Аналитика и комментарии

04 июля 2024

Под лупой избыточного внимания: на ПМЭФ-24 банкиры и руководители маркетплейсов поспорили о здоровой конкуренции

Напряжение между банками и маркетплейсами, активно осваивающими финансовый сектор, нарастает. Об этом свидетельствует серия острых публичных дискуссий по поводу «регуляторного арбитража», состоявшихся на недавнем Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге. По мнению руководителей крупных банков, надзорные органы «под лупой» контролируют деятельность системно значимых кредитных организаций и в то же время зачастую сквозь пальцы смотрят на работу маркетплейсов, многие из которых купили банковские лицензии.

Возмутителем спокойствия на форуме оказался главный управляющий директор Альфа-банка Владимир Верхошинский. На сессии «Банки или маркетплейсы: чей финтех круче?» он совершенно неожиданно для благодушно настроенной публики поднял вопрос нездоровой конкуренции, который уже давно обсуждается в российских финансовых кругах.

02_Verhoshinskyi.jpg
«Семь лет назад на ПМЭФ обсуждалась подобная тема. Только тогда речь шла о конкуренции в области финтеха между банками и телекомами. Как мы знаем, выжил только МТС-банк, занявший свою нишу в экосистеме МТС», – начал издалека банкир. По его словам, на банковском рынке системно значимым банкам приходится всё активнее конкурировать с e-comm-финтехами.  
«Сегодня банковский финтех объективно на две головы выше, чем у маркетплейсов. Потому что для нас это профильный бизнес, а для российских маркетплейсов, которые являются мировыми технологическими лидерами, – второстепенный», – пояснил банкир. Шансы у последних, с его слов, появляются только из-за «регуляторного арбитража» (практика, при которой одни игроки извлекают выгоду из лазеек в системах регулирования, чтобы обойти неблагоприятные нормативные акты – ред.) В результате, по мнению Верхошинского, надзорные органы «рассматривают системно значимые банки под лупой, а банки, имеющие десятки миллионов клиентов, но которые не являются системно значимыми, пока не контролируются».

Такие условия, по мнению банкира, создают риски серой экономики и риски для устойчивости всей системы. В качестве примера он напомнил о крахе Киви банка в феврале 2024 года, когда вместе с этой кредитной организацией в РФ остановилась часть национальной расчётной инфраструктуры. «Бахнуло по Киви, а тряхануло весь рынок», – отметил Верхошинский. Он добавил, что в отличие от счетов в банках, деньги, которые пользователи маркетплейсов хранят в электронных кошельках платформ, не застрахованы Агентством по страхованию вкладов.
«Чистый убыток Ozon за 2023 год составил 42,7 млрд руб. Подавляющее большинство клиентов Озон банка не идентифицированы, фактически это анонимы. Мы провели исследование и выяснили, что из 20 млн клиентов Озон банка 83% открывают там счета только из-за скидок, которые предоставляются по картам этой кредитной организации. Это чистой воды ценовая дискриминация. Как мне кажется, это противоречит духу закона о защите конкуренции и правилам платёжной системы», – добавил финансист. 
«Согласно закону «О торговле», у продуктовых ритейлеров, таких как сети «Пятёрочка», «Дикси», «Магнит», есть ограничения – они не могут занять на рынке долю более 25% рынка, продолжил банкир. Это вопрос продовольственной безопасности. «Однако эти ограничения не мешают двум маркетплейсам занимать половину рынка электронной торговли», – добавил Верхошинский и в заключении своего выступления выразил надежду на то, что проблема регуляторного арбитража вскоре потеряет свою актуальность.

02_Belyakov.jpg

Управляющий директор Ozon Сергей Беляков категорически не согласился с оценками коллеги. По его мнению, никакого регуляторного арбитража между крупными банками и банками, созданными онлайн-ритейлерами, не существует. Банки маркетплейсов, по его мнению, соблюдают те же нормативные требования, что и все остальные.
«40% клиентов Ozon Банка оплачивают свои покупки вне маркетплейса. Все ведущие банки тоже имеют свои продукты лояльности, скидки и кэшбэки и также стимулируют пользование ими. И было бы странно, если бы этого не было», – добавил Беляков. Он также отклонил обвинения в нарушениях закона «О торговле»: «Мы не являемся торговой организацией в силу закона».

02_Sessiya_2.jpg

Коллегу по отрасли онлайн-ритейла поддержала владелица Wildberries Татьяна Бакальчук:
«Мы являемся цифровой платформой, а не торговой сетью. Поэтому не стоит вводить дополнительную регуляторику для интернет-платформ».
Она признала, что ее компания также стимулирует скидками продажи через электронные кошельки, «но любой банк делает то же самое через свои программы лояльности, кэшбэк и баллы». Бакальчук напомнила Верхошинскому, что её платформа сотрудничает со многими банками, в том числе с Альфа-банком.
«У нас доля покупок не через электронные кошельки составляет 70%. И не думаю, что эта доля будет сильно меняться. Поэтому обвинять нас в том, что пытаемся создать неконкурентные преимущества по отношению к другим, неправильно», – подчеркнула владелица Wildberries.

02_Guz.jpg

Управляющий партнёр «Авито» Иван Гуз попытался снизить градус напряжения, возникший после пикировки предыдущих спикеров, и заявил, что его площадка пока не планирует запускать свой банковский проект и соревноваться с банками чей финтех круче, а «во имя клиента сосредоточится на работе с банками-партнёрами». 
К взаимовыгодному сотрудничеству призвал собравшихся и заместитель председателя ВТБ Георгий Горшков, отметив, что банки и маркетплейсы «созданы для любви». ВТБ, по его словам, оценил, что будет с Ozon, если все платежи на маркетплейсе будут идти по его картам. Компания проиграет, так что лучше искать модели, в которой компании сосуществуют, – отметил банкир. Он сообщил, что ВТБ пока не планирует создавать свой маркетплейс.

02_Skorobogatova.jpg

Острые вопросы финтех-революции, которая сконцентрировалась между банками и онлайн-площадками, обсуждали и на сессии «Мировые тренды в платежах». Её вела первый заместитель председателя Банка России Ольга Скоробогатова, назвавшая ситуацию с маркетплейсами новой реальностью: «Хорошо, что мы там ничего не стали регулировать и дали им вырасти».

Но далеко не всё банкиров обрадовал такой подход регулятора. Многие спикеры признавались, как сложно работать в финтех-направлениях даже средним банкам, поскольку требуются колоссальные инвестиции в технологии big data, искусственного интеллекта, в безопасность.

02_Basmanov.jpg

«Платёжные системы развиваются в соответствии с запросами других рынков и появлением новых технологий в других сферах», – заметил заместитель председателя правления ПСБ Константин Басманов. Он также отметил разнообразие способов приёма онлайн-платежей, что тоже способствует развитию новой индустрии. Переход торговли в интернет и разнообразие способов принять платёж в онлайне сделали своё дело – между банками-эквайерами и электронными торговыми площадками возникла целая россыпь агрегаторов. По оценке Басманова, команды молодых финтех-специалистов, работающих в этих агрегаторах, делают «последнюю милю» с такой скоростью и таким качеством, какое даже системно значимые банки себе не могут позволить». 
По оценке первого заместителя председателя «Сбера» Кирилла Царёва, финтехи не смогли взлететь в транзакционном бизнесе, поскольку в этой сфере доминировали банки, которые смогли быстрее освоить эти технологии и наладить массовый сервис.

02_Tsarev.jpg

Очевидно, что пикировка между представителями крупных банков и маркетплейсами, произошедшая на форуме в Санкт-Петербурге, даст Банку России пищу для размышлений. Действительно ли в бурно развивающихся финтех-направлениях сегодня царит здоровая конкурентная среда?


Текст: Сергей Шахт. Фото: Сергей Кулаков, Юлия Егорова (ПМЭФ-2024)

Материал также опубликован в печатной версии Национального банковского журнала (июнь 2024)
Поделиться: