Аналитика и комментарии

19 ноября 2024

Интерсофт Лаб: 25 лет инноваций в управлении данными и эффективностью банков

В ноябре 2024 года компании Интерсофт Лаб – ведущему российскому разработчику финансовых хранилищ данных и систем управления эффективностью банковского бизнеса исполняется 25 лет. В день рождения Интерсофт Лаб топ-менеджеры отвечают на вопросы Национального банковского журнала (NBJ) о создании и развитии компании, программных продуктах и заказчиках, успехах и сложностях, делятся своими воспоминаниями и планами.

Chausov.jpgВалерий ЧАУСОВ, генеральный директор

Основатель и идейный вдохновитель Интерсофт Лаб. Обладает глубоким знанием и уникальным чутьем рынка. 25 лет ставит стратегические цели и мотивирует коллектив на их достижение.

NBJ: Расскажите об истории компании.

В. ЧАУСОВ: История Интерсофт Лаб началась в 1999 году. Команда разработчиков одной из самых популярных в стране АБС создала новую компанию, чтобы сосредоточиться на создании управленческих и аналитических систем.

Стартовали с амбициозной идеей автоматизировать бизнес-аналитику для всех отраслей и предлагать решения разного масштаба – от настольных OLAP-систем до хранилищ данных. Но после погружения в ожидания рынка и в специфику разных индустрий скорректировали свое позиционирование. И вот уже 25 лет специализируемся в разработке финансовых хранилищ данных и систем управления эффективностью банковского бизнеса.

NBJ: Почему выбрали такую нишу – управленческие и аналитические системы?

В. ЧАУСОВ: В тот момент в России именно эта ниша была практически пустой. На отечественный рынок только выходили первые иностранные вендоры с платформами для построения хранилищ данных и бюджетирования. В банковском сегменте их предложения могли позволить себе только крупнейшие игроки. Для остальных просто не было специализированного ПО.

С запросами на автоматизацию аналитики банки по инерции обращались к поставщикам АБС. Но для них аналитические системы имели низкий приоритет. «Непрофильный» софт развивался медленно, по «остаточному принципу», и не приносил коммерческой выгоды. В итоге за 25 лет разработчики АБС так и не заняли эту нишу.

NBJ: В чем сегодня стратегическое конкурентное преимущество решений «Контур»?

В. ЧАУСОВ: RCPM-платформа «Контур» - единственная полнофункциональная платформа для риск-ориентированного управления банком, зарегистрированная в Реестре российского ПО. Она занимала лидерские позиции по использованию в финансовых организациях, даже когда рынок был наводнен иностранным софтом. Сегодня у многих приложений, например для расчета трансфертных доходов и расходов или прогнозирования состояния банковских ресурсов, вообще не осталось конкурентов. Да и готовое решение для регуляторной отчетности на базе хранилища данных не имеет аналогов. Чтобы повторить функционал «Контура» нужны годы.

NBJ: Ваш прогноз относительно будущего отечественных хранилищ данных, управленческих и отчетных систем в банках?

В. ЧАУСОВ: Позитивный. Объективно, платформа «Контур» уже давно не уступает лучшим западным решениям, а некоторые приложения, например для аллокации или бюджетирования расходов, даже превосходят их по функционалу. Это результат многолетней работы и многочисленных внедрений в банках разного масштаба, с разнообразными методическими требованиями и индивидуальной спецификой.

Другое дело, что много лет отечественные управленческие системы в банках незаслуженно недооценивали, подчас выбирали западные бренды ради престижа, в ущерб срокам и результатам.

Сегодня российские разработчики берут реванш. Нет сомнений, что совсем скоро отечественный софт докажет всем скептикам, как они ошибались. Российским ИТ-компаниям нужен совсем небольшой кредит доверия, чтобы обоснованно занять место западных брендов в сегменте прикладной банковской аналитики.

NBJ: Какой вы видите компанию через 5 лет?

В. ЧАУСОВ: Только лидером отрасли. Иначе просто не может быть.

NBJ: Что пожелаете компании и коллективу?

В. ЧАУСОВ: Хочу поблагодарить всех сотрудников Интерсофт Лаб за отличную командную работу. Вместе нам удалось сделать многое: мы создаем самое востребованное в банках ПО для управления корпоративной эффективностью.

Желаю компании процветания, а коллегам успехов и профессионального роста, гениальных идей и широких возможностей для их воплощения в новых интересных проектах.

Amiridi.jpgЮлия АМИРИДИ, заместитель генерального директора по развитию бизнеса

Работает в Интерсофт Лаб с основания компании. Авторитетный эксперт рынка и неизменный рупор передовых технологий автоматизации управления эффективностью и прибыльностью банков.

NBJ: Что было самым трудным за 25 лет существования Интерсофт Лаб?

Ю. АМИРИДИ: Самым трудным был первый год. Представьте, каково это, после крупной известной компании, где мы были частью налаженного механизма разработки, вдруг оказаться в стартапе, где помимо производства есть еще много незнакомых позиций и задач. Во всем надо разбираться и выстраивать процессы с нуля. Для всех нас это был год колоссального роста. Этот опыт бесценен.

NBJ: Какая задача оказалась самой сложной?

Ю. АМИРИДИ: Мы быстро поняли, что подходы к созданию аналитических систем принципиально отличаются от разработки АБС. Во-первых, процессы управления не регламентированы инструкциями регулятора – в каждом банке они отличаются. Чтобы создать универсальный тиражный механизм в управленческой системе требуется обобщить опыт десятков проектов – это намного сложнее, чем в АБС. Во-вторых, в 2000-х банки только осваивали методические подходы к планированию, бюджетированию, подготовке управленческой отчетности. Большинство наших потенциальных заказчиков не могли передать нам свой опыт, они сами нуждались в знаниях о том, как организовать управленческие процессы и как их автоматизировать.

Нам пришлось глубоко изучить предмет автоматизации и западный опыт и стать ИТ-евангелистами в отношении аналитических и управленческих технологий. На протяжении 25 лет мы регулярно выступаем перед банками, обучаем наших потенциальных заказчиков и пишем для них про банковскую аналитику. И это совсем непросто, потому что управленческие процессы и программное обеспечение непрерывно развиваются. Например, сегодня мы уделяем много времени и сил пропаганде современных подходов к управлению на основе данных, внедрения датацентричного подхода в надзорных целях, и, конечно, импортозамещения.

NBJ: Как вы оцениваете текущую ситуацию с импортозамещением управленческих и отчетных систем в банках?

Ю. АМИРИДИ: Ситуация еще неоднозначная: официальных заявлений об успешных проектах импортозамещения хранилищ данных и управленческих систем в банках пока меньше, чем пальцев на двух руках. Но готовность отечественного аналитического софта уже хорошая – в Реестре российского ПО можно найти решения для замены всех ИТ-компонентов для систем управления банковской эффективностью. Для одних компонентов представлено по 6-7 отраслевых альтернатив, для других меньше, где-то всего одна, но, главное, они уже есть.

В 2024 году в банках стартовал целый ряд проектов внедрения отечественных хранилищ данных, систем бюджетирования и подготовки внутренней и надзорной отчетности. Первых результатов можно ожидать еще до конца года, а 2025-й вероятно станет прорывным для импортозамещения банковской аналитики.

NBJ: Ближайшие бизнес-цели компании?

Ю. АМИРИДИ: Объявить о завершении первых внедрений отечественной версии хранилища данных «Контур» и прикладных решений на его основе.

Рынок устал от пустых обещаний и лозунгов. Банки хотят знать имена вендоров, чьи решения не просто задекларированы в Реестре как отечественный софт, а реально запустились на разрешенных технологиях. Мы рассчитываем обрадовать своих заказчиков в самое ближайшее время.

NBJ: Ваши пожелания заказчикам аналитического ПО?

Ю. АМИРИДИ: Отбросить ложные установки и доверять локальным разработчикам. Взвешенно и объективно подходить к выбору аналитического ПО и исполнителей проекта. И успехов во внедрении отечественных систем управления эффективностью банковского бизнеса!

Dovidovich.jpegЭмиль ДОВИДОВИЧ, заместитель генерального директора по производству

Почти два десятилетия возглавляет разработку платформы «Контур». Главный архитектор и автор уникальных технических решений, обеспечивающих высокую производительность вычислений и адаптивность ПО к методическим требованиям банков.

NBJ: Как команда разработки восприняла необходимость перестраиваться на импортонезависимые технологии?

Э. ДОВИДОВИЧ: Мы непрерывно осваиваем новые технологии и внедряем их в свои программные решения. Это обязательная составляющая профессиональной деятельности любого ИТ-шника. Поэтому переход на новую СУБД не стал для нас чем-то сверхъестественным.

Наряду с новыми технологиями для быстрой и качественной разработки не менее важен опыт, который накоплен за годы работы компании. За 25 лет мы автоматизировали множество разноплановых управленческих, регуляторных и аналитических задач и в крупных, и в небольших банках.

Мы развиваем наши решения, используя и новые технологии и наш опыт. Так мы и действовали, когда переводили хранилище данных «Контур» с СУБД Оracle Database Server на PostgreSQL/Postgres Pro.

NBJ: Почему именно СУБД Postgres Pro выбрана как платформа для отечественной версии продуктов «Контур»?

Э. ДОВИДОВИЧ: Мы выбирали СУБД, ориентируясь на несколько ключевых критериев, – это зрелость системы, успешная практика ее эксплуатации в крупных российских организациях и наличие центра компетенции в нашей стране с надежной технической поддержкой для потребителей и вендоров. Им соответствовала СУБД Postgres Pro.

NBJ: Насколько сложной была портация продуктов «Контур» на отечественную СУБД?

Э. ДОВИДОВИЧ: Процесс, действительно, был непростым. «Контур» - комплексная платформа, на базе хранилища данных функционирует много приложений, которые поддерживают управленческие процессы и подготовку отчетности. Все эти компоненты необходимо было перенести на другую СУБД.

Замечу, что в истории компании это была уже вторая портация. У нас имелся опыт замены СУБД для хранилища данных, было четкое понимание состава задач и технических моментов, на которые следует обратить внимание. Поэтому основные работы по портации заняли менее года.

NBJ: Как вы оцениваете техническую готовность импортнезависимой версии продуктов «Контур»?

Э. ДОВИДОВИЧ: На сегодняшний день мы выполнили портацию платформы «Контур» на отечественную СУБД, прошли этап апробирования и провели ее тестирование. Его результаты позволили нам убедится, что платформа на импортонезависимых компонентах обеспечивает необходимые параметры производительности. Сейчас хранилище «Контур» уже развернуто в клиентские проектах.

Потребуется ли в них тюнинг быстродействия запросов и другие настройки или аппаратная поддержка производительности? Где-то, вероятно, да, а где-то точно нет. Ситуация здесь ничем не отличается от внедрения хранилища на других СУБД и всегда решается в конкретном проекте.

Zubov.JPGВиктор ЗУБОВ, руководитель проектного офиса

Влился в команду Интерсофт Лаб в 2013 году. Курирует внедрение программных продуктов «Контур» и их интеграцию в ИТ-инфраструктуру банков. Мастер компромиссов и экономичных клиентских решений.

NBJ: Назовите главные составляющие успешного внедрения управленческой системы в банке?

В. ЗУБОВ: Проектов без непредвиденных ситуаций и сложностей не бывает. В каждом внедрении приходится сталкиваться со специфическими для заказчика проблемами. Чтобы оперативно и качественно решать их, необходимы профессионализм, воля и усилия не только проектной команды исполнителя, но и банка.

Банк должен быть включен в процессы внедрения и в поиск наилучших вариантов реализации методологических и технических составляющих проекта. Шансы на успех выше, когда к проекту кроме ИТ-специалистов заказчика привлекаются лица, принимающие решения. Тогда всё продвигается максимально быстро и эффективно, и банк достигает поставленных целей автоматизации.

NBJ: Опишите в трех словах идеального заказчика

В. ЗУБОВ: Каждого заказчика мы ценим и любим. Идеально, когда заказчик заинтересован в результате, вовлечен в процесс внедрения и оказывает содействие исполнителю. В таких случаях всегда удается построить систему, которая эффективно решает управленческие, регуляторные и другие задачи банка.

NBJ: Как изменилась работа вашей команды с началом использования в проектах импортонезависимой версии ПО «Контур»?

В. ЗУБОВ: Процесс внедрения платформы «Контур» на новой СУБД не изменился. Никаких дополнительных сложностей и особенностей в проектах нет. Главное, чтобы заказчик перед стартом внедрения определился, на какой версии СУБД будет развернута система: на коммерческой Postgres Pro или на свободно распространяемой PostgreSQL.

NBJ: Сейчас ИТ-компаниям и их заказчикам важно продемонстрировать успехи в импортозамещении. Есть ли у проектной команды Интерсофт Лаб свои подходы к ускорению проектов?

В. ЗУБОВ: Конечно, есть. Чтобы заказчик быстрее начал получать отдачу от проекта, мы разбиваем его на краткосрочные этапы. После каждого из них банк вводит в эксплуатацию отдельный блок функциональности, например, для выпуска определенного набора отчетных форм. Так мы последовательно развертываем систему, и банк быстрее ощущает эффект от автоматизации. Кроме того, мы можем использовать больше ресурсов и усиливать команду внедрения, как со своей стороны, так и со стороны заказчика. Когда банк активно привлекает к проекту своих специалистов, тогда и процесс внедрения значительно ускоряется.

Мы всегда приветствуем участие заказчиков во всех этапах проекта. Это формирует глубокое понимание принципов работы и настройки ПО. После завершения внедрения такие заказчики без проблем могут сопровождать и развивать решение собственными силами. Это дает банку оперативность и маневренность.

NBJ: Какие достижения проектной команды вы хотели бы отметить в юбилейный год компании?

В. ЗУБОВ: 5-й год жизни компании совпал со всплеском инициатив по импортозамещению. Сейчас мы ведем несколько таких проектов в банках и внедряем решения на платформе «Контур» на отечественной СУБД Postgres Pro и СПО СУБД PostgreSQL.

После вялых ковидных и последующих непростых лет, такая активность заказчиков нас очень радует. Значит настрой изменился, банки видят перспективу и готовы развивать свои технологии и перестраивать их на отечественные рельсы. Будем работать вместе в этом направлении.

Astahov.jpgМаксим АСТАХОВ, руководитель коммерческого офиса

Присоединился к коллективу Интерсофт Лаб 10 лет назад. Не оставит без внимания любые пожелания и потребности клиента. Поможет выбрать оптимальный подход к реализации проекта автоматизации и обеспечит комфортное взаимодействие в рамках presale проекта любой сложности.

NBJ: Сегодня российские ИТ-компании испытывают бум обращений в связи с необходимостью импортозамещения иностранного ПО. Вы тоже с этим сталкиваетесь?

М. АСТАХОВ: Да, мы наблюдаем взрывной рост обращений клиентов, и он начался еще в прошлом году. Но тогда банки только выясняли, что в плане импортозамещения готов предложить российский разработчик. Сегодня многие уже перешли к стадии выбора и внедрения решений. Мы активно участвуем в тендерах и ставим рекорды по количеству презентаций и демонстраций своего ПО в банках. Работы, конечно, много, но это замечательно. Дело идет, и процесс импортозамещения набирает обороты.

NBJ: Какие решения сегодня интересуют ваших заказчиков?

М. АСТАХОВ: В этом году на пике клиентских запросов – импортозамещение корпоративных хранилищ данных. А самой востребованной прикладной функциональностью стала подготовка обязательной отчетности. Также банки интересуются решениями для автоматизации управленческой отчетности, расчета аллокаций, хозяйственного бюджетирования. Но мы уже готовы предложить банкам на своей новой платформе полный спектр CPM-функционала.

NBJ: Изменился ли портрет банка-потребителя CPM-систем в последние пару лет?

М. АСТАХОВ: Мы отмечаем расширение круга потребителей систем управления эффективностью. Если раньше нашими заказчиками были в основном крупнейшие и крупные банки, то сейчас к нам обращаются и средние, и небольшие финансовые организации, которым тоже нужно решать задачи импортозамещения. Они ищут решения на замену табличным технологиям, которые использовались для подготовки управленческой отчетности, планирования и бюджетирования и других задач. Кто-то впервые планирует внедрить хранилище данных и CPM-систему. Ну а «большим» важно заместить иностранные управленческие платформы.

NBJ: Почему вы выбрали работу в компании Интерсофт Лаб?

М. АСТАХОВ: Я давно работаю в ИТ-сфере, а ещё меня всегда привлекал стремительно развивающийся финансовый сектор. В Интерсофт Лаб получилось совместить близкие мне задачи менеджмента сложных ИТ-проектов и интересующую предметную область - управление эффективностью кредитных организаций.

До недавнего времени вместе с Интерсофт Лаб было интересно конкурировать с серьёзными западными решениями, в чем-то учиться у них. А сейчас мы предлагаем зрелый продукт для наших клиентов полностью отечественной разработки.

Ну и, конечно, Интерсофт Лаб – это команда профессионалов. Я смело могу обещать нашим потенциальным клиентам, что их задачи будут решены, потому что на 100% уверен, что на любой стадии реализации проекта, будь то разработка или внедрение, команда не подведёт клиента. Эта уверенность придаёт сил и позволяет дальше развиваться и совершенствоваться.

Поделиться: