Аналитика и комментарии

12 октября 2022

Минфин выступил за увеличение числа банков в России

В России должно быть больше банков, чем было до пандемии, сказал в эфире радиостанции «Москва FM» заместитель министра финансов Алексей Моисеев. Необходимость увеличения численности участников банковского рынка он связал с уже введенными санкциями и возможными новыми ограничениями. Его слова цитирует РБК.

«Банков ровно столько, сколько есть потребность в экономике. Но при прочих равных я сказал бы, что, наверное, сейчас банков надо больше, чем до пандемии, в силу того, что санкции заставляют определенные виды экономической активности, в том числе платежной активности, сегментировать. В этом смысле старый принцип «маленькое – это прекрасно» может быть сейчас реализован, потому что концентрация создает риски», – отметил чиновник.

По его словам, консолидация в банковском секторе привлекает внимание властей западных стран, которые ввели санкции против России.

«Наша позиция, позиция экономических ведомств такая, что концентрировать сейчас в одном месте какие-то экономические виды активности было бы неправильно, мы таким образом упрощаем работу нашим товарищам из OFAC (Управление по контролю за иностранными активами Минфина США – подразделение, занимающееся в том числе санкционными вопросами)», – пояснил Моисеев.

Напомним, что по данным Банка России, на 1 октября в стране действовало 362 кредитные организации, 328 из них — банки. С начала года лицензии лишились семь банков и одна небанковская кредитная организация. В начале 2020-го, до пандемии коронавируса, на российском рынке функционировало 442 игрока. Количество участников банковского рынка сокращается как минимум с 2015 года, когда в России начались активная расчистка сектора и массовые отзывы лицензий.

Также эксперты рынка отмечают, что после начала кризиса и санкций против крупнейших банков на российском рынке активизировался интерес к сделкам слияния и поглощения (M&A): иностранные игроки, имеющие дочерние структуры в стране, объявили о намерении свернуть бизнес в России, в том числе путем продажи активов. Кроме того, власти начали обсуждать слияние крупных госбанков, попавших под санкции.

Слова замминистра финансов во многом коррелируются с идеями, которые были озвучены на апрельском съезде Ассоциации российских банков.

По словам исполнительного вице-президента АРБ Павла Неумывакина, уже тогда было заявлено, что частные банки накопили огромный опыт работы в кризисных ситуациях, пройдя проверку временем на стрессоустойчивость без государственной помощи и преференций.

«В АРБ уже тогда были уверены, что текущая ситуация позволяет поставить вопрос, – рассказывает Павел Неумывакин, – как вывести средние и малые частные банки со «вторых ролей», в которой они пребывали последние годы и как эффективно использовать их потенциал».

В АРБ считают: опыт предыдущих кризисов в 1998, 2014-2015 гг. показывает, что региональные малые и средние банки легче преодолевали кризисы, больнее ударяющие по крупным банкам в силу большей вовлеченности последних в операции на финансовом рынке и в операции с государственными ценными бумагами. Региональные банки демонстрировали в эти периоды более высокие показатели рентабельности, чем даже банки с государственным участием.

«Попадание большей части крупнейших российских банков в санкционные списки иностранных государств сделало невозможным для них проведение международных расчетов и ослабило позиции по другим направлениям. В ответ на это часть клиентов стала открывать или активнее использовать уже имеющиеся счета в менее крупных банках, в т. ч. в дочерних кредитных организациях дружественных стран. В результате впервые после более чем 10-летнего роста доля топ-15 банков в активах снизилась с 85,9 до 84,6%», – констатирует Павел Неумывакин. 


 

Поделиться:
 

Возврат к списку