Аналитика и комментарии

06 мая 2022

От импортозамещения к импортонезависимости

Пожалуй, нет сейчас в финансовой и ИТ-сферах темы горячее, чем импортозамещение. NBJ задал экспертам рынка несколько однотипных вопросов, и они поделились своим видением состояния и перспектив российской ИТ-отрасли в условиях санкционных ограничений. Их ответы внушают определённый оптимизм в отношении будущего российского софта и «железа».

1. Как наиболее эффективно можно перейти на российские решения, по вашему мнению?

2. Какие сложности возникают при переходе на отечественные продукты в настоящее время?

3. Насколько конкурентны российские решения на мировом рынке?

4. Как будет развиваться импортозамещение в текущем году? Ваши прогнозы.

Ренат Лашин, исполнительный директор АРПП «Отечественный софт»

1. Активный переход на российские решения начался ещё в 2014 году, после введения первых санкций. С 1 января 2016 года заработал Реестр российского ПО, в котором сегодня содержится уже около 13 тысяч продуктов по всем классам программного обеспечения. В реестре есть как эксклюзивные российские разработки, так и качественные альтернативы многим зарубежным решениям. Отечественные ИТ-продукты, бесспорно, имеют ряд преимуществ перед иностранными: во-первых, их невозможно отключить извне. Во-вторых, наши разработчики в прямом доступе, рядом, их решения приспособлены к нашей действительности, соответственно, это гораздо удобнее и к тому же экономичнее. При этом российские продукты имеют высокий уровень безопасности и минимальный риск утечек, поскольку данные наших разработчиков находятся в юрисдикции РФ. А это сейчас становится особенно важным аргументом в пользу российских решений.

Сегодня перед многими компаниями и предприятиями, как в госсекторе, так и в корпоративном бизнесе, стоит очень серьёзная задача – оперативно и с минимальными издержками перевести свою инфраструктуру на российские решения и платформы. За последний месяц мы зафиксировали колоссальный спрос на отечественные решения – в зависимости от класса продуктов он вырос от 3 до 10 раз. Ещё некоторое время назад многие компании не хотели замещать иностранное ПО российским, не желали менять привычное и удобное. Сейчас же, после ухода с рынка зарубежных производителей ПО, приостановки продаж и техподдержки этих продуктов, у большинства заказчиков просто не остается выбора. И эта ситуация, естественно, ведёт к ускоренному переходу на отечественное ПО.

Наша Ассоциация подготовила Каталог «Российское ПО для импортозамещения», в котором содержится информация о 2 тысячах отечественных программных продуктов, аналогов зарубежного ПО. В Каталоге собраны сведения о продуктах, их совместимости между собой и с аппаратными платформами, указана степень готовности к использованию, а также компании, уже внедрившие их на практике. Эта информация помогает пользователям ориентироваться в мире российского ПО и бесшовно и оперативно переходить на отечественные продукты взамен иностранных.

2. Ситуация зависит от категорий и классов ПО. Например, самыми популярными и востребованными российскими ИТ-продуктами являются офисные программные решения, продукты в сфере информационной безопасности и видео-конференцсвязи (ВКС). Причём в сегменте информационной безопасности практически все решения находятся на мировом уровне, некоторые ВКС-продукты также успешны за рубежом. Немало компаний и предприятий, которые уже используют отечественные операционные системы, базы данных, системы виртуализации, хранения данных и прикладное программное обеспечение. Сложнее обстоят дела с промышленным ПО, с системами управления производством, здесь исторически преобладало иностранное ПО. Однако среди российских решений есть достойные аналоги SAP и Oracle – 1С, Галактика и другие. Также требует доработки и механизм обеспечения совместимости отечественных решений между собой и их портирования на российские процессоры в целях расширения экосистемы приложений.

3. О преимуществах российских решений я уже сказал. Что касается экспорта, мы видим большой запрос на российские ИТ-продукты со стороны стран Азии, Африки, Латинской Америки. Наиболее востребованы высокотехнологичные ИТ-решения, связанные с информационной безопасностью, искусственным интеллектом. Текущая ситуация подталкивает нас к тому, чтобы развивать в этом направлении не только экспорт готовых решений, но и экспорт технологий, а именно: создавать совместные производства, где Россия выступала бы техническим партнёром, консультантом. Этот формат становится сейчас особенно востребованным, учитывая спрос на локализованное в отдельных странах ПО.

4. Нет сомнений, что темпы импортозамещения в этом году будут чрезвычайно высокими. Более того, всё больше специалистов сегодня склоняются к тому, что кроме импортозамещающих продуктов необходимым становится создание и развитие импортонезависимых продуктов, что сделает нас технологически защищёнными.

03_Talanin_Sberresheniya1.jpg

Михаил Таланин, Директор по информационным технологиям и технологическому развитию СберРешений

Происходит импортозамещение и переход в open source, это связано, в первую очередь, co сложностью получения прав на различные иностранные программы и сервисы (могут быть дополнительные проверки на предмет закупки и т.п.).

Кроме того, пересматривается набор технологических инструментов, которые используются для обеспечения развития бизнеса в сторону более недорогих или бесплатных аналогов, которые помогают более эффективно расходовать ИТ-бюджет. Как наиболее распространённые примеры: переход с MS SQL на PostgreSQL, с Windows на *nix системы. Например, в масштабах ИТ-архитектуры Сбера замена западных продуктов собственной реляционной системой управления базами данных Platform V Pangolin позволила снизить совокупную стоимость владения в несколько раз при тех же показателях производительности, безопасности и отказоустойчивости.

Масштабная обратная миграция с SaaS-решений на in-house. Условно с площадок GitHub на GitLab, или переход с облачных решений на базе Google, AWS на on-premise, т.к. риски прекращения предоставления доступа к этим ресурсам продолжают расти.

Большой буст для роста российских производителей ПО. В первую очередь, в части обеспечения информационной безопасности, от средств защиты от DDoS-атак до anti-SPAM решений.

Бум средств малой автоматизации. Если раньше был выше шанс признать ту или иную систему нецелевой и запланировать закупку/разработку новой с последующей миграцией, то сейчас и выбор новых систем, и финансовые возможности ввиду изменения стоимости доступных решений резко ограничены. Это приведёт к увеличению инициатив по доработке функционала уже имеющихся систем и адаптации их к изменяемым бизнес-процессам с помощью дополнительных средств автоматизации (роботы/макросы/доп. скрипты).

Будет очень большой бум внедрений решений на базе продуктов 1С. В сложившейся ситуации часть компаний запланирует миграцию с существующих систем SAP/Oracle в рамках программ по импортозамещению, часть компаний сохранит планы по внедрению систем с подобным функционалом с очевидным последующим выбором между 1C, SAP и Oracle в пользу отечественного производителя ПО.

Будет большой рост российских облачных провайдеров, потому что, несмотря на рост цен на тарифы из-за общих сложностей с поставками оборудования, для многих сервисов по-прежнему облачное решение более привлекательно, чем in-house. И понятно, что отечественные клиенты будут мигрировать большой объём своих сервисов с Amazon, Google и т.п. на отечественных облачных провайдеров. На мой взгляд, решающим для отечественных облачных провайдеров фактором в борьбе за «новый рынок» будет не уровень цен на услуги, а сам каталог предоставляемых услуг и степень их соответствия зарубежным аналогам. Наибольший объём получит провайдер с дополнительными возможностями по обслуживанию приложений с микросервисной архитектурой, защите от различного типа атак, георезервированию и другим подобным комплементарным услугам, помимо стандартного выделения теннантов и виртуальных машин. К примеру, компания SberCloud уже несколько месяцев подряд фиксирует рост спроса на сервисы и для юридических, и для физических лиц, причём популярностью пользуются как услуги по моделям IaaS и PaaS (ИТ-инфраструктура в аренду), так и облачные сервисы для разработки приложений, виртуальный ЦОД, а также платформа для разработки machine learning полного цикла. Тем более что для российских компаний сейчас очень актуально хранить свои данные на территории РФ, а центры обработки данных SberCloud располагаются в России и сертифицированы по стандарту Tier III. Кроме того, центр кибербезопасности SberCloud проводит регулярные тестирования на проникновение и аудиты в области информационной безопасности.

03_Kuznetsov_iFellow1.jpg

Михаил Кузнецов, Коммерческий директор компании iFellow

В текущей ситуации я вижу не проблему, а возможность для российской ИТ-отрасли. Это здоровый оптимизм. Мы уже построили надёжный фундамент – это наши ИТ-специалисты. Они выросли не в вакууме – многие российские айтишники являются участниками крупных проектов по разработке программного обеспечения с открытым кодом. Другие принимают участие в разработке и поддержке корпоративных приложений, обслуживающих миллионы пользователей.

Также мы научились делать законченные и востребованные продукты. Посмотрите, например, на корпоративную платформу для хранения и обработки больших данных от ArenaData, систему управления тестированием Test IT или офисный пакет МойОфис. iFellow – партнёр каждого из вышеперечисленных вендоров, потому что мы на практике видим пользу, которую приносят конечным пользователям данные продукты. И этот список далеко не конечен!

Понятно, что уровень развития ИТ-отрасли не является однородным – где-то есть всплески, где-то – провалы. И наша общая цель – оперативно делать все необходимые шаги для закрытия проблемных зон, смотря в будущее.

Области, требующие повышенного внимания – это получение недостающих компетенций и воспроизводство кадров в ИТ-отрасли.

Россия, например, не обойдётся без компетенций в области хранения и обработки данных в оперативной памяти. Под этот класс систем есть вполне определённые бизнес-задачи. С другой стороны, ежеквартально запускать новые проекты также бессмысленно – наличие на рынке нескольких десятков российских решений вряд ли принесёт пользу. Идеальный вариант – наличие 3–4 сильных решений в каждой области.

Воспроизводство кадров в российской ИТ-отрасли – это одновременно бизнес-задача и социальная ответственность каждой ИТ-компании. Мы в iFellow за 2021 год запустили на регулярной основе школы – по анализу, а также функциональному, автоматизированному и нагрузочному тестированию. Ключевые особенности школ – большое количество практических заданий и крайне серьёзное отношение к успеваемости учащихся. Практика первых же выпусков показала, что наши ученики востребованы! Большая часть выпускников стала сотрудниками нашей компании и работает на благо наших клиентов.

В 2022 году мы двигаемся вперёд – открываем новые школы и увеличиваем количество учащихся без потери качества образовательных услуг.

Резюмирую. Мы начинаем не с нуля, и это здорово.

Материал также опубликован в печатной версии Национального Банковского журнала (май 2022)

Поделиться:
 

Возврат к списку