Аналитика и комментарии

07 июня 2006

Громкие неудачиПричин много, результат один

Во всем мире объединение банков считается фактором устранения слабых кредитных учреждений и средством усиления конкуренции. Поэтому кредитные организации рассматривают слияние как способ расширения финансовых операций, привлечение перспективных клиентов, возможность уменьшения страховых резервов ликвидности, снижение издержек за счет сокращения персонала и накладных расходов, выход на новый уровень в области информационных технологий. Объединение банков способствует росту филиалов, в том числе за рубежом, что приводит к увеличению доли операций за границей.

Ошибочно полагать, что слияние всегда предполагает создание дееспособной структуры. Иногда этот процесс осуществляется с целью создания эффекта процветания, и характерным примером таких действий служат поглощения в конце XX в. в американской банковской индустрии, лидере в этой области.

Оценку результатам слияния дает фондовый рынок. История знает достаточное количество успешных примеров консолидации финансового капитала, к коим можно отнести недавнюю сделку итальянского Unicredito Italiano с немецким HypoVereinsbank, приведшую к созданию крупного банковского конгломерата. Это позволило обоим банкам укрепить свои и без того серьезные позиции в странах Европы, в том числе и Восточной.

К громким неудачам следует отнести попытку слияния Dresdner Bank сначала с Deutsche Bank, а затем с Commerzbank. Причиной краха переговоров в обоих случаях стала жесткая позиция руководства Dresdner Bank по вопросу стоимости последнего при объединении, а результатом явилось резкое падение цен на акции банков.

Конфликт различных культур порой приводит к тяжелым последствиям, и свидетельство тому - поглощение британской банковской корпорацией HSBC Holdings небольшого французского розничного банка Credit Commercial de France, после чего акции HSBC сильно упали в цене.

Российским участникам банковского рынка, в связи с возрастающей конкуренцией со стороны иностранных банков, придется учитывать западный опыт слияний и поглощений.

УКРАИНА

«Аваль» обставил Приватбанк

Текст: Роман Мамчиц

Основное событие в банковской отрасли Украины в уходящем году - слияние банков «Аваль» и Raiffeisenbank-Украина (РБУ). Оба банка имеют прочные позиции в деловых кругах. Учитывая, что за банком «Аваль» сохраняется брэнд, имеющий хорошую репутацию, можно полагать, что близится развязка долгого соперничества между двумя «монстрами» финансовой Украины - киевским «Авалем» и днепропетровским Приватбанком. В украинском банковском рейтинге «Аваль» прочно занимает второе место после Приватбанка. На ноябрь 2005 г. его финансовые показатели составили: уставный капитал - $0,3 млрд., чистые активы - $3,83 млрд., количество подразделений во всех регионах Украины - 1400. Его соперник, Приватбанк, имеет 1900 подразделений по стране, $4 млрд. чистых активов и $0,23 млрд. уставного капитала. Но после окончания слияния (намечено на 2008 г.) «Аваля» и Raiffeisenbank-Украина ситуация изменится не в пользу Приватбанка. Новый альянс станет одним из крупнейших не только на Украине (контролирует сегодня 12% банковского рынка страны, а в 2008-м будет 25%), но и в Восточной Европе.

ЕВРОСОЮЗ

Корпорации против мегаслияний

Текст: Николай Худяков

Европейская федерация банков (ФЕБ), представляющая коммерческие банки континента, выступила с оценкой состояния дел M&A (Mergers & Acquisitions). ФЕБ считает, что нет ясности в вопросе полномочий надзорных органов, нет четких критериев относительно процедуры подачи заявок, процесса принятия решений, интерпретации тех или иных положений.

Юридическая принадлежность отдельных кредитных организаций в некоторых европейских странах ограничена государственной собственностью. В результате значительная часть банковского сектора ЕС, считают в ФЕБ, может быть фактически отстранена от процесса M&A. Существуют и многочисленные барьеры, которые затрудняют работу уже после слияния или поглощения. Здесь на первое место ФЕБ ставит неизбежную пока в Европе фрагментацию системы надзора над банковской деятельностью. Происходит дублирование функций, требуются различные документы для подачи в надзирающие инстанции.

Помимо законодательных и организационных препятствий существуют и другие причины, тормозящие процессы M&A. Велико противодействие со стороны правительств, а также корпораций. Если взять 50 крупнейших европейских банков, то окажется, что четверть из них имеет смешанный статус или акционеров в лице государства и различных организаций. Последние не хотели бы утрачивать контроль над банками в ближайшей перспективе. В ряде стран негативно относятся к внедрению в национальные экономики иностранных банков.

Скорее всего, слияния будут происходить в секторе мелких и средних банков, которые таким образом намереваются защититься от крупных «хищников», в том числе и американских сильных конкурентов.

Как считают многие специалисты, европейские банки предпочитают различные схемы с выкупом и небольшие слияния с целью получения прибыли, а не мегаслияния с иностранными грандами банковского дела.

Причина - правительство и корпорации не хотят терять контроль над банками.

США

Консолидация идет полным ходом

Несмотря на то, что в первой половине 2005 г. на рынке M&A в США было затишье (98 сделок на общую сумму $12,5 млрд.), цифры на конец года ожидаются более значительными. Но, как считают аналитики, все равно не будет перекрыт рекорд 2004 г., когда на на-циональном рынке M&A была соверше-на 271 сделка на общую сумму $131,5 млрд. Рынок для консолидации банковского капитала и бизнеса в США по-прежнему бескрайний. Во всяком случае, прогнозы на его будущее строятся оптимистические. Согласно данным Федеральной депозитарной и страховой корпорации, в стране существует почти 9 тыс. банков, из которых 68% - это мелкие финансовые учреждения с активами, не превышающими $200 млн. Именно они являются потенциальными кандидатами на поглощение.

«Bank Director Magazine» № 3, 2005

Константин Воробьев, заместитель директора департамента казначейства ЗАО "Метробанк"
Читайте NBJ в Telegram
Поделиться: