатной версии Национального банковского журнала (сентябрь 2024)
Поделиться: