Аналитика и комментарии

26 мая 2022

Нефтегазовые доходы федерального бюджета выросли на 91%

По предварительным данным Минфина, за январь-апрель 2022 г. доходы федерального бюджета составили 10 трлн руб. – на 34% больше, чем за аналогичный период 2021 г. При этом нефтегазовые доходы федерального бюджета, основную часть которых составляет НДПИ на нефть и природный газ, выросли на 91%. Такие данные приводит в своих «Комментариях о Государстве и Бизнесе» Институт «Центр развития» НИУ ВШЭ.

В апреле 2022 г. нефтегазовые доходы выросли (год к году) более чем в 2 раза, несмотря на экспорт нефти с существенным дисконтом к мировым ценам. Расходы федерального бюджета за январь-апрель 2022 г. выросли в номинальном выражении на 26% (год к году), в неизменных ценах – на 11%. В апреле 2022 г. расходы выросли (год к году) на 38%, в т. ч. расходы на национальную оборону – в 2,5 раза. Тем не менее положительный баланс бюджета за январь-апрель 2022 г. составил 1,04 трлн руб. В январе-апреле 2022 г. доходы федерального бюджета существенно увеличились по отношению к соответствующему периоду 2021 г., в основном за счет нефтегазовых доходов. Основная доля нефтегазовых доходов приходится в настоящее время на НДПИ на нефть, газовый конденсат и природный газ; в январе-апреле 2022 г. она составила 81% в их общем объеме. В течение последующих месяцев 2022 г., в случае усиления санкций, возможно сокращение экспорта углеводородов и экспортных цен, а вслед за этим и объемов добычи нефти и газа, что негативно скажется на нефтегазовых доходах.

В январе-апреле 2022 г., по данным Минфина России, средняя цена на нефть марки Urals составила 84,68 долл./барр.; за аналогичный период 2021 г. она составляла 60,47 долл./барр. Отметим, что в апреле 2022 г. этот показатель снизился до 70,5 долл./барр. при средней мировой цене на нефть марки Brent около 106 долл./барр., то есть российская нефть продается с большим дисконтом. Поступления не нефтегазовых доходов федерального бюджета в январе-апреле 2022 г. выросли (год к году) на 5,5%. В апреле 2022 г. эти поступления сократились (год к году) почти на 20%, но это сокращение в основном связано с особенностями налоговой отчетности по «внутреннему» НДС (налоговым периодом по НДС является квартал). Поэтому более адекватная информация по «внутреннему» НДС и ненефтегазовым доходам бюджета в целом появится в бюджетной отчетности за первое полугодие 2022 г. Тем не менее, на основе апрельской информации можно сделать выводы о существенном сокращении налоговых поступлений, связанных с импортом. НДС на импорт сократился в апреле на 36% (год к году), поступления от ввозных пошлин – на 43%. Такое сокращение обусловлено как сокращением импорта, так и резким укреплением рубля. В целом же за январь-апрель 2022 г. НДС на импорт вырос (год к году) на 6,4%, ввозные пошлины сократились на 3%. Расходы федерального бюджета в январе-апреле 2022 г. составили почти 9 трлн руб.; в номинальном выражении их прирост (год к году) составил 26%, в неизменных ценах – 11%. В апреле 2022 г. рост расходов резко ускорился, их объем достиг 3,1 трлн руб., прирост составил 38% (год к году). При этом по отношению к марту 2022 г. расходы выросли на 33%. Изменение структуры расходов в апреле текущего года по отношению к показателям годичной давности характеризуется темпами прироста расходов по видам функциональной классификации. Наиболее высокими темпами росли расходы на национальную оборону (рост в 2,5 раза); расходы на национальную экономику и социальную политику выросли на 55%. Сократились расходы на охрану окружающей среды (на 28%) и на здравоохранение (на 30%). Положительный баланс федерального бюджета за январь-апрель 2022 г. составил 1 трлн руб. при апрельском дефиците в размере 263 млрд руб., который связан, прежде всего, с быстрым ростом расходов, незначительными (в силу сезонных особенностей) поступлениями по внутреннему НДС и сокращением поступлений налогов на импорт.

В современных условиях очевидно, что запланированные на 2022 г. доходы и расходы федерального бюджета, составляющие соответственно 25 и 23,7 трлн руб., будут пересмотрены. В соответствии с последним консенсус-прогнозом Института «Центр развития»1 дефицит федерального бюджета в 2022 г. составит 1,5% ВВП. По оценкам, основанным на макроэкономическом прогнозе Института «Центр развития», доходы федерального бюджета в 2022 г. составят 28,4 трлн руб. Разумеется, в течение года в прогноз доходов придется вносить поправки. Что касается бюджетных расходов, то они неравномерно распределены по месяцам года и к концу года обычно существенно возрастают. Однако затраты на проведение спецоперации и программу антикризисных мер наверняка серьезно скорректируют общую динамику госрасходов. Если предположить, что в оставшиеся месяцы 2022 г. расходы федерального бюджета будут исполняться в соответствии с исторически сложившейся сезонностью, но с учетом дополнительных затрат на уровне апреля, то общий объем расходов на конец года составит 32,2 трлн руб.

При таком сценарии дефицит федерального бюджета составит 3,85 трлн руб., или 2,7% ВВП. Такой крупный дефицит может быть профинансирован (при неработающем рынке внутренних заимствований) только за счет остатков средств Минфина на счетах Федерального казначейства (4,5 трлн руб.), а возможно, и с привлечением средств ФНБ.

Поделиться:
 

Возврат к списку