От финансовой грамотности к финансовой безопасности

21 марта 2022

«Более высокий уровень финансовой грамотности связан с более эффективными финансовыми решениями» – Мария Гагарина

Очередная «Открытая дискуссия Президента АРБ» по теме: «Финансовая грамотность и роль ВУЗов в период иррационального состояния рынка» пройдет 24 марта 2022. Накануне мероприятия один из докладчиков Мария Гагарина, доцент департамента психологии и развития человеческого капитала Финансового университета при Правительстве РФ, к.п.н. поделилась своим мнением, как помогает финансовая грамотность в иррациональных состояниях рынка.

Это вопрос о том, в какой степени финансовая грамотность является значимым предиктором финансового поведения. В ряде исследований термин «финансовая грамотность» используется только для обозначения комплекса знаний о финансовых продуктах, необходимых навыков счета и представлений об основных финансовых концепциях. В этом случае, финансовая грамотность является достаточно слабым предиктором финансового поведения. Помимо знаний важно умение превращать знания в действия: не только знать, что надо делать, но и уметь / быть готовым это сделать. В таком контексте многие исследования свидетельствуют о том, что более высокий уровень финансовой грамотности связан с более эффективными финансовыми решениями. С другой стороны, повышение финансовой грамотности может вести к сверхуверенности и неоправданному риску. Очень часто финансовая грамотность рассматривается не изолированно, а в совокупности с другими психологическими особенностями, например, самоконтролем. Если говорить о более глобальных задачах, стоящих перед системой образования, то это развитие «метанавыков» - навыков будущего. По сути, термин «метанавыки» относится к набору навыков, которые позволяют людям адаптироваться к постоянно меняющемуся миру и побуждают их учиться и развивать новые навыки на протяжении всей жизни. Примеры метанавыков – это: 1. Самосознание - способность человека распознавать и понимать свои собственные эмоции в различных обстоятельствах, принимать свои личные сильные и слабые стороны и верить в свои способности. 2. Креативное решение проблем - способность находить инновационные решения. 3. Устойчивость - эмоциональная способность адаптироваться и восстанавливаться после кризисов или ситуаций, которые вызывают трудности в жизни.

Студенчество относится к так называемому поколению Z. Какие отличительные черты финансового поведения их характеризуют?

Поколение Z все еще находится в процессе своего становления и относительно его особенностей существует много мифов и предположений. Представители поколения Z описываются как открытые, оптимистичные, расслабленные, ленивые, безответственные, неэкономные и нерациональные. То, что оценивается более старшими поколениями как «нерациональность» и «безответственность», на самом деле может не являться истинной характеристикой поколения Z, а просто отражать возрастные особенности. Их экономическое поведение связано с особенностями периода их становления и их возрастом в настоящее время. Наиболее существенное влияние на их становление оказало повсеместное проникновение технологий во все аспекты их жизни. Поколение Z является первым поколением, которое возникло в эпоху технологической среды смартфонов «постоянно онлайн». Эффекты постоянного подключения к социальным сетям, немедленная доступность огромных объемов обновленной информации все это повлияло на развитие поколения Z отразилось и на экономическом поведении – для них естественно пользоваться банковскими картами, покупать товары онлайн, бесконтактная оплата, кэшбек и т.п. Многие из представителей этого поколения еще учатся, но уже сейчас зарабатывают деньги в интернете и задумываются о собственных бизнес-проектах. То, что сейчас для них является хобби, например, ведение аккаунтов или создание мемов, может помочь им получить работу.

Поделиться:
 

Возврат к списку