Аналитика и комментарии
Андрей ГУЛИДИН, Т1 Иннотех: «Отечественный финансовый сектор – лидер по цифровизации в глобальных масштабах»
С Андреем ГУЛИДИНЫМ, заместителем генерального директора по развитию бизнеса Т1 Иннотех, главный редактор Национального банковского журнала Станислав КОМАРОВ поговорил о продуктах компании для финансового сектора и текущих трендах на рынке.
NBJ: Изменились ли запросы банковского сектора к разработчикам и ИТ-решениям за последние годы?
А. ГУЛИДИН: Я бы сказал, что они не изменились, а существенно улучшились, конкретизировались. Основные критерии для ИТ-решений остались те же: гибкость, адаптивность, функциональность. При этом к продуктам для финотрасли предъявляются повышенные требования по информационной безопасности. Так, в большинстве случаев именно у вендора должна быть экспертиза в регуляторной части, чтобы его продукт соответствовал ИБ-стандартам и постоянно обновлялся в соответствии с ними.
Намного сильнее изменились технологические требования. В решениях, которые создавались пять-десять лет назад, использовался принципиально другой подход. Современные ИТ-системы реализованы на гибком технологическом стеке, который позволяет быстро и удобно разрабатывать новые бизнес-приложения. К тому же сервисный вопрос никуда не исчез: вендор должен предоставлять качественный сервис и поддержку своих продуктов.
Но, наверное, самое важное – это требования по импортонезависимости. Все продукты, которые сегодня могут использовать банки, должны быть разработаны с использованием отечественных инструментов и по возможности интегрированы друг с другом или обладать механизмами по гибкой интеграции. К базовым требованиям также относится включение решения в Единый реестр отечественного программного обеспечения.
Все эти критерии вендор, который намерен стать партнёром финансовых организаций, должен соблюдать.
NBJ: Т1 Иннотех ведёт активную работу в области автоматизации управления операционными и регуляторными рисками. Какие возможности ПО предлагает банкам-заказчикам в этой области?
А. ГУЛИДИН: Основная проблема, с которой столкнулись крупнейшие финансовые организации, заключается в том, что большинство продуктов в области управления рисками были импортными. Два с половиной года назад, после ухода зарубежных ИТ-компаний из России, рынок ощутил их жёсткий дефицит.
Российские разработки, к которым можно отнести и ОАЗИС, продукт Т1 Иннотех, стали спасательным кругом для большинства организаций, которые прежде строили свой бизнес на базе решений от SAS. Нам удалось сохранить большую команду экспертов из SAS, которые сейчас работают вместе с нами и создают отечественное решение по управлению рисками для финансовой отрасли. Благодаря такому расширению команды мы не проходили этот путь с нуля, а воспользовались уже солидным багажом знаний и компетенций.
За счёт того, что удалось сохранить опыт предыдущих наработок, и с учётом внедрения новых технологий, мы предложили рынку эффективный и доступный инструмент, который соответствует всем требованиям Банка России и потребностям бизнеса. И мы видим, что наш продукт востребован.
Об этом свидетельствует тот интерес, который представители компаний из разных индустрий – ритейла, ТЭК, ИТ – проявляют к платформе. Тем более что нам уже есть о чём рассказать: реализован масштабный проект с X5 Group.
NBJ: В прошлом году Т1 Иннотех представил рынку сервис сравнительной аналитики по операционным рискам ОРИКС. Расскажите, какую пользу решение приносит российским заказчикам?
А. ГУЛИДИН: ОРИКС – это облачный сервис, который доступен по подписке. Он позволяет, по аналогии с сервисом Спарк Интерфакс, проводить анализ деятельности различных финансовых компаний. Для этого банки загружают обязательные формы отчётности в сервис, в котором их анализируют по различным показателям.
Также этот сервис систематизирует компании по определённым критериям – банки выделяет в одну группу, страховые компании – в другую. Внутри группы делит банки на ТОП-5, ТОП-10, ТОП-25, ТОП-100. Попадая в соответствующую страту, можно сравнить себя со своими конкурентами по определённым характеристикам.
Что это даёт банку? Когда создаются резервы под риски, банк может либо «недозаложить», либо «перезаложить» финансовые средства. В первом случае при реализации операционных рисков возникают риски для дальнейшего существования бизнеса, во-втором – больше необходимого денег выводится в резервы. Фактически наш продукт помогает оценивать эффективность бизнеса и повышать его управляемость.
Центробанк уделяет большое внимание работе банков с рисками и жёстко регламентирует этот процесс. К тому же регулятору нужен инструментарий для экспертного сравнения, который позволит вывести бенчмарк для каждой группы финансовых организаций и требовать от банков создания необходимых для каждой категории финансовых резервов. Такие же сервисы актуальны и для топ-менеджеров, которые отвечают в компании за работу с операционными рисками, так они оптимизируют стратегию и рассчитывают потенциальный ущерб при возможном наступлении негативного события.
К ОРИКСу на текущий момент подключились уже более 10 отечественных банков. До конца года планируем пополнить их число на 4–5 кредитных организаций. Мы активно предлагаем всем желающим попробовать возможности этого сервиса, так как видим в нём реальную пользу для банков.
NBJ: Какие перемены мы сможем увидеть в финансовой индустрии в связи с технологической трансформацией?
А. ГУЛИДИН: На текущий момент отечественный финансовый сектор – лидер по цифровизации в глобальных масштабах, что во многом объясняется растущим объёмом инвестиций.
Если говорить о том, что нас ждёт впереди, то следует выделить явный тренд на гиперперсонализацию предложений. В самое ближайшее время мы с вами увидим создание персональных цифровых помощников, которые по профилю поведения будут знать всё о ваших предпочтениях и, учитывая ваш «аппетит» к риску, давать конкретные рекомендации по ведению финансовых дел, планированию ваших платежей и расходов.
В ближайшем будущем ожидаем бурное развитие цифровых сервисов Банка России, проникновение QR-кодов. Регулятор и дальше будет продвигать цифровой рубль, который, на наш взгляд, очень недооценен отраслью.
Внедрение цифрового рубля стимулирует появление новых инструментов по управлению денежной массой. Взять хотя бы внедрение цифровых смарт-контрактов, которые позволяют автоматически формировать кредиты, нацеленные на конкретные объекты и сделки, и которые не могут быть потрачены на что-то другое.
Мы увидим развитие цифровых сервисов на уровне государства и ЦБ РФ. Несомненно, будут развиваться Big Data, искусственный интеллект, а это «две руки» прогресса в финтехе. И уже в следующих интервью, думаю, будем говорить о практическом использовании генеративного искусственного интеллекта.
Беседовал Станислав Комаров
Материал также опубликован в печатной версии Национального банковского журнала (декабрь 2024)