Аналитика и комментарии
Константин ФЕДОРОВ, LDM: Как изменилась жизнь банков в связи с новыми требованиями регуляторов
Какие изменения претерпело законодательство, касающееся работы с документами? Как меняется подход к хранению документов в банках, какие новые пути развития выбирают финансовые учреждения для соответствия требованиям регуляторов. В авторском материале специально для Национального банковского журнала (NBJ) Константин ФЕДОРОВ, менеджер по развитию продуктов на платформе LDM, рассказывает о ключевых законодательных требованиях и рассматривает реальные кейсы.
Ретроспектива: как раньше банки хранили документы
2015 год: банки уровня топ-15 интересуются электронным хранением документов. Они разрабатывают свои решения, внедряют продукты зарубежных вендоров или решения, построенные на зарубежных платформах. Регулятор запрашивает и получает ответы с копиями клиентских документов на бумаге.
2022 год: иностранные вендоры покидают российский рынок: процесс перехода на отечественные решения, стартовавший в 2014 году, ускоряется, возрастают риски применения западных платформ в России, даже имеющих хорошую поддержку локальными игроками.
2023 год: с 1 августа банки обязаны отчитываться перед регулятором в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи — независимо от места и формы хранения документов.
Письмо Банка России от 16.03.2023 № 16-2-6-2/1323 изменило жизнь банков.
Согласно этому письму Банка России от 06.11.2014 № 440-П и приказам ФНС России от 17.09.2021 № ЕД-7-2/816@ и № ЕД-7-2/817@, банки должны предоставлять регуляторам информацию в электронной форме.
Реальность: какие пути развития выбирают банки
Первый — продолжить создавать и хранить бумажные документы или их сканы на сетевых хранилищах.
Плюсы такого решения:
● Это привычно.
● Не нужно внедрять новые решения.
● Не нужно проходить сложный процесс выбора нового для банка решения с последующим обучением технического персонала и пользователей.
Минусы:
● И электронных, и бумажных документов становится все больше.
● Документы занимают полезные площади.
● Осложнен поиск документов в архиве, особенно с учетом параллельного хранения бумажных и электронных документов, нет единой системы
● Их обработка для предоставления регулятору трудозатратна: документы нужно отсканировать, переименовать и собрать в пакеты в соответствии с требованиями.
● Есть риск потери и повреждения документов.
Второй путь — это отказ от бумаги и переход к хранению документов в специализированной системе.
Плюсы:
● Подготовка документов занимает меньше времени, возможна автоматизация процессов ввода документов, а обслуживание клиентов происходит намного быстрее.
● Переход к хранению копий бумажных документов в электронном виде позволяет освободить площади.
● Документы легко искать в системе, не нужно идти в архив или запрашивать документы в другом отделении.
Минусы:
● Электронное досье клиента для многих банков — новое решение, может не хватать внутренней экспертизы.
● Нужно пройти сложный для компании этап формирования требований и выбора решения.
В любом случае новые правила стали драйвером повышения интереса к теме цифровизации и автоматизации процессов, связанных с клиентскими документами.
Преимущества для клиента
С банками все понятно. А как же клиенты? Электронное досье клиента позволяет обслуживать клиентов по единым принципам во всех филиалах благодаря централизованному доступу к их документам, что также влияет и на скорость обслуживания, а значит, и на конкурентоспособность.
Хранение оцифрованных и изначально электронных документов по единым принципам позволяет одинаково хорошо обслуживать клиентов, пришедших в офис и отправляющих заявки на услуги и документы через ДБО.
Требования и ответы регуляторам: точки над i
Взаимодействие с клиентами и органами государственной власти, правила хранения и передачи регуляторам документов, а также автоматизации и оптимизации документооборота с учетом требований информационной безопасности описаны в следующих документах:
● Положение Банка России от 06.11.2014 № 440-П:
o хранение клиентских документов;
o перечень документов и порядок их направления регулятору.
● Положение Банка России от 28.06.2017 № 590-П:
o источники информации о заемщиках и порядок доступа к ним;
o порядок составления и ведения досье.
● Приказ ФНС России от 17.09.2021 № ЕД-7-2/816@:
o оптимизация процесса отчетности с использованием телекоммуникационных каналов связи;
o предоставление копий клиентских документов в электронном виде, включая оцифрованные и изначально электронные документы.
● Приказ ФНС России от 17.09.2021 № ЕД-7-2/817@:
o предоставление информации о заявках, залогах, сделках и других процессах, связанных с клиентами;
o автоматизация работы с документами, включая интеграцию с другими информационными системами.
● Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ:
o обработка и хранение персональных данных;
o соблюдение информационной безопасности.
Кроме того, необходимо формировать ответы на запросы регулятора, то есть предоставлять информацию и документы в отношении клиентов, по которым проводятся проверки. Как же это правильно сделать? Давайте разберемся, пошагово прописав весь цикл.
1. Банк получает запрос на клиентские документы в рамках сделки в СМЭВ (системе межведомственного электронного взаимодействия).
2. Эксперт собирает информацию и документы, связанные с запросом. Перечень документов указан в запросе регулятора.
3. Эксперт анализирует собранные данные и формирует ответ на запрос, который включает в себя запрашиваемые документы, их перечень и сопроводительное письмо.
4. Отправка ответа регулятору через соответствующие каналы связи (СМЭВ).
Все это нужно сделать в указанные сроки и с учетом действующего законодательства. Форматы документов подробно описаны в приказе ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@.
Возможности LDM.Клиентское досье
Решение от LDM помогает организовать работу с документами: коробочная версия уже содержит преднастроенную структуру хранения, которая позволяет автоматизировать распределение разных типов документов по разделам.
Продукт LDM.Клиентское досье позволяет:
● создавать и хранить досье физических, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
● хранить продуктовое досье;
● работать с электронными документами и копиями бумажных документов;
● формировать подборки документов в формате регулятора;
● создавать документы по готовому шаблону (решение предлагает более 150 карточек документов с их атрибутивным составом);
● загружать документы через UI и API благодаря интеграции с другими системами;
● осуществлять атрибутивный и полнотекстовый поиск, при необходимости сохраняя параметры поиска.
Отметим, что модель данных построена на связях, что позволяет не только создавать и хранить файлы, но и визуализировать их в виде графов и осуществлять навигацию по узлам, представляя информацию в различных разрезах.
А выгружать документы можно сразу в нужном формате — например, досье по ссуде выгружается в соответствии с Требованиями к составу и форматам предоставления информации в электронном виде из кредитного досье.
Такой способ хранения клиентских досье применяется не только в банках, но и в других компаниях (лизинговых, страховых и т. д.).
Кейсы клиентов
Количество клиентских досье увеличивается за счет общего роста кредитования, и эта тенденция никуда не исчезнет. Число запросов на демонстрацию решения LDM.Клиентское досье тоже растет. При этом количество изначально электронных документов, по данным СКБ Контур, в 2021–2022 годах выросло на 25%. Следовательно, нужно оптимизировать процессы и экономить ресурсы, иначе одними только документами будет заниматься огромный штат людей.
Банк, вошедший в топ-5, в 2022 году начал замену зарубежного ПО отечественным с внедрения платформы LDM. Зарубежные монолитные решения не позволяли быстро адаптироваться к потребностям бизнеса — доработки занимали полгода и более. Low-code и no-code технологии, удобная инфраструктура LDM и совместная разработка решений на базе единой платформы позволила:
✔ сократить стоимость владения системой до пяти раз;
✔ интегрироваться с десятками внутренних систем банка;
✔ настроить юридически значимый документооборот.
Сейчас системой пользуется 20 000 сотрудников банка, через нее проходит около 100 000 000 документов в день.
Другой банк, входящий в топ-100, выбрал внедрение коробочной версии, на 90% оставив стандартный функционал. Донастройка под нужды банка заняла три месяца. Было важно не тратить время и ресурсы на полноценную разработку, а развернуть микросервесную платформу. К тому времени команда LDM уже обладала опытом работы над подобными проектами, изучила рынок и учла потребности банков.
За три месяца:
✔ организовали работу с юридически значимыми документами;
✔ развернули микросервисную платформу для разработки контент-ориентированных приложений силами инсорс-команды;
✔ сформировали единое хранилище документов под различные бизнес-процессы;
✔ создали доступ клиентов и работников банка к актуальным файлам с возможностью быстрого поиска.
Документов становится все больше, и оцифровка досье и хранение новых файлов сразу в электронном виде — это путь к оптимизации рабочих процессов. Заполните форму обратной связи, чтобы специалисты LDM рассказали вам, как прийти стандартизированному хранению и управлению клиентским контентом.