Аналитика и комментарии
09 сентября 2024
Антон ЛИСИЦЫН, Росфинмониторинг: «Против дропов необходимо принимать целый комплекс заградительных мер»
В ноябре 2023 года Указом Президента Российской Федерации заместителем директора Федеральной службы по финансовому мониторингу был назначен 32-летний Антон ЛИСИЦЫН. Он выпускник НИЯУ МИФИ, окончил университет по специальности «Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем». Прямо со студенческой скамьи – с пятого курса – пошёл служить в финансовую разведку и последовательно прошёл путь от сотрудника одного из аналитических подразделений до заместителя директора службы. Курирует развитие и совершенствование информационных технологий ведомства, их применение в оценке рисков в сфере отмывания преступных доходов и финансирования терроризма. Кроме того, на него возложены обязанности по обеспечению эксплуатации и развития информационной системы Росфинмониторинга. Непосредственно координирует и контролирует работу Управления развития информационных технологий финансового мониторинга, Управления эксплуатации информационных систем, Управления оценки рисков. Одно из своих первых больших интервью он дал главному редактору Национального банковского журнала (NBJ) Станиславу КОМАРОВУ.
NBJ: Антон Сергеевич, какого рода преступления фиксировались вашей службой чаще всего в 2023 году, и есть ли уже статистика за 2024 год?
А. ЛИСИЦЫН: Эту статистику на правительственном часе недавно приводил глава нашего ведомства – Юрий Анатольевич Чиханчин. В частности, он коснулся и тенденций этого года. Конкретные цифры за 2023 год можно найти в публичном отчёте нашей службы. Но я бы хотел отметить ряд направлений, которые на сегодняшний день заслуживают нашего первостепенного внимания.
Приведу пример: одним из ключевых инструментов нашей работы является проведение финансовых расследований. Росфинмониторинг на регулярной основе проводит тысячи таких расследований. В кредитно-финансовой сфере было проведено более 5 тысяч финансовых расследований, с использованием материалов службы возбуждено порядка 2 тысяч уголовных дел, выявлено 14 финансовых пирамид, действующих в сети Интернет. Работа в этом направлении находится в зоне нашего особого внимания совместно с другими компетентными органами.
Хотел бы отметить, что никуда не делись преступления, связанные с наркотрафиком, коррупцией. Мы продолжаем вырабатывать перечень мер по минимизации соответствующих рисков и обелению секторов экономики, связанных с подобного рода преступлениями.
Одна из ключевых тематик, которая активно обсуждается публично, вовлечение «дропов» в противоправную деятельность – в основном, молодёжи. Здесь крайне важно применять все доступные разъяснительные меры, которые предупреждали бы действия подобного рода.
В своих выступлениях руководство Росфинмониторинга неоднократно высказывалось о том, что необходимо принимать целый комплекс заградительных мер, чтобы защитить подрастающее поколение от этой угрозы. Это и административная, и уголовная ответственность для лиц, которые вовлекают молодых людей в данный вид деятельности. Мы идём по этому пути, соответствующие решения вырабатываются и будут приняты.
Следует также обратить пристальное внимание на то, что происходит трансформация рисков, связанных с финансированием терроризма. Оперативная обстановка меняется, необходимо поднастраивать систему заградительных, предупредительных мер.
Мошенничество с использованием методов социальной инженерии – крайне актуальная и болезненная тема для всего нашего общества. Уверен, нет в России человека, который бы не столкнулся с подобного рода проявлениями в свой адрес.
Мошенники не раз уже использовали в своих схемах и доброе имя нашей службы. Они представляются сотрудниками Росфиномиторинга с целью завладеть денежными средствами граждан. Типичные слова мошенника при подобном диалоге: «Мы выявили, что вы совершаете финансирование терроризма, возьмите кредит, чтобы нивелировать вашу противоправную деятельность». Они показывают фальшивые удостоверения сотрудников нашей службы за подписью руководителей.
Приведу совсем свежий пример. На днях в мою приёмную позвонила девушка, которая рассказала, что, ссылаясь на мою фамилию, некий лже-сотрудник нашей службы убедил её взять кредит и перевести его на сторонний счёт. Женщина, естественно, вся в слезах, не знает, что ей делать в сложившейся ситуации, пытается понять, может ли Росфинмониторинг ей чем-то помочь. И такие случаи сплошь и рядом!
В таких ситуациях мы рекомендуем гражданам незамедлительно обратиться в правоохранительные органы. Подчеркну: им надо проявлять повышенные меры предосторожности, а нам вести массовую разъяснительную работу с населением.
NBJ: Как сказалось на работе Росфинмониторинга приостановка членства России в FATF? Как, на ваш взгляд, будет развиваться ситуация в дальнейшем?
А. ЛИСИЦЫН: Мы считаем, что было принято политизированное решение по приостановке членства России в этой организации. Наша служба всегда была активным членом FATF, участвовала в выработке многих стандартов. В 2019 году мы вошли в тройку лучших подразделений финансовых разведок мира, лучших антиотмывочных систем.
Несмотря на недружественные действия в наш адрес, Росфинмониторинг последовательно продолжает выполнять все стандарты и рекомендации FATF. Не так давно мы прошли так называемый отчёт о прогрессе – сначала на площадке Евразийской группы по ПОД/ФТ, далее защитили его непосредственно на FATF.
Вопросов к нему у наших коллег не было, по ряду рекомендаций оценка службы была повышена. В первую очередь это связано с противодействием финансированию терроризма и распространению оружия массового уничтожения, прозрачности трастов, подобных им организаций и структур.
Наши подходы к безотлагательной приостановке активов в соответствии с требованиями FATF тоже были оценены высоко. Напомню: в России существует практика безотлагательной заморозки активов в течение 24 часов. Мы доводим соответствующие списки до кредитных организаций и незамедлительно принимаем меры реагирования по блокировке активов лиц, причастных к террористической деятельности и финансированию оружия массового уничтожения.
Но есть и сложности. Нам был понижен рейтинг, связанный с рекомендациями по регулированию криптовалюты. Стоит отметить, что работу по её дополнительному нормативно-правовому регулированию мы проводим не только самостоятельно, как координатор национально-антиотмывочной системы, но и подключаем всех участников нашего антиотмывочного контура: Банк России, кредитные организации, правоохранительные органы.
Прогнозировать, как будет складываться ситуация в дальнейшем, сложно. Мы нацелены исключительно на конструктивный диалог. Повторюсь: Росфинмониторинг активно участвует в сопровождении стандартов и продолжает выполнять все требования FATF, но сейчас, к сожалению, нас отключили от их обсуждения.
Действительно, политизация отношения к России в ряде международных организаций приводит к осложнению взаимодействия с иностранными партнёрами. Это, увы, и приостановка каналов связи. Но мы не опускаем руки, запускаем альтернативные механизмы. В частности, налажен эффективный канал связи с партнёрами, которые заслуживают нашего ключевого внимания, исходя из анализа текущих финансовых потоков. Даже в этой ситуации делаем всё возможное, чтобы выстраивать качественную систему финансово-экономической безопасности нашей страны.
NBJ: С какими странами Росфинмониторинг сейчас ведёт взаимодействие, какие новые схемы удаётся выявлять?
А. ЛИСИЦЫН: Отмечу наше тесное сотрудничество со странами Евразийской группы по ПОД/ФТ. Продолжаем вести оперативную работу по нивелированию рисков, связанных с тематикой ПОД/ФТ в рамках формата СРПФР – Совета руководителей подразделений финансовой разведки государств-участников СНГ. Расширяем сотрудничество со странами Азии, Южной и Центральной Америки, Африки, Ближнего Востока.
О двух последних регионах стоит сказать отдельно. В региональной группе МЕНАФАТФ, которая базируется в Северной Африке и на Ближнем Востоке, мы получили статус наблюдателя и проводим эффективную работу с партнёрами.
NBJ: Какова позиция Росфинмониторинга относительно регулирования криптовалюты на данный момент? Ведь число операций с криптовалютой растёт, а законодательная база по её регулированию так и не принята.
А. ЛИСИЦЫН: Вопросы регулирования криптовалюты обсуждаются долгое время. Между регуляторами и представителями бизнес-сообщества идут активные коммуникации на этот счёт. На наш взгляд, этот вопрос уже перезрел. Давно пора принимать необходимые меры. И это сказывается на наших стандартах, в частности, на снижении рейтинга по соответствующей рекомендации FATF.
Одно из главных свойств криптовалюты – её анонимность. Этим активно пользуются преступные элементы. На основании наших расследований мы можем говорить о регулярном использовании криптовалюты в незаконных переводах.
Грамотное регулирование позволит повысить прозрачность данного сектора. Если говорить о нормативно-правовой базе, то уже приняты закон о майнинге цифровой валюты, закон об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в РФ, в частности, касающийся внешнеэкономической деятельности. Мы движемся в этом направлении. Уверен: продуктивное взаимодействие всех компетентных органов поможет достичь необходимых результатов.
Финансовые потоки трансформируются. На постоянной основе мы проводим работу с кредитными организациями, чтобы они умели выявлять потоки, связанные с криптовалютами. Введение нормативно-правовой базы позволит выделить новые субъекты антиотмывочного законодательства. С ними тоже надо выстраивать соответствующее взаимодействие.
За счёт внедрения экспериментально-правового режима у нашей службы будет возможность посмотреть и понять, какие необходимы доработки по регулированию криптовалют, на что сделать акценты, чтобы обеспечить финансовую безопасность страны и наших граждан.
NBJ: Что скажете о появлении в нашей жизни цифрового рубля? Банк России уже проводит эксперимент по его внедрению.
А. ЛИСИЦЫН: Цифровой рубль – новое интересное и перспективное направление. С Банком России мы активно участвуем в обсуждении этой темы, причисляем себя к участникам эксперимента. Вместе с ЦБ РФ анализируем, как будет происходить наше взаимодействие, когда эксперимент выйдет в промышленную эксплуатацию.
В этом случае Банк России также может стать субъектом антиотмывочного законодательства. Сейчас идёт активная дискуссия о том, какие внутренние соглашения мы должны подписать, чтобы выстроить эффективные коммуникации.
В качестве резюме: вопрос цифровых активов надо решать в комплексе. Крайне важно, чтобы государство со своей стороны не принимало избыточных мер нагрузки на частный сектор, бизнес. Мы должны быть в диалоге, понимать требуемые меры безопасности, пожелания и потребности участников рынка и учитывать их при введении соответствующей нормативной базы.
NBJ: Какие сферы являются сейчас в РФ самыми рисковыми с точки зрения вывода денег?
А. ЛИСИЦЫН: Работа финразведки, если говорить образно, это своеобразный Щит и Меч. Я бы не стал сейчас рассказывать о каких-то крупных схемах вывода средств – по ним ведётся аналитическая и оперативная работа.
Но на что бы обратил внимание? В последнее время наблюдалась тенденция, связанная с реализацией драгоценных металлов. Лица с неясными, непрозрачными источниками доходов активно закупали драгметаллы и вывозили их за рубеж.
Механизмы теневой инкассации тоже требуют нашего особого внимания. Там, где используются наличные, появляются точки притяжения криминальных и сомнительных элементов. Наша служба совместно с другими компетентными органами проводит соответствующую работу.
Когда мы говорим о незаконном выводе средств за границу, то возвращаемся к вопросу о конструктивном сотрудничестве с нашими коллегами из иностранных подразделений финансовой разведки. Это говорит о важности нашего взаимодействия.
NBJ: Как сейчас выстроены отношения с российским банковским сектором? Их можно назвать рабочими, доверительными?
А. ЛИСИЦЫН: За долгие годы работы антиотмывочного контура у нас выстроились рабочие отношения с подавляющим большинством кредитных организаций. Есть разные форматы взаимодействия: мы встречаемся с банками на конференциях, в рамках советов комплаенс. На этих встречах разбираем ключевые риски, доводим до сведения банкиров, как видят ту или иную проблему государственные органы, регулирующие организации, Банк России. Эти коммуникации позволяют выстраивать грамотную систему заградительных мер. Мы доводим до кредитных организаций различные типологии противоправных действий, они отправляют в наш адрес сведения о совершении операций, связанных с подозрительной деятельностью.
Одна из основных задач подобных коммуникаций – действовать не с точки зрения строгого императива: госорган и субъект антиотмывочного законодательства. Мы считаем, что нельзя допускать излишнюю нагрузку на кредитные организации. Благодаря нашей позиции и выстраиваются доверительные отношения.
NBJ: Надо признать, что работа приносит свои плоды – за последние годы банковская система стала значительно чище и прозрачнее. Что бы вы хотели отметить в совместной работе с Ассоциацией российских банков, у которой есть ряд интересных инициатив в сфере финансовой безопасности и ПОД/ФТ?
А. ЛИСИЦЫН: Это давняя история взаимоотношений, у нас много общих интересных наработок. Совместными усилиями мы выстраивали гибкий код обязательного контроля, не так давно появившийся в бюджетной сфере. Он уже приносит положительный результат. Тема крайне актуальная для государства и общества.
Вместе оттачиваем работу, связанную с формированием единого формата банковских выписок, которые в наш адрес присылают кредитные организации. На наш взгляд, это эталонный пример коммуникаций между участниками рынка и госорганами. В процессе реализации проекта мы видим реальные возможности банков и сопоставляем с нашими потребностями, не допуская перегибов в работе системы.
Вместе с АРБ налаживаем работу по построению риск-профилей клиентов. Исходя из требований законодательства, используем риск-ориентированный подход. Мы получаем необходимый информационный поток со стороны банков – субъектов антиотмывочной системы. Перед тем, как будут приняты процессуальные решения в отношении правонарушителей, запрашиваем у кредитных организаций информацию по внутрибанковскому движению средств по его счетам. Например, речь может идти о профиле коррупционера. Важно посмотреть предысторию: какие события предшествовали его противоправной деятельности, какие операции им проводились.
В дальнейшем мы хотим выстроить систему таким образом, чтобы соответствующие меры к правонарушителю принимались уже на этапе индикативных срабатываний системы, а не тогда, когда ситуация «вышла из берегов». Как кредитным организациям, так и АРБ – слова признательности и благодарности за подобного рода подход.
NBJ: Банк России задействован в этом процессе?
А. ЛИСИЦЫН: Безусловно. Регулятор активно содействует этой коммуникации. Он открыт к диалогу и занял конструктивную позицию. Когда мы высказываем свои пожелания, он резонно выясняет, с чем связаны те или иные наши потребности, и грамотно выстраивает диалог с кредитными организациями. На этом направлении у нас сложилось отличное взаимодействие. Остаётся только развивать и углублять его.
NBJ: Какой вам видится IV Международная Олимпиада по финансовой безопасности? Первые три получили очень высокую оценку на самых разных уровнях. Что нового ожидает будущих участников Олимпиады?
А. ЛИСИЦЫН: Действительно, Олимпиада – значимое событие не только для Росфинмониторинга, но и для финансовой безопасности в целом. Причём это касается не только России, но и других стран-участниц. Напомню, Олимпиада проводится по поручению Президента России, и в прошлом году он лично встретился с её финалистами.
Постепенно Олимпиада трансформируется в целое движение по финансовой безопасности, а это уже несколько другие требования к нам как одним из организаторов мероприятия и к самим участникам.
IV Международная олимпиада по финансовой безопасности стартует 30 сентября 2024 года. В финале Олимпиады примут участие более 30 стран. Это рекордное число. Уже прошло несколько подготовительных этапов, открытых уроков, в которых было задействовано огромное количество участников.
По сравнению с прошлыми годами помимо обязательных конкурсных процедур для школьников и студентов мы готовим альтернативный формат. Идея – выстроить диалог поколений. Организовать дискуссию между экспертным сообществом, людьми с профессиональным опытом в данной сфере и молодёжью.
Нам самим интересно послушать молодое поколение, будущих финансовых разведчиков, и обсудить, с какими проблемами они сталкиваются в данной сфере. Ведь возможность взаимодействовать с финансовой инфраструктурой своих государств появляется у многих уже в раннем возрасте.
Запланированы тематические дискуссии по информационным технологиям, в том числе с применением искусственного интеллекта как в повседневной жизни, так и в противоправной деятельности. Эта тема заслуживает отдельного внимания для подрастающего поколения. Мы сталкиваемся с ней каждый день. Посмотрите, сколько запросов в интернете по ключевым словам «генеративный искусственный интеллект», и какая аудитория этим интересуется. Будем обсуждать криптовалюты – молодёжи это тоже очень интересно.
На Олимпиаде планируем представить один из инструментов, который уже используем – «Прозрачный блокчейн», который заработал не только в России, но функционирует на наднациональном уровне в других государствах. Он выявляет и прослеживает крипто-транзакции. Будут подняты вопросы новых актуальных вызовов и угроз, которые встают перед государствами – участниками Олимпиады.
Кто-то из ребят уже был на наших олимпиадах, кто-то даже победил. Мы их называем системными участниками, им действительно небезразличны вопросы финансовой безопасности, и они могут выступить инструментом эффективных коммуникаций между участниками и организаторами Олимпиады.
В этом году уже полноценно с нашим индустриальным партнёром Банком ПСБ используем интернет-платформу «Содружество». Налаживаем цифровое взаимодействие между организаторами и участниками Олимпиады.
Благодаря Олимпиаде молодежь из разных стран вовлекается в ореол финансовой безопасности. Они получают знания ключевых экспертов области не только от государственных органов, регуляторов, но и бизнеса. В Олимпиаде активное участие принимают топ-менеджеры кредитных организаций, советы комплаенс, у ребят есть возможность посмотреть и послушать, как выстраивается работа в кредитных организациях. Эти коммуникации являются залогом сохранения и развития не только нашей национальной антиотмывочной системы, но и всей семьи финансовой безопасности.
Беседовал Станислав Комаров
Материал также опубликован в печатной версии Национального банковского журнала (июль – август 2024)
NBJ: Антон Сергеевич, какого рода преступления фиксировались вашей службой чаще всего в 2023 году, и есть ли уже статистика за 2024 год?
А. ЛИСИЦЫН: Эту статистику на правительственном часе недавно приводил глава нашего ведомства – Юрий Анатольевич Чиханчин. В частности, он коснулся и тенденций этого года. Конкретные цифры за 2023 год можно найти в публичном отчёте нашей службы. Но я бы хотел отметить ряд направлений, которые на сегодняшний день заслуживают нашего первостепенного внимания.
Приведу пример: одним из ключевых инструментов нашей работы является проведение финансовых расследований. Росфинмониторинг на регулярной основе проводит тысячи таких расследований. В кредитно-финансовой сфере было проведено более 5 тысяч финансовых расследований, с использованием материалов службы возбуждено порядка 2 тысяч уголовных дел, выявлено 14 финансовых пирамид, действующих в сети Интернет. Работа в этом направлении находится в зоне нашего особого внимания совместно с другими компетентными органами.
Хотел бы отметить, что никуда не делись преступления, связанные с наркотрафиком, коррупцией. Мы продолжаем вырабатывать перечень мер по минимизации соответствующих рисков и обелению секторов экономики, связанных с подобного рода преступлениями.
Одна из ключевых тематик, которая активно обсуждается публично, вовлечение «дропов» в противоправную деятельность – в основном, молодёжи. Здесь крайне важно применять все доступные разъяснительные меры, которые предупреждали бы действия подобного рода.
В своих выступлениях руководство Росфинмониторинга неоднократно высказывалось о том, что необходимо принимать целый комплекс заградительных мер, чтобы защитить подрастающее поколение от этой угрозы. Это и административная, и уголовная ответственность для лиц, которые вовлекают молодых людей в данный вид деятельности. Мы идём по этому пути, соответствующие решения вырабатываются и будут приняты.
Следует также обратить пристальное внимание на то, что происходит трансформация рисков, связанных с финансированием терроризма. Оперативная обстановка меняется, необходимо поднастраивать систему заградительных, предупредительных мер.
Мошенничество с использованием методов социальной инженерии – крайне актуальная и болезненная тема для всего нашего общества. Уверен, нет в России человека, который бы не столкнулся с подобного рода проявлениями в свой адрес.
Мошенники не раз уже использовали в своих схемах и доброе имя нашей службы. Они представляются сотрудниками Росфиномиторинга с целью завладеть денежными средствами граждан. Типичные слова мошенника при подобном диалоге: «Мы выявили, что вы совершаете финансирование терроризма, возьмите кредит, чтобы нивелировать вашу противоправную деятельность». Они показывают фальшивые удостоверения сотрудников нашей службы за подписью руководителей.
Приведу совсем свежий пример. На днях в мою приёмную позвонила девушка, которая рассказала, что, ссылаясь на мою фамилию, некий лже-сотрудник нашей службы убедил её взять кредит и перевести его на сторонний счёт. Женщина, естественно, вся в слезах, не знает, что ей делать в сложившейся ситуации, пытается понять, может ли Росфинмониторинг ей чем-то помочь. И такие случаи сплошь и рядом!
В таких ситуациях мы рекомендуем гражданам незамедлительно обратиться в правоохранительные органы. Подчеркну: им надо проявлять повышенные меры предосторожности, а нам вести массовую разъяснительную работу с населением.
NBJ: Как сказалось на работе Росфинмониторинга приостановка членства России в FATF? Как, на ваш взгляд, будет развиваться ситуация в дальнейшем?
А. ЛИСИЦЫН: Мы считаем, что было принято политизированное решение по приостановке членства России в этой организации. Наша служба всегда была активным членом FATF, участвовала в выработке многих стандартов. В 2019 году мы вошли в тройку лучших подразделений финансовых разведок мира, лучших антиотмывочных систем.
Несмотря на недружественные действия в наш адрес, Росфинмониторинг последовательно продолжает выполнять все стандарты и рекомендации FATF. Не так давно мы прошли так называемый отчёт о прогрессе – сначала на площадке Евразийской группы по ПОД/ФТ, далее защитили его непосредственно на FATF.
Вопросов к нему у наших коллег не было, по ряду рекомендаций оценка службы была повышена. В первую очередь это связано с противодействием финансированию терроризма и распространению оружия массового уничтожения, прозрачности трастов, подобных им организаций и структур.
Наши подходы к безотлагательной приостановке активов в соответствии с требованиями FATF тоже были оценены высоко. Напомню: в России существует практика безотлагательной заморозки активов в течение 24 часов. Мы доводим соответствующие списки до кредитных организаций и незамедлительно принимаем меры реагирования по блокировке активов лиц, причастных к террористической деятельности и финансированию оружия массового уничтожения.
Но есть и сложности. Нам был понижен рейтинг, связанный с рекомендациями по регулированию криптовалюты. Стоит отметить, что работу по её дополнительному нормативно-правовому регулированию мы проводим не только самостоятельно, как координатор национально-антиотмывочной системы, но и подключаем всех участников нашего антиотмывочного контура: Банк России, кредитные организации, правоохранительные органы.
Прогнозировать, как будет складываться ситуация в дальнейшем, сложно. Мы нацелены исключительно на конструктивный диалог. Повторюсь: Росфинмониторинг активно участвует в сопровождении стандартов и продолжает выполнять все требования FATF, но сейчас, к сожалению, нас отключили от их обсуждения.
Действительно, политизация отношения к России в ряде международных организаций приводит к осложнению взаимодействия с иностранными партнёрами. Это, увы, и приостановка каналов связи. Но мы не опускаем руки, запускаем альтернативные механизмы. В частности, налажен эффективный канал связи с партнёрами, которые заслуживают нашего ключевого внимания, исходя из анализа текущих финансовых потоков. Даже в этой ситуации делаем всё возможное, чтобы выстраивать качественную систему финансово-экономической безопасности нашей страны.
NBJ: С какими странами Росфинмониторинг сейчас ведёт взаимодействие, какие новые схемы удаётся выявлять?
А. ЛИСИЦЫН: Отмечу наше тесное сотрудничество со странами Евразийской группы по ПОД/ФТ. Продолжаем вести оперативную работу по нивелированию рисков, связанных с тематикой ПОД/ФТ в рамках формата СРПФР – Совета руководителей подразделений финансовой разведки государств-участников СНГ. Расширяем сотрудничество со странами Азии, Южной и Центральной Америки, Африки, Ближнего Востока.
О двух последних регионах стоит сказать отдельно. В региональной группе МЕНАФАТФ, которая базируется в Северной Африке и на Ближнем Востоке, мы получили статус наблюдателя и проводим эффективную работу с партнёрами.
NBJ: Какова позиция Росфинмониторинга относительно регулирования криптовалюты на данный момент? Ведь число операций с криптовалютой растёт, а законодательная база по её регулированию так и не принята.
А. ЛИСИЦЫН: Вопросы регулирования криптовалюты обсуждаются долгое время. Между регуляторами и представителями бизнес-сообщества идут активные коммуникации на этот счёт. На наш взгляд, этот вопрос уже перезрел. Давно пора принимать необходимые меры. И это сказывается на наших стандартах, в частности, на снижении рейтинга по соответствующей рекомендации FATF.
Одно из главных свойств криптовалюты – её анонимность. Этим активно пользуются преступные элементы. На основании наших расследований мы можем говорить о регулярном использовании криптовалюты в незаконных переводах.
Грамотное регулирование позволит повысить прозрачность данного сектора. Если говорить о нормативно-правовой базе, то уже приняты закон о майнинге цифровой валюты, закон об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в РФ, в частности, касающийся внешнеэкономической деятельности. Мы движемся в этом направлении. Уверен: продуктивное взаимодействие всех компетентных органов поможет достичь необходимых результатов.
Финансовые потоки трансформируются. На постоянной основе мы проводим работу с кредитными организациями, чтобы они умели выявлять потоки, связанные с криптовалютами. Введение нормативно-правовой базы позволит выделить новые субъекты антиотмывочного законодательства. С ними тоже надо выстраивать соответствующее взаимодействие.
За счёт внедрения экспериментально-правового режима у нашей службы будет возможность посмотреть и понять, какие необходимы доработки по регулированию криптовалют, на что сделать акценты, чтобы обеспечить финансовую безопасность страны и наших граждан.
NBJ: Что скажете о появлении в нашей жизни цифрового рубля? Банк России уже проводит эксперимент по его внедрению.
А. ЛИСИЦЫН: Цифровой рубль – новое интересное и перспективное направление. С Банком России мы активно участвуем в обсуждении этой темы, причисляем себя к участникам эксперимента. Вместе с ЦБ РФ анализируем, как будет происходить наше взаимодействие, когда эксперимент выйдет в промышленную эксплуатацию.
В этом случае Банк России также может стать субъектом антиотмывочного законодательства. Сейчас идёт активная дискуссия о том, какие внутренние соглашения мы должны подписать, чтобы выстроить эффективные коммуникации.
В качестве резюме: вопрос цифровых активов надо решать в комплексе. Крайне важно, чтобы государство со своей стороны не принимало избыточных мер нагрузки на частный сектор, бизнес. Мы должны быть в диалоге, понимать требуемые меры безопасности, пожелания и потребности участников рынка и учитывать их при введении соответствующей нормативной базы.
NBJ: Какие сферы являются сейчас в РФ самыми рисковыми с точки зрения вывода денег?
А. ЛИСИЦЫН: Работа финразведки, если говорить образно, это своеобразный Щит и Меч. Я бы не стал сейчас рассказывать о каких-то крупных схемах вывода средств – по ним ведётся аналитическая и оперативная работа.
Но на что бы обратил внимание? В последнее время наблюдалась тенденция, связанная с реализацией драгоценных металлов. Лица с неясными, непрозрачными источниками доходов активно закупали драгметаллы и вывозили их за рубеж.
Механизмы теневой инкассации тоже требуют нашего особого внимания. Там, где используются наличные, появляются точки притяжения криминальных и сомнительных элементов. Наша служба совместно с другими компетентными органами проводит соответствующую работу.
Когда мы говорим о незаконном выводе средств за границу, то возвращаемся к вопросу о конструктивном сотрудничестве с нашими коллегами из иностранных подразделений финансовой разведки. Это говорит о важности нашего взаимодействия.
NBJ: Как сейчас выстроены отношения с российским банковским сектором? Их можно назвать рабочими, доверительными?
А. ЛИСИЦЫН: За долгие годы работы антиотмывочного контура у нас выстроились рабочие отношения с подавляющим большинством кредитных организаций. Есть разные форматы взаимодействия: мы встречаемся с банками на конференциях, в рамках советов комплаенс. На этих встречах разбираем ключевые риски, доводим до сведения банкиров, как видят ту или иную проблему государственные органы, регулирующие организации, Банк России. Эти коммуникации позволяют выстраивать грамотную систему заградительных мер. Мы доводим до кредитных организаций различные типологии противоправных действий, они отправляют в наш адрес сведения о совершении операций, связанных с подозрительной деятельностью.
Одна из основных задач подобных коммуникаций – действовать не с точки зрения строгого императива: госорган и субъект антиотмывочного законодательства. Мы считаем, что нельзя допускать излишнюю нагрузку на кредитные организации. Благодаря нашей позиции и выстраиваются доверительные отношения.
NBJ: Надо признать, что работа приносит свои плоды – за последние годы банковская система стала значительно чище и прозрачнее. Что бы вы хотели отметить в совместной работе с Ассоциацией российских банков, у которой есть ряд интересных инициатив в сфере финансовой безопасности и ПОД/ФТ?
А. ЛИСИЦЫН: Это давняя история взаимоотношений, у нас много общих интересных наработок. Совместными усилиями мы выстраивали гибкий код обязательного контроля, не так давно появившийся в бюджетной сфере. Он уже приносит положительный результат. Тема крайне актуальная для государства и общества.
Вместе оттачиваем работу, связанную с формированием единого формата банковских выписок, которые в наш адрес присылают кредитные организации. На наш взгляд, это эталонный пример коммуникаций между участниками рынка и госорганами. В процессе реализации проекта мы видим реальные возможности банков и сопоставляем с нашими потребностями, не допуская перегибов в работе системы.
Вместе с АРБ налаживаем работу по построению риск-профилей клиентов. Исходя из требований законодательства, используем риск-ориентированный подход. Мы получаем необходимый информационный поток со стороны банков – субъектов антиотмывочной системы. Перед тем, как будут приняты процессуальные решения в отношении правонарушителей, запрашиваем у кредитных организаций информацию по внутрибанковскому движению средств по его счетам. Например, речь может идти о профиле коррупционера. Важно посмотреть предысторию: какие события предшествовали его противоправной деятельности, какие операции им проводились.
В дальнейшем мы хотим выстроить систему таким образом, чтобы соответствующие меры к правонарушителю принимались уже на этапе индикативных срабатываний системы, а не тогда, когда ситуация «вышла из берегов». Как кредитным организациям, так и АРБ – слова признательности и благодарности за подобного рода подход.
NBJ: Банк России задействован в этом процессе?
А. ЛИСИЦЫН: Безусловно. Регулятор активно содействует этой коммуникации. Он открыт к диалогу и занял конструктивную позицию. Когда мы высказываем свои пожелания, он резонно выясняет, с чем связаны те или иные наши потребности, и грамотно выстраивает диалог с кредитными организациями. На этом направлении у нас сложилось отличное взаимодействие. Остаётся только развивать и углублять его.
NBJ: Какой вам видится IV Международная Олимпиада по финансовой безопасности? Первые три получили очень высокую оценку на самых разных уровнях. Что нового ожидает будущих участников Олимпиады?
А. ЛИСИЦЫН: Действительно, Олимпиада – значимое событие не только для Росфинмониторинга, но и для финансовой безопасности в целом. Причём это касается не только России, но и других стран-участниц. Напомню, Олимпиада проводится по поручению Президента России, и в прошлом году он лично встретился с её финалистами.
Постепенно Олимпиада трансформируется в целое движение по финансовой безопасности, а это уже несколько другие требования к нам как одним из организаторов мероприятия и к самим участникам.
IV Международная олимпиада по финансовой безопасности стартует 30 сентября 2024 года. В финале Олимпиады примут участие более 30 стран. Это рекордное число. Уже прошло несколько подготовительных этапов, открытых уроков, в которых было задействовано огромное количество участников.
По сравнению с прошлыми годами помимо обязательных конкурсных процедур для школьников и студентов мы готовим альтернативный формат. Идея – выстроить диалог поколений. Организовать дискуссию между экспертным сообществом, людьми с профессиональным опытом в данной сфере и молодёжью.
Нам самим интересно послушать молодое поколение, будущих финансовых разведчиков, и обсудить, с какими проблемами они сталкиваются в данной сфере. Ведь возможность взаимодействовать с финансовой инфраструктурой своих государств появляется у многих уже в раннем возрасте.
Запланированы тематические дискуссии по информационным технологиям, в том числе с применением искусственного интеллекта как в повседневной жизни, так и в противоправной деятельности. Эта тема заслуживает отдельного внимания для подрастающего поколения. Мы сталкиваемся с ней каждый день. Посмотрите, сколько запросов в интернете по ключевым словам «генеративный искусственный интеллект», и какая аудитория этим интересуется. Будем обсуждать криптовалюты – молодёжи это тоже очень интересно.
На Олимпиаде планируем представить один из инструментов, который уже используем – «Прозрачный блокчейн», который заработал не только в России, но функционирует на наднациональном уровне в других государствах. Он выявляет и прослеживает крипто-транзакции. Будут подняты вопросы новых актуальных вызовов и угроз, которые встают перед государствами – участниками Олимпиады.
Кто-то из ребят уже был на наших олимпиадах, кто-то даже победил. Мы их называем системными участниками, им действительно небезразличны вопросы финансовой безопасности, и они могут выступить инструментом эффективных коммуникаций между участниками и организаторами Олимпиады.
В этом году уже полноценно с нашим индустриальным партнёром Банком ПСБ используем интернет-платформу «Содружество». Налаживаем цифровое взаимодействие между организаторами и участниками Олимпиады.
Благодаря Олимпиаде молодежь из разных стран вовлекается в ореол финансовой безопасности. Они получают знания ключевых экспертов области не только от государственных органов, регуляторов, но и бизнеса. В Олимпиаде активное участие принимают топ-менеджеры кредитных организаций, советы комплаенс, у ребят есть возможность посмотреть и послушать, как выстраивается работа в кредитных организациях. Эти коммуникации являются залогом сохранения и развития не только нашей национальной антиотмывочной системы, но и всей семьи финансовой безопасности.
Беседовал Станислав Комаров
Материал также опубликован в печатной версии Национального банковского журнала (июль – август 2024)
09 октября 2024
08 октября 2024
08 октября 2024
09 октября 2024