Аналитика и комментарии

02 июля 2024

Исследование: потребительские настроения россиян самые высокие за последние 10 лет

По итогам I полугодия 2024 г. потребительские настроения в России достигли максимально благоприятного уровня за последние десять лет. Такие итоги исследования представил Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. Обзор строился на основе опросов Росстата.

Активное восстановление потребительских настроений происходило в течение 2023 г. на фоне дестабилизации предыдущего года, констатируют авторы исследования. В результате позитивных изменений, продолжающихся в том числе и в текущем году, значение Индекса потребительской уверенности (ИПУ)2 по отношению к II кв. 2022 г. улучшилось более чем в три раза, поднявшись до отметки (-6%).

При этом в 2,5 раза за указанный период позитивно скорректировалась динамика одного из ключевых компонентов ИПУ, отражающего совокупные оценки населения относительно произошедших изменений в экономике страны. Следует отметить, что по величине национальный ИПУ долгий период времени (как минимум с 2015 г.) традиционно занимал 3—4 место от конца рейтинга. Ситуация начала меняться в 2022 г.: по итогам первого полугодия 2023 г. В мае 2024 г. Россия вошла в первую пятерку рейтинга европейских стран по уровню потребительской уверенности впервые за все время наблюдений.

Если рассматривать соотношение ответов респондентов относительно вопроса «оценка своего материального положения», то с подавляющим преимуществом преобладает мнение «среднее» - (71,1%). Примерно в одинаковых пропорциях выявлены оценки – «плохое» и «хорошее» (14,2 и 13,2% соответственно). Об «очень хорошем» и «очень плохом» материальном положении сообщили 0,4 и 1,1% респондентов соответственно.

Для сравнения авторы исследования приводят мнения респондентов в наихудший за всё время наблюдений – «дефолтный» период в IV квартале 1998 г. В указанном квартале были выявлены следующие итоги: как «очень хорошее» своё материальное состояние оценили 0% респондентов; «хорошее» - (0,9%); среднее – (30,6%); плохое – (46,8); «очень плохое» - (21,7%).

Поделиться: