Аналитика и комментарии

05 апреля 2021

Фрагмент из «Энциклопедии редких антикварных книг о финансах Российской империи» (авторы В. И. Таранков, М. О. Сахарова):

«Крах банка: уникальные публикации следователя и прокурора»

11 октября 1875 г. вошло в отечественную финансовую летопись как день первого в истории России банкротства частного банка – Московского коммерческого ссудного банка, учрежденного в 1870 г. За банкротством, последовал судебный процесс, потрясший всю страну. Это событие художник Владимир Маковский запечатлел на картине «Крах банка».

В издание «Копий с постановлений и протоколов по делу о злоупотреблениях в коммерческом ссудном банке в Москве, произведенному судебным следователем Московского окружного суда, для производства следствий по особо-важным делам Глобо-Михаленко» (1875–1876. – Ч. 1. – 404 с.; Ч. 2. – 759 с.) включены документы, связанные с расследованием злоупотреблений в банке. Были собраны и проанализированы беспрецедентные по количеству факты и восстановлена полная картина правонарушений. Подробно изложены все операции главного виновника краха банка Генри Струсберга, крупнейшего афериста и дельца, получившего необеспеченный кредит в 7 млн р. Допросы свидетелей проводились в Москве и других российских городах, а также в Берлине, Баден-Бадене, Варшаве.

Указаны разнообразные схемы перераспределения акций, манипуляций с их покупками и продажами, фальсификации баланса, выдачи необеспеченного кредита за комиссии.

Приведены истории более ста конкретных людей, невольно втянутых в незаконные операции банка. Глобо-Михаленко отразил в материалах следствия имевшие место интриги, использование родственных связей; проявление слабоволия, корысти и долгие мучения совести обвиняемых; их попытки найти корни преступной наклонности в своей наследственности, чтобы добиться снисхождения прокурора; покаяние и страхи; полное отрицание вины, перекладывание ответственности на других; ложь, обман, отказ от свидетельствования, нарочитая забывчивость.

3 октября 1876 г. в Московском окружном суде начался один из самых громких процессов 2-й половины XIX в. Обвинение возглавил товарищ прокурора Московского окружного суда Петр Наркизович Обнинский (1837–1904), защиту банкиров – «московский златоуст» адвокат Федор Никифорович Плевако (1842–1908).

Логическим завершением «Копий с постановлений и протоколов…» является книга «Обвинительный акт, составленный товарищем прокурора Московского окружного суда Обнинским, по делу о разного рода злоупотреблениях, обнаруженных в Московском коммерческом ссудном банке» (1876. – IV, 151 с.). В ней изложены история и причины краха банка.

Московский коммерческий ссудный банк начал свои операции 15 ноября 1870 г. Учредителями была группа уважаемых московских купцов и предпринимателей, в том числе фабриканты Н. М. Борисовский, М. И. Бостанджогло, представитель видной купеческой фамилии Г. Лямин, управляющий Московско-Рязанской железной дорогой Г. Ильин. Председателем Правления банка избран управляющий городским ломбардом Д. Шумахер. Директором-распорядителем избрали титулярного советника Г. Полянского, человека далекого от коммерции и банковского дела. Контрольный Совет банка возглавил Борисовский. Состав учредителей сформировал повышенное доверие горожан к банку. Его клиентами были предприниматели, служащие, купцы, ремесленники.

Однако, как показало следствие, работа банка практически не контролировалась ни Правлением, ни собраниями акционеров. Последние готовились таким образом, что за счет временного перераспределения акций на родственников, друзей, сотрудников банка и даже детей принимались выгодные для Правления решения. Доказано, что собранию акционеров представлялись на утверждение подложные балансы банка.

Совет банка не проверял деятельность Правления. Устав банка постоянно нарушался.

Как доказало следствие, открытие иностранного отдела и приглашение на пост директора по зарубежным банковским операциям Густава Ляндау (Ландау) сыграло роковую роль в судьбе бесконтрольно работавшего банка. Все операции на бирже и отчеты по сделкам совершались на немецком языке, и, поскольку члены Правления не владели немецким, Ляндау получил возможность единовластно совершать рисковые операции на бирже как в Москве, так и за границей. Потеряв в средствах из-за кризиса в Европе в 1873 г., Ляндау скрыл потери и сфальсифицировал баланс.

В обвинительном акте отмечается, что 5 октября 1875 г. члены Совета, «к своему ужасу», неожиданно узнали, что банк банкрот. Однако Совет не прекратил банковских операций, и банк продолжал принимать вклады до 10 октября. Вместе с тем с 6 по 9 октября 1875 г. вклады выплачивались только «нужным людям». В результате члены Совета получили свои вклады и выгодно продали собственные акции ничего не подозревающей публике.

На суд был вызван 101 свидетель.

По результатам суда обвинение было предъявлено 21 человеку. 61-летний Шумахер получил месяц тюремного заключения и провел его в Бутырской тюрьме. Ляндау, Полянский и Борисовский обвинялись в «подлоге и нерадении по службе», приговаривались к лишению всех прав и ссылке в Сибирь, в Томскую и Олонецкую губернии. Струсберга выслали из страны без права въезда.

Кредиторы обанкротившегося банка получили за счет казны компенсацию: по 76,5 коп. за 1 р.


   КУПИТЬ КНИГУ«Энциклопедия редких антикварных книг о финансах Российской империи»:

Тираж 1000 экз., 422 с.; илл. 500, порт.97, энциклопедический размер. Составной картонный переплет, 2 ляссе. Эксклюзивный дизайн. Подарочное оформление. ISBN 978-5-600-02819-7.

Поделиться:
 

Возврат к списку