Аналитика и комментарии

04 декабря 2022

Finopolis 2021/22: Оптимисты и пессимисты. «Цифровой прыжок» совершён. Что дальше?

Цифровизация российской финансовой отрасли и в частности банковского сектора – одна из лучших в мире. Многие россияне, вынужденные в этом году перейти на аналогичные цифровые сервисы зарубежных банков, с тоской сравнивают их с качеством и скоростью работы отечественного банкинга. Финансово-кредитные организации совершили «цифровой взлёт» за последние годы, и это признанный факт. Этот рывок основывался на западных технологиях и высококвалифицированных кадрах российской ИТ-отрасли. В 2022 году ситуация радикально изменилась. Технологии ушли, с кадрами тоже наблюдаются проблемы. Возникает вопрос – что дальше? Это волнует и рынок, и регулятора.

КАК СОХРАНИТЬ ВЫСОКИЕ ТЕМПЫ РАЗВИТИЯ?

набиуллина.jpg

Задалась вопросом председатель Банка России Эльвира Набиуллина, открывая пленарную сессию Форума инновационных финансовых технологий FINOPOLIS 2021/22, в рамках которой обсуждались перспективы российских технологий, конкурентоспособность отечественной цифровой инфраструктуры, новые бизнес-модели и цифровые сервисы, а также вопросы цифровой безопасности.

Россия является одним из признанных лидеров цифровизации в области финансов, отметила Набиуллина. 

«Наш взлёт многие связывали с тем, что мы начали позже других, то есть мы учились на ошибках, на опыте других стран, изучали, улучшали технологии. И не секрет, что многие решения базировались на иностранных технологиях. Но, конечно, главное, что наши замечательные кадры и наличие финансовых ресурсов стали трамплином для цифрового прыжка», – сказала глава ЦБ

Цифровой прыжок действительно сделан, но какое будущее ждет финансовую систему, ИТ-отрасль в связи с кардинальным изменением ситуации после февраля 2022 года?

Эльвира Набиуллина, которая выступила модератором пленарной дискуссии на FINOPOLIS 2021/22, задалась вопросом, как сохранить тот высокий темп развития цифровых процессов, который был набран за последние годы, чтобы из-за санкций и внешних ограничений «не упереться в каменную стену».

Эксперты в этой связи разделились на пессимистов и оптимистов, отметила Набиуллина.

«Оптимисты считают, что нам всё нипочём, мы справимся, мы всё умеем. Пессимисты говорят, что мы завязаны на технологиях, на стимулах международной конкуренции, поэтому мы ничего сами сделать не сможем», – сказала она.

По её словам, российская ИТ-отрасль в этом году переживает удар за ударом: санкции, отток специалистов, уход иностранных компаний, кибератаки на многие сферы деятельности и национальную цифровую инфраструктуру.

«Главный вопрос, на который нужно ответить: как сохранить тот темп развития, который Россия набрала, и за счёт чего это можно сделать», – резюмировала Набиуллина.

ЛИБО ОПТИМИСТ, ЛИБО ОТПРАВЛЯЙСЯ НА СВАЛКУ ИСТОРИИ

греф_3.jpg

Если раньше Россия могла рассчитывать на мировые цифровые решения, то сегодня страна от этих решений отрезана. Поэтому существенную часть усилий нужно направлять на создание альтернативы, сказал Герман Греф, президент, председатель правления Сбербанка.

Он отметил, что в части разработки отечественного программного обеспечения нерешаемых проблем нет – это вопрос времени и ресурсов. Проблемы с «железом» гораздо сложнее, но тоже решаемы. И всё зависит от способностей государства организовать работу по их решению, потому что ни одна компания в одиночку не справится с этой задачей.

«Плюс в том, что нам не на кого рассчитывать, – сказал Герман Греф. – И, как всегда, это большой драйвер. Оптимистами нас заставляет быть жизнь. Либо ты оптимист, либо отправляешься на свалку истории. У любого менеджера и предпринимателя оптимизм является одним из необходимых профессиональных патронов в обойме. Если этого нет, про всё остальное говорить не следует».

По словам Грефа, российский финансовый рынок никогда особо не ощущал заметной конкуренции со стороны иностранных коллег, и зарубежные банки не доставляли и не доставляют головной боли отечественным кредитным организациям.

«Если говорить про международную конкуренцию в сфере финансов, то, честно сказать, мы её на российском рынке особо не замечали, – отметил он. – Далеко не самые сильные банки, которые жили и продолжают жить на российском рынке, особую головную боль нам не доставляли. Мы мало что брали из опыта мирового финансового рынка, и я не очень высокого мнения о конкурентоспособности иностранных банков. В этом смысле российский финансовый рынок достаточно развит», – сказал Греф.

УХОД ИНОСТРАННЫХ КОМПАНИЙ НЕГАТИВНО ПОВЛИЯЕТ НА ЭКОНОМИКУ

При этом Греф признал, что никакие российские компании не сумеют поддержать тот уровень конкуренции на рынке, который был до ухода иностранных вендоров.

«Я не оцениваю хорошо уход с рынка иностранных вендоров, – сказал он. – Никакие российские кампании не сумеют поддержать тот уровень конкуренции, который был. И разовое получение каких-то активов относительно недорого – это только разовая прибыль для кого-то, но в долгосрочной перспективе экономика потеряет, потому что конкуренция снизится».

«Главное средство развития инноваций – это жёсткая конкуренция, там, где нет конкуренции, нет инноваций. И в этом смысле одно из самых негативных последствий для российской экономики – это уход мощных иностранных компаний с российского рынка», – подчеркнул глава Сбербанка.

По мнению Грефа, потеря решений, которые забрали с собой западные компании – это не самое негативное последствие, поскольку под давлением ситуации российские предприятия будут вынуждены создавать сопоставимые по качеству решения. А вот плотность конкуренции – это настоящая проблема, последствия которой будут видны в перспективе, отметил глава Сбербанка.

«НАШИ КЛИЕНТЫ ЖИВЫ»

костин.jpg

Глава Центробанка, отметила, что у Сбербанка и ВТБ разные подходы к бизнес-организации, что в том числе отражается на структуре банковских экосистем и принципах их работы. Она попросила Костина «поделиться рецептом выживания организации».

Ответ главы ВТБ был несколько неожиданным, хотя вполне в духе банкира: «Я вам скажу (в чём секрет выживания – прим. ред.): какой замечательный у нас всё-таки Центральный банк, коллеги! И какие у нас прекрасные лица этой мужественной команды: Эльвира Сахипзадовна, Ольга Николаевна (Скоробогатова), Ксения Валентиновна (Юдаева)… Нет такого другого Центрального банка в мире! И он, конечно, победит все Центральные банки западных стран… Отчего не выжить с таким ЦБ? Вот и весь рецепт!».

В целом выступление президента банка ВТБ Андрея Костина выглядело более оптимистичным, чем его коллеги Германа Грефа. Он постарался найти как можно больше положительных сторон в нынешней ситуации, и главной хорошей новостью он считает тот факт, что клиенты банка живы.

«Я иногда говорю, что мы – сфера услуг и должны обслуживать клиентов, как официант – быстро, хорошо и дорого. И в этом плане наше выживание полностью зависит от выживания наших клиентов, – сказал Костин. – Поэтому первая хорошая новость – наши клиенты живы, несмотря на все события текущего года».

По словам главы ВТБ, сейчас на банковском рынке не наблюдается серьёзного роста просрочки по кредитам, уровень кредитования восстанавливается. Может быть, для корпоратов ещё нет, но в области розничного кредитования и выдачи кредитов предприятиям малого и среднего бизнеса ситуация выправляется».

Глава ВТБ рассказал о процессах импортозамещения в банке, которые начались ещё в 2019 году.

«Мы начали процесс перехода по линии импортозамещения на собственные продукты ещё с 2019 года. Если в 2019 году 90% у нас была зависимость по всем ключевым иностранным ИТ-категориям, то сегодня это уже меньше половины. А к концу 2024 года планируем на 100% по критической инфраструктуре уже это делать сами (решения – прим. ред.). Это даёт возможность сегодня развиваться, – считает Костин. – Уход крупнейших компаний даёт нам не только политическую защиту сегодня, но и экономию средств. Мы посчитали, что на горизонте трёх лет это экономит нам 30 млрд рублей».

ФИНАНСОВАЯ ОТРАСЛЬ ДВИГАЛА РОССИЙСКИЕ ИТ-РАЗРАБОТКИ ВПЕРЁД

шадаев.jpg

Свою точку зрения на происходящие события высказал на форуме Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев.

«ИТ-отрасль переживает сейчас непростые времена, и главное в ней – это люди. Именно их самочувствие определяет основные цели развития технологий и цифровизации, насколько они уверенно смотрят в будущее и связывают его с Россией, с её экономикой, от этого очень сильно зависит, как будет складываться ситуация», – сказал он.

«Я рад, что оптимистов больше, чем пессимистов (в нынешней ситуации – прим. ред.), – подчеркнул Шадаев. – Потому что для многих испытания, с которыми мы сейчас сталкиваемся, – это новые возможности наших компаний. Лидеры цифровой экономики говорят о том, что тяжело, но с другой стороны – «свалилось счастье», потому что раньше было тяжело конкурировать с иностранными участниками рынка. Мы пытались создавать и развивать целый комплекс мер, которые бы стимулировали спрос на российские решения и разработки. Сейчас в одночасье эти ниши освободились, и мы их будем осваивать».

Уход крупных бигтехов приводит к тому, что выручка российских интернет-гигантов растёт, отметил глава Минцифры.

«Если ситуация будет развиваться в текущих трендах, то я считаю, что у нас есть все возможности реализовать этот потенциал. Другое дело, что есть ниши, где нет зрелых технологий и продуктов. Это в основном касается аппаратного обеспечения, компонентной базы. С софтом всё неплохо, и здесь огромная заслуга финансовой отрасли, которая двигала российские разработки вперёд».

Со стороны правительства важно создать такую функциональную среду, при которой отечественные ИТ-компании чувствовали бы уверенность в своём будущем, подчеркнул чиновник.

«Финансовый рынок, финансовая отрасль с огромным отрывом лидирует по уровню цифровой зрелости по сравнению с другими отраслями экономики. В сопоставлении с международными показателями… здесь, наверное, если и есть какая-то разница, то она минимальная. А по многим показателям финансовая отрасль по цифровизации соответствует лучшим международным практикам», – сказал Шадаев.

По его словам, уровень цифровизации финансовой отрасли нужно сопоставлять не с другими отраслями российской экономики, а с финансовыми отраслями мира.

МЕГАВЫЗОВ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Участники форума особое внимание уделили национальной независимой цифровой инфраструктуре и обсуждению проектов, которые необходимо реализовать, чтобы сохранить её автономность. «Мы видели какие-то проблемы, которые могут возникать, и строили свою инфраструктуру с тем, чтобы Россия могла быть независимой с точки зрения цифрового и технологического развития во многих областях. Но что мы столкнёмся с таким напором «волн» – это было для нас мегавызовом. И этот мегавызов ещё продолжается», – заявила первый заместитель председателя Банка России Ольга Скоробогатова.

Для сохранения конкуренции и выстраивания равного доступа к базам данных необходимо провести целый комплекс мер: совершенствовать систему Цифрового профиля, внедрять открытые API, развивать сквозную идентификацию и другие проекты, которые позволят обмениваться клиентскими данными, предлагать более клиентоориентированные сервисы и т.д.

Скоробогатова рассказала о работе экспертной группы вместе с участниками рынка над ЦФА. Банк России планирует к концу 2022 года выйти с конкретными законодательными инициативами, чтобы дать возможность рынку цифровых прав активно развиваться. 

Текст: Оксана Дяченко.

Фото: Форум инновационных финансовых технологий FINOPOLIS 2021/22

Материал также опубликован в печатной версии Национального банковского журнала (ноябрь 2022)

Поделиться:
 

Возврат к списку