Аналитика и комментарии

07 июня 2006

"Для инвестиций в Россию нужны крепкие нервы"

Г-н Вулфенсон, как Вы оцениваете экономическую ситуацию в России?

Ваша страна уже достигла значительных успехов и продолжает демонстрировать высокие темпы роста. Важно, что в России, еще 12 лет назад не знакомой с понятием «частная собственность», появилось развитое предпринимательство. Десять лет назад мы не могли инвестировать в вашу страну, поскольку тогда в России было очень мало негосударственных компаний. Сегодня клиенты Всемирного Банка - это предприятия, принадлежащие российским гражданам. По нашим оценкам, ваш частный бизнес по многим параметрам далеко обогнал предприятия госсектора. Темпы роста российской экономики составляют сейчас около 7% в год. И хотя около 3% этого роста обеспечено хорошей конъюнктурой на мировом рынке углеводородов, оставшиеся 4% тоже неплохой показатель.

Какие усилия, по Вашему мнению, должны предпринять российские власти, чтобы закрепить этот успех?

Не секрет, что российской экономике необходима диверсификация. Доходы от продажи нефти и газа - слишком хрупкая и нестабильная основа для развития. Улучшение бизнес-климата зависит также и от того, насколько успешно будут проведены судебная и административная реформы и как быстро будет увеличиваться количество предприятий малого и среднего бизнеса.

Правительство РФ объявило о намерении в течение 10 лет удвоить размер валового внутреннего продукта, а в ближайшие 7 лет - вдвое сократить уровень бедности. Возможно, удвоение ВВП - слишком амбициозная задача. Но если реформы будут продолжены, а угроза политических рисков, которые спровоцируют новый отток капиталов из страны, не реализуется, то в ближайшие годы Россию ждет значительный экономический рост.

Какие факторы тормозят развитие экономики нашей страны?

После экономического краха пятилетней давности, по оценкам наших экспертов, производство в России увеличилось суммарно на 32%. Хотя быстрый рост налицо, уровень безработицы остается достаточно высоким, более четверти населения по-прежнему живет за чертой бедности. А 10% россиян экономически и социально изолированы на Крайнем Севере и Дальнем Востоке. Кроме того, продолжают существовать производственные объекты советского образца, многие из них убыточны.

Именно эти недостатки сдерживают западных инвесторов?

С точки зрения иностранного предпринимателя наибольшие риски в России по-прежнему связаны с проблемами корпоративного управления, с правовым полем и поведением властей. Коммерческие преимущества приобретаются нечестным путем, права миноритарных акционеров недостаточно защищены, а конкуренцию не всегда можно назвать честной. Чтобы инвестировать в Россию, по-прежнему нужны крепкие нервы.

Проблема правовой среды связана не столько с отсутствием законов. Требуется время на превращение судебной системы из органа, защищающего интересы государства, в честного и общепризнанного арбитра - стража гражданских и деловых интересов. Даже самые хорошие законы не могут принести пользу, если нельзя рассчитывать на их исполнение. Ваши государственные структуры по-прежнему видят в частном бизнесе источник дополнительных доходов для чиновников. Постепенно ситуация улучшается, и хочется надеяться, что этот процесс будет продолжаться.

До недавнего времени Запад интересовала эксплуатация российских природных ресурсов, производство стали, строительство трубопроводов и т. п. Иностранные бизнесмены рассматривали вашу страну как крупный рынок сбыта, а не как объект для стратегических инвестиций. Сегодня ситуация меняется. Импортеры отказались от поставок перерабатывающего оборудования - многие из них начали инвестировать средства в производство товаров и услуг в России.

Как скоро Россию можно будет назвать страной с рыночной экономикой?

Я думаю, это вопрос трех-пяти лет. Но прежде вашим чиновникам хорошо бы повысить зарплаты. В противном случае они будут вынуждены воровать или искать вторую работу. Дешевле все же оплачивать хорошее управление. Подобное решение рано или поздно принимают все страны, которые намерены присоединиться к ВТО, стать конкурентоспособными и соответствовать международным стандартам.

На Ваш взгляд, будет ли содействовать ускорению экономического роста вступление страны во Всемирную Торговую Организацию?

Россия продает товары на мировом рынке, использует возможности доступа к глобальному капиталу. Вступление в ВТО - это принятие системы правил и нормативов, которые позволят России успешно конкурировать на международном рынке, сделают возможным долгосрочное планирование. Я уверен, что вы воспользуетесь этой возможностью. Кроме того, этот шаг позволит производить товары и услуги дешевле и качественнее, чем в условиях экономической изоляции.

Естественно, усиление экономической интеграции не лишено рисков. Но росту экономики и сокращению бедности в развивающихся странах - клиентах ВБ препятствует не глобализация, а именно барьеры, возводимые богатыми государствами в торговле или в доступе на внутренние рынки. Я уверен, что в конечном счете экономическая интеграция принесет больше пользы и позитивного потенциала, нежели рисков.

Джеймс Вулфенсон гордится своей «зрелой» дружбой с Правительством РФ

Глобализация затронет в первую очередь крупный бизнес и финансовую систему. А к экспансии западных банков в России многие относятся с опасением...

Когда банковской системе страны не хватает капитала, его приглашают из-за рубежа, и это нормальная практика. Безусловно, иностранный банк должен честно обслуживать клиентов и платить налоги в местный бюджет, не препятствовать работе российских кредитных организаций. Если дело будет поставлено таким образом, это принесет пользу российской экономике и поспособствует повышению качества банковских услуг.

Я выступаю за то, чтобы иностранные акционеры, владельцы и инвесторы могли создавать в вашей стране банки на равных с россиянами условиях. Ведь принципиальных различий между иностранными и российскими инвесторами на данный момент уже нет. Остаются определенные организационно-правовые сложности. Банк с иностранным капиталом в РФ учредить сложнее, чем кредитную организацию с российскими активами - это связано с технической базой, требующей правильного перевода документов на русский язык и консульскими вопросами.

Как Вы оцениваете деятельность российской банковской системы? Каково ее место на мировом финансовом рынке?

До недавних пор рыночные аналитики и государственные чиновники с большим удовлетворением воспринимали возросшую ликвидность российских банков. Однако пока небольшой , но растущий хор недовольных голосов уже говорит о перегреве, избыточной ликвидности или угрозе нестабильности российского рынка.

К сожалению, основания для критики есть. Инвестиционная привлекательность России, приток капитала зависят от того, насколько успешно ваша страна будет поддерживать политическую и экономическую стабильность. В ближайшие годы Россия как экспортер природных ресурсов, конечно, сохранит значительное активное сальдо по текущим операциям. Однако еще важнее то, что остальной мир будет страдать от высокой избыточной ликвидности.

Россияне только открывают для себя преимущества банковских продуктов; перед вами маячит потенциальная денежная лавина, готовая обрушиться на российский финансовый сектор.

Состояние этого сектора или, вернее, его банковской составляющей, как раз и создает проблемы. Российские кредитные организации не способны поглотить большой объем ресурсов или эффективно их распределить.

Не считая ограничения потоков капитала, единственная защита от столь неприятного сценария - создать банковскую, финансовую систему, которая будет сильной и потому защищенной от соблазнов «легких» денег. К сожалению, за годы экономического роста в России мало сделано для ускорения развития банковской системы. И хотя сегодня ЦБ РФ активно проводит банковские реформы, драгоценное время упущено. Введение МСФО и запуск системы страхования депозитов происходит очень медленно. На окончательное внедрение эффективных процедур надзора и лицензирования в силу самой их природы уйдут годы. Горькая правда такова: банковский сектор в нынешнем его состоянии представляет собой узкое место, препятствующее попаданию финансовых потоков в те области, где они были бы наиболее полезны.

Но именно здесь и скрыты большие возможности: раз некуда деваться - остается срочно ускорить реформы. Банк России это осознал и, безусловно, старается исправить ситуацию. Если реформы окажутся своевременными и решительными, вместо раздувания цен на существующие активы за счет притоков капитала будет создан новый производственный потенциал. Если же ликвидность и дальше будет расти быстрее, чем способность банков направлять поступающие ресурсы на продуктивное использование, - от проблем не уйти.

Эффективны ли, на Ваш взгляд, меры по противодействию легализации «грязных» доходов, предпринимаемые в России?

Российское правительство прилагает удовлетворительные усилия в борьбе с «отмыванием» денег. Но тема «отмывания» капиталов в России еще не закрыта, несмотря на принятие Государственной Думой предложенного российским правительством соответствующего законопроекта. Здесь требуется более конкретная и тонкая работа.

Из России незаконно выводятся огромные суммы денег в ряд азиатских стран. В свою очередь ваша страна сталкивается со встречным нелегитимным денежным потоком из Азии, связанным с наркоторговлей и финансированием терроризма. Поэтому мы активно проводим работу по созданию региональной группы, особенно по взаимодействию со странами Центральной Азии.

Инвестиционная привлекательность России, приток капитала зависят от того, насколько успешно страна будет поддерживать политическую и экономическую стабильность

Вот почему в России необходимо сформировать настолько прочную систему борьбы с «отмыванием» денег и финансированием терроризма, чтобы не только отслеживать эти преступные действия в момент их совершения, но пресекать и, более того, предотвращать их. Важной задачей на ближайшие 1-2 года является приведение в порядок всего законодательства в этой области. А в течение следующих 3-5 лет предстоит «отшлифовать» все, что связано с конкретной работой. Это касается координации деятельности ЦБ РФ, Ассоциации российских банков, правоохранительных органов, международных организаций, постановки на более высокий уровень аналитической работы, укрепления ресурсной составляющей. Еще одно важное новшество - расширение сотрудничества и обмена информацией между ведомствами, курирующими противодействие «отмыванию» денег, и их международными коллегами. Сегодня такие возможности у надзорных органов России существенно сужены.

МНЕНИЕ

Гарегин
ТОСУНЯН,
Президент АРБ

Должен признать, что взаимодействие Всемирного Банка (ВБ) и Ассоциации российских банков (АРБ) пока находится на недостаточно высоком уровне. Потенциал Ассоциации не используется на 100%. По ряду программ в области ипотеки, малого бизнеса, потребительского кредитования, создания кредитного бюро мы могли бы работать со Всемирным Банком более слаженно. Осознавая эти недочеты, сегодня мы активно укрепляем наше сотрудничество. Мы приглашаем представителей Всемирного Банка на все наши мероприятия. Мы постоянно обсуждаем с ВБ различные вопросы, касающиеся создания и совершенствования механизмов кредитования банками физических лиц и частного сектора. Ассоциация готова активнее взаимодействовать с ВБ по этим и другим вопросам.

Насколько устойчивым, на Ваш взгляд, является интерес Запада к региональным российским банкам?

В России региональные, зачастую малые кредитные организации являются неотъемлемой частью банковской системы. Они предоставляют свои услуги в районах, в которые не спешат приходить крупные московские банки.

Всилу своей природы и по той причине, что все региональные кредитные организации были созданы «с нуля», многие из них по международным стандартам являются малыми, но при сложившихся обстоятельствах в этом нет ничего плохого. Со временем, по мере роста и расширения всей финансово-кредитной системы, более успешные банки получат доступ к капиталам и поглотят менее успешные кредитные организации. Иностранные банки могут ускорить этот процесс.

Очень важно, чтобы нерезиденты понимали структуру банковского сектора России, положение в регионах России, их экономический потенциал. Если они хотят вести серьезный и долгосрочный бизнес за пределами нескольких крупных российских городов, им придется сотрудничать с региональными банками.

Для того чтобы иностранцы пошли на риск и начали вести бизнес за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, требуется экономическая стабильность. Будем надеяться, что впереди нас ждут еще несколько таких лет и что в один прекрасный день этот процесс будет невозможно обратить.

Какие приоритеты существуют у западных банкиров и бизнесменов при выборе банка-партнера из России?

Думаю, прежде всего, это надежность российского партнера. Есть такая поговорка: «Некоторые вещи можно потерять только один раз в жизни». Репутация как раз является одной из таких вещей. Разумеется, требуется время, чтобы вернуть утраченное в прошлом доверие. Банкиры - очень осторожные люди. Но их недоверие вовсе не является знаком негативного отношения к России. А растущее число успешных деловых проектов все в большей степени способствует преодолению этого недоверия.

Кризис 1998 г. наглядно показал, что в долгосрочной перспективе никто не может безнаказанно переступать границы экономической благоразумности. Люди стали более реалистично относиться к тому, что можно ожидать от экономики и друг от друга. В дальнейшем иностранные банки будут испытывать потребность в изучении рынка и установлении долгосрочных партнерских отношений. Тут открываются очень широкие возможности для сотрудничества.

После упомянутого вопроса надежности для иностранных бизнесменов важно и качество управления, и потенциал роста. Банкирам, имеющим четкое представление о том, чем они намерены заниматься в ближайшем будущем и как достичь поставленной задачи, будет легче найти партнеров, чем тем, у кого нет четких целей или планов расширения бизнеса. Стандарты деятельности имеют большое значение, поскольку они дают четкое представление об эффективности и качестве управления. Лично мне, когда я задаюсь вопросом, какому банку вверить мои личные деньги, всегда вспоминается одна старая поговорка: «Чем больше офис, тем глубже дыра в балансе».

Правительство РФ не раз выражало недовольство условиями заимствований у ВБ и высокой стоимостью консультационных услуг. Это повлияет на ваши проекты в России?

Я в курсе этих заявлений, но, к сожалению, у меня не было возможности прояснить ситуацию. Мы не обсуждали это и с г-ном Фрадковым на официальной встрече, поскольку в основном затрагивались стратегические вопросы и не рассматривались конкретные цифры. Из беседы я понял, что у правительства остается намерение продолжать сотрудничество с ВБ по проектам в области развития инфраструктуры, финансового и социального секторов, оказания экспертных услуг. Я знаю о существующем в России недовольстве практикой привлечения к работе над проектами дорогостоящих западных консультантов. Доля иностранных специалистов, участвующих в проектах ВБ, очень мала. Мы стараемся максимально задействовать отечественных экспертов. Однако, когда речь идет о принципиально новых реформах, требуется учитывать международный опыт, чтобы не «изобретать колесо заново» и не повторять уже сделанных ошибок. Это нормальная практика для большинства стран.

Всемирный Банк работает над вопросом снижения издержек финансирования проектов в России. Идут переговоры о системной поддержке программ, когда мы не будем вникать в частные детали, а будем согласовывать методы взаимного сотрудничества. Вместе с тем снижать ставки кредитов для России Всемирный Банк пока не собирается. Сейчас они самые конкурентоспособные в мире для России это 0,5% плюс LIBOR. Впрочем, нужно ли России сейчас вообще занимать? Ведь финансовое положение вашей страны достаточно стабильно.

В настоящее время меняется идеология отношений между Россией и Всемирным Банком. Нынешнее финансово-экономическое положение страны позволяет вывести наши отношения на качественно новый уровень. Россия будет принимать активное участие в проектах банка, касающихся международной помощи и развития, в реформе мировой финансовой архитектуры, в противодействии «отмыванию» денег и финансированию террористов.

А какие проекты ВБ в России и странах СНГ Вы считаете наиболее важными?

ВБ осуществляет в России более 40 проектов. Три года назад ход их выполнения оставлял желать лучшего, но сегодня в 85% случаев дела идут прекрасно. Проблемными остаются займы, касающиеся структурной перестройки отраслей, например, угольной промышленности, или бюджетозамещающие кредиты, которые выделялись на погашение долгов по зарплате.

Большое значение мы придаем трехлетней программе сотрудничества РФ и Всемирного Банка на 2003-2005 финансовые годы. Программа на 2005 финансовый год будет обновлена. Мы надеемся обсудить в ее рамках проектов, касающихся изменений в судебной системе, в программе земельного кадастра и проекта запуска коммерческих спутников.

Экономически Россия сейчас достаточно успешная страна. Ваше руководство не колеблется при принятии важных решений. Опасна разве что чрезмерная зависимость от цен на природные ресурсы, прежде всего на нефть. Впрочем, это относится не только к России, но и ко всем нефтедобывающим странам. Надеюсь, что некоторые из наших проектов, например, содействие развитию региональных финансов или таможенных органов, помогут преодолеть эту негативную тенденцию. Кроме того, дискуссии , которые мы раньше вели только внутри банка, теперь приобрели открытый характер, и это должно повысить эффективность реформ, осуществляемых в России.

Все чаще западная бизнес-пресса отмечает успехи российской экономики, растет доверие инвесторов. По мнению Джеймса Вулфенсона, еще многое предстоит сделать: более прозрачными должны стать структура управления и стандарты деятельности банков

Сегодня Россия стала развитой страной, членом «Большой восьмерки» - государством с мощной экономической системой, которая уже во многом прошла процесс трансформации. Все наши программы мы разрабатываем совместно с российской стороной, поэтому те предложения, которые поступают ко мне, направляются также и в Правительство РФ. Такое сотрудничество может существовать между друзьями, когда их дружба уже стала зрелой.

Иван Воронцов
Поделиться:
 

Возврат к списку