Аналитика и комментарии

18 декабря 2023

К маркетплейсам подвезли лучшие практики: МТС Банк провел воркшоп для амбициозных селлеров

В Москве в головном офисе МТС Банка, расположенного у станции метро «Технопарк», прошел бесплатный воркшоп «Финансовый успех на маркетплейсах: от теории к практике». Мероприятие, организованное банком совместно с компанией «Нескучные финансы», как убедился NBJ, вызвало большой интерес у продавцов товаров, ведущих бизнес на электронных площадках. Его участники узнали, как правильно назначать цену, чтобы получить прибыль, каким образом можно повысить маржинальность бизнеса, а заодно подискутировали на тему всегда ли стоит участвовать в акциях маркетплейсов.

От Стинга до фулфилмента

Принято считать, что рынок электронной коммерции возник в 1994 году. Когда первую покупку в интернете сделал американец Фил Бранденбергер, заказавший на сайте новый альбом Стинга «Ten Summoners’ Tales» за $12,48. Оплата прошла через  платежную систему Mastercard.

С той поры индустрия e-commerce растет семимильными шагами. Сегодня она включает не только продажу и покупку товаров через онлайн-сервисы или интернет. Ее границы расширили мобильная коммерция, интернет-маркетинг, электронные переводы средств, управление цепочками поставок, онлайн-обработка транзакций, электронный обмен данными, системы управления запасами и автоматизированные системы сбора данных.

Россия не стоит в стороне от прогресса. В уходящем году агентство Eshopmedia оценило инвестиции на продвижение в e-commerce РФ в 185 млрд руб. Это почти в 4 раза больше, чем в 2022 году. По данным Mediascope, общая ежедневная аудитория пяти крупнейших маркетплейсов в РФ (Ozon, Wildberries, «Яндекс Маркет», Aliexpress, «МегаМаркет») увеличилась почти в 1,5 раза с января 2022 по апрель 2023 года: к началу мая аудитория составляла 52,4 млн пользователей.

Разумеется, на бурно развивающуюся отрасль обратили внимание ведущие российские банки. Как рассказала NBJ Аника Карамян, руководитель направления маркетинговых проектов и PR малого бизнеса МТС Банка, по прогнозу Data Insight, в 2023 г. объем продаж на рынке e-commerce вырос по сравнению с 2022-м на 30% до 7,4 трлн руб. «Понимая этот набирающий силу тренд, мы создали и вывели в августе  комплексный  продукт «Бизнес на маркетплейсах», – сообщила представитель банка.

На текущий момент в него входят ключевые сервисы, востребованные абсолютно любым продавцом, независимо от его объемов. Во-первых, «Аналитика», предоставляющая качественную экспертизу рынка и конкурентной среды. Во-вторых, «Фулфилмент», который дает скидку до 10% на упаковку и маркировку товара. В-третьих, сервис «Управление складом», помогающий производителям с широкой продуктовой линейкой контролировать остатки на складах и сохранять высокий рейтинг на маркетплейсах. В-четвертых, «Закупки из Китая» с полным сопровождением от выбора товара по цене/качество до поиска партнера, получения образцов и дистанционного банковского обслуживания. В-пятых, «POS-кредитование для бизнеса»: онлайн – сервис для покупки товаров и услуг в рассрочку и кредит.

фото Аника.JPG


«Продукт оказался востребован. Но довольно быстро мы поняли, что многим селлерам не хватает финансовых знаний. Так родилась идея проводить регулярные обучающие онлайн и офлайн мероприятия. Часто мы приглашаем экспертов рынка. Мы хотим помочь нашим клиентам избежать ключевых ошибок при работе на маркетплейсах, научиться правильно выбирать и просчитывать финансовую модель бизнеса и грамотно пользоваться сервисами на маркетплейсах, такими как аналитика, продвижение и т.д.», – сообщила Аника Карамян.

 

Секреты рентабельности

На очередной воркшоп пришли около 50 продавцов и производителей товаров, ведущих бизнес на маркетплейсах.

слушатели.JPG

На первой секции финансовый директор компании «Нескучные финансы» Дарья Наумова рассказала о секретах рентабельности на маркетплейсах. Предприниматели узнали, как считать себестоимость, прибыль и оборачиваемость, назначать цену товара и управлять запасами. Во время практической части предприниматели учились правильно считать косвенные расходы и полную себестоимость, оборачиваемость запасов, кредиторскую и дебиторскую задолженности.

Как отметила с своем выступлении Наумова, маркейтплейсы хороши для высокомаржинального бизнеса. Дело в том, что на электронных площадках довольно высокие комиссии. К примеру, для товарной категории «Одежда» она составляет 35%. При этом, согласно договору, маркетплейс может в любой момент в одностороннем порядке ее увеличить. «Поэтому если маржинальность у бизнеса будет в узких границах, то селлер не сможет подстроиться к возможным изменениям», – подчеркнула спикер. Сейчас, с ее слов, в Госдуме находится законопроект, призванный изменить взаимоотношения между селлерами и маркетплейсами.

Большой интерес вызвала и вторая секция «Скидки – добро или зло?», которая прошла после обеда. Финансовый директор компании «Нескучные финансы» Елена Рендаревская на конкретных примерах из своей практики рассказала о том, зачем продавцу участвовать в акциях и предлагать скидки. Предприниматели узнали о типах и механике скидок, что такое психология скидок, на какие товары можно уменьшать цену и как получить от этого прибыль. Практическая часть была посвящена расчетам максимальных скидок и выбору товаров для распродажи.

«Уровень финансовой грамотности среди селлеров с каждым кварталом растет. Еще три года назад многие не знали, что такое выручка. Сейчас больше всего вопросов задают о том, как повлиять на прибыль и рентабельность собственного капитала, когда стоит брать кредит, а когда от этого лучше воздержаться? Не секрет, что из-за роста ключевой ставки ЦБ с заемным финансированием большие трудности. Как всегда, в центре внимания тема оптимизации затрат», – сообщила NBJ Наумова.

По ее словам, в следующем году формат встреч с селлерами изменится. Взаимодействие с предпринимателями начнется до воркшопа, чтобы они приходили на встречи с готовыми финансовым моделями по своему бизнесу. Т.е. уже до начала мероприятия они будут понимать, где их слабые места и ключевые точки для роста бизнеса.  Соответственно, изменится круг вопросов, они станут более «точечными».

 

Vox pоpuli

В заключении воркшопа были разыграны призы: мерч МТС Банка и сертификаты на консультации от профессионалов «Нескучных финансов». Многочасовой «марафон знаний» прошел содержательно и интересно. После его окончания его  участники не спешили расходится по домам. Кто-то записывался на бесплатную консультацию, кто-то обменивался контактами или впечатлениями с коллегами.

– Я уже проходила обучение в компании «Нескучные финансы». С радостью пришла на новую встречу со знакомыми спикерами», – сообщила NBJ селлер на Ozon Екатерина Толмачева. – Многие предприниматели переполнены идеями и  гипотезами, а заниматься нудными расчетами не всегда хочется. Сегодня взяла «на вооружение» несколько передовых методик в части контроля за товарными запасами, кредиторской и дебиторской задолженностями.

– Я посещаю разные мероприятия, помогающие развитию моего бизнеса, – отметила NBJ предприниматель Людмила Чурюмова. – Сегодня много наставников на словах обещают новичкам заработать за три дня миллионы рублей, но мало кто дает толковые методики – как правильно считать деньги, просчитывать риски, как создать «подушку безопасности». Сегодня я потратила время с пользой. Понравилась легкая подача и качество контента. Услышала много дельных советов не только от спикеров, но и от коллег, с которыми удалось пообщаться в перерывах. Обсудили с ними общие проблемы, обменялись опытом. Плюс появились полезные знакомства, которые, надеюсь, помогут в будущем. Приятно, что МТС Банк помогает расширять знания и общаться с профессионалами рынка.

Остались довольны и организаторы. 

«Сегодня участники воркшопа засыпали спикеров вопросами, что свидетельствует о высокой заинтересованности предпринимателей», – говорит Аника Карамян из МТС Банка. По ее мнению, банк сделал правильный выбор партнеров – спикеры подтвердили высокий профессионализм, сделав в презентациях акцент на практику. «В следующем году мы продолжим курс на развитие продукта «Бизнес на маркетплейсах» и перспективного BTL-направления в общении с клиентами из сферы e-commercе (от англ. below the line – под чертой), особенно в вопросах повышения их финансовой грамотности.Так, в первом квартале 2024 г. в Москве запланировано два воркшопа для продавцов маркетплейсов. Так что, приходите!», – заключила Аника Карамян. 

Текст Сергей Шахт

 

 

Поделиться:
 

Возврат к списку