Аналитика и комментарии

10 октября 2025

ВТБ: идет фундаментальная трансформация платежной системы

К 2026 году почти половина всех безналичных платежей в России будет осуществляться через альтернативные каналы - Систему быстрых платежей (СБП), электронные кошельки, QR-коды и биометрию. Согласно прогнозу, озвученному старшим вице-президентом ВТБ Алексеем Охорзиным на форуме FINOPOLIS 2025, доля таких платежей достигнет 47%, что означает - каждый второй безналичный рубль будет проходить без использования банковской карты.

Основным драйвером этой трансформации стал стремительный рост онлайн-торговли, доля которой в ритейле к 2025 году достигла 23%, удвоившись по сравнению с 2020 годом. По оценкам ВТБ, объем транзакций через СБП, QR и биометрию к 2026 году увеличится более чем в пять раз относительно показателей 2023 года.

Хотя банковские карты пока сохраняют лидерство на рынке безналичных платежей, их доля неуклонно снижается - с 58% в 2025 году до прогнозируемых 53% в 2026 году. Эксперты ВТБ отмечают, что 2025 год станет переломным: впервые за долгое время объем карточных транзакций продемонстрирует снижение в пользу альтернативных каналов.

«Мы наблюдаем не просто изменение потребительских предпочтений, а фундаментальную трансформацию платежной экосистемы, - подчеркнул Алексей Охорзин. - Стремительный рост альтернативных методов, обусловленный их удобством и глубокой интеграцией с цифровыми сервисами, свидетельствует о переходе к более гибкой и персонализированной модели платежей».

Параллельно с этими процессами ВТБ прогнозирует изменение тенденции в сфере наличного оборота. Как отметил член правления банка Дмитрий Брейтенбихер, после многолетнего роста объемов снятия наличных (включая увеличение на 3% в 2025 году), в 2026 году ожидается снижение этого показателя примерно на 5% - до 35,7 млрд рублей. При этом доля безналичных операций стабилизировалась на уровне почти 90% от всех потребительских платежей.

Динамичное развитие безналичных платежей подтверждается операционными результатами ВТБ: по итогам 2025 года клиенты банка совершат покупок на 6,3 трлн рублей, что на 50% превышает показатели предыдущего года. Такой рост обусловлен как интересом россиян к альтернативным платежным инструментам, так и эффективностью программ лояльности, предлагающих повышенный кешбэк за использование цифровых каналов оплаты.

По оценкам экспертов ВТБ, полный переход на новые платежные инструменты займет 7-10 лет.

Читайте NBJ в Telegram
Поделиться: