Аналитика и комментарии

03 сентября 2022

Visiology, GlowByte: «Построение BI – это не только установка ПО. Главные изменения охватывают бизнес-процессы, инфраструктуру и культуру организации»

О роли BI в построении Data-Driven финансовых организаций, текущей ситуации, связанной с уходом с российского рынка популярных западных  BI-платформ, а также об актуальных стратегиях банков в этом направлении, в развёрнутом интервью Национальному банковскому журналу рассказывают генеральный директор и сооснователь Visiology Иван ВАХМЯНИН, руководитель направления импортозамещения GlowByte Юлий ГОЛЬДБЕРГ и руководитель практики Business Intelligence GlowByte Екатерина ПАНФЁРОВА.

05_Visiology_1.png

NBJ: Почему сегодня стала более важна возможность оперативного анализа информации? Чем рискуют те, кто основывает свои решения на данных недельной или месячной давности?

И. ВАХМЯНИН: Чем чаще меняются внешние обстоятельства, тем важнее наличие средств мониторинга. И если раньше использовать данные недельной давности было приемлемо, сегодня ситуация во многих сферах меняется не просто ежедневно, а даже ежечасно.

Глобальная финансовая система находится в таком состоянии, что каждое событие, включая действия регуляторов и изменения взаимоотношений между крупными организациями или странами, может повлиять на любую финансовую организацию.

И весь этот объём информации просто необходимо отслеживать и анализировать в оперативном режиме, иначе возникает целый спектр рисков – от упущенной прибыли до возможных проблем с регуляторами.

Ю. ГОЛЬДБЕРГ: Оперативность – не самоцель. Вопрос в эффективности принимаемых решений. Мы живём в такое время, когда ситуация меняется стремительно, видим быстрые и сильные колебания рынков, происходят резкие скачки в поведении клиентов, зачастую внезапно меняются правила в работе с контрагентами. Кроме того, влияет изменение технологической среды – активно развиваются online-каналы взаимодействия с клиентами. По сути, нужно уметь быстро понять, что происходит  «здесь и сейчас». В таких условиях принимать объективные решения получается только на основе самой актуальной информации – в near real-time. Почему нужен именно BI, а не просто табличка со свежими данными? Важно уметь анализировать ситуацию во всей её полноте с учётом взаимосвязей разных показателей и на разном уровне детализации. Иметь возможность быстро перейти от понимания рисков или потенциальной прибыли всего холдинга к показателям по конкретному сотруднику или даже к конкретной сделке. Тут  без  BI никак.

NBJ: Что такое Data-driven управление компанией? Сохранило ли оно актуальность сегодня, или теперь банкам не до этого, приходится решать проблемы другого масштаба? Какова роль BI в построении Data-Driven организации?

И. ВАХМЯНИН: Важно понимать, что Data-driven управление подразумевает не красивые дашборды, а культуру принятия решений на основе данных во всей организации. Сегодня этот подход стал ещё более важным и актуальным, потому что мировая ситуация стремительно меняется, и интуиция, а также опыт из прошлого могут не сработать.

Если у руководителей нет доступа к данным, можно не заметить и упустить как негативные факторы, так и потенциальные возможности для роста бизнеса.

Именно поэтому в ходе подготовки к запуску новой платформы Visiology 3.0 мы уделяем больше внимание именно развитию Data-driven экспертизы, включая вопросы обучения для аналитиков и топ-менеджмента.

Ю. ГОЛЬДБЕРГ: Несмотря на все драматические перемены в течение последних месяцев, роль BI в построении Data-Driven организации не поменялась. BI – по-прежнему базовый «гигиенический» фактор для любой компании, которая заинтересована в том, чтобы принимать решения на основе данных. Можно внедрять продвинутую аналитику, оптимизационные алгоритмы, цифровые двойники и пр., но только после запуска BI. Не имея базовой возможности быстро и в удобном интерфейсе увидеть нужные данные, компания не сможет перейти ко всем другим полезным и современным аналитическим технологиям.

NBJ: Привело ли внедрение Self-service инструментов BI к тому, что теперь для анализа данных больше не требуется каких-то специальных компетенций?

Ю. ГОЛЬДБЕРГ: Self-Service BI – реальное достижение последнего времени. Оно отражает общий тренд демократизации аналитики в компаниях, когда всё больше сотрудников, не являющихся профессиональными специалистами по анализу данных, получают возможность самостоятельно работать с данными, извлекая из них нужные ответы на вопросы, актуальные для компании. У нас уже есть клиенты, у которых тысячи пользователей BI и сотни из них самостоятельно разрабатывают для себя или вносят значительные изменения в дашборды.

Сегодня кто только ни претендует на то, что его BI-разработка – это подлинный Self-Service. Главная дилемма в том, что очень сложно сделать инструмент одновременно и мощный, и простой. С низким порогом входа, и не требующий специальной квалификации для использования.

В России сегодня более 20 BI-вендоров, но таких, которым уже удалось сделать серьёзный задел в плане Self-Service, легко пересчитать по пальцам одной руки. Другие системы без команды разработчиков даже нормально эксплуатировать не получится. Потому что вместо настройки силами пользователей придётся дорабатывать с помощью программистов.

И. ВАХМЯНИН: Когда про self-service рассказывают аналитики, вендоры и визионеры, создаётся ощущение, что уже чуть-чуть, и люди со специальными компетенциями будут не нужны, что искусственный интеллект будет всё делать за нас. Но этого не происходит, и в последнее время на рынке наблюдается разочарование в self-service инструментах, особенно в разрезе подготовки данных. Аналитические компетенции всё равно нужны и даже более востребованы для обоснованных правильных решений.

Тем не менее, не стоит отрицать значимость self-service для задач снижения требований к аналитикам и бизнес-пользователей в плане ИТ-навыков. На проектах, где внедряются инструменты с элементами self-service, гораздо большее количество специалистов разных подразделений имеют доступ к аналитике, а это значит, что в компании принимается больше взвешенных решений. 

К тому же подобный подход позволяет разгрузить технических специалистов, которые могут сосредоточиться на сложных вопросах интеграции данных. Это вопросы без продвинутых технических компетенций точно решить не получится.

NBJ: В чём сложности внедрения BI в банковской сфере сегодня? Чем проекты в этом году отличаются от тех, которые выполнялись в предыдущие годы?

Ю. ГОЛЬДБЕРГ: Все сложности или скорее вызовы текущего момента связаны с тем, что западные вендоры, лидеры мирового BI-рынка, покинули нашу страну, и теперь почти все проекты не про внедрение, а про миграцию.

В центре внимания такие нюансы:

– Отсутствие большого опыта в переходе с лидирующих мировых продуктов на альтернативные.
– Функционал альтернатив в большинстве случаев не равен тому, с которого приходится переходить.
– Сегодня нет какого-то одного абсолютного лидера среди BI-продуктов на российском рынке. Выбор непрост.
– Никаких волшебных конвертеров, которые по кнопке перенесут дашборды Табло/Power BI в альтернативный фреймворк, не существует. 
– Возможности Self-Service у альтернативных решений зачастую значительно уступают тем, что были в используемом ранее BI-решении.

NBJ: Что делают те банки, которые столкнулись с ограничениями в использовании популярных западных BI-платформ? Нашли ли они спасение во внедрении российских аналогов или решают проблему другими способами?

Ю. ГОЛЬДБЕРГ: Некоторых клиентов ситуация вынудила принять решение здесь и сейчас – ведь есть западные вендоры, которые просто одним днём ушли с рынка, хлопнув дверью. Но есть и такие, кто пока ещё может позволить себе подождать, не переходить срочно на новый продукт (лицензии действуют до конца 23 года или далее, получилось найти способ продлить их и т. п.). А вот таких, кто вообще не планирует миграцию, практически не осталось.

Хорошая новость, что в области BI есть, как минимум, достойные альтернативы – российские разработки, но не только. Мы как BI-интегратор провели глубокий анализ возможностей более десятка продуктов. Поняли их плюсы/минусы по отношению к бывшим лидерам нашего рынка. Теперь часто проводим для клиентов, которые встали перед выбором, сравнительное демо, для кого-то даже пилоты на данных и в контуре компании, чтобы показать разницу и точнее оценить проект миграции и по деньгам, и по срокам.

И. ВАХМЯНИН: Мы как вендор наблюдаем различные реакции. В этом году к нам обращалось большинство крупных банков, и практически у каждого – своя стратегия. Одни ставят аналитику на паузу, продолжая работать на уже внедрённых BI-системах, но временно останавливают их развитие. Другие выбирают курс замещения на российские инструменты либо на open-source. Второй путь выбирают те компании, у которых наблюдается большое количество ИТ-компетенций и свободных ресурсов. Но что интересно, ряд банков используют это время как возможность для переработки архитектуры в сфере аналитики. Модернизируя BI, они уходят от старых негибких подходов, и именно с такими компаниями мы работаем максимально плотно, ведь именно они помогают нам корректировать дорожную карту развития Visiology, чтобы сделать нашу BI-платформу максимально соответствующей ожиданиям заказчиков из финансового сектора.

NBJ: Правда ли, что сначала нужно построить качественное хранилище данных и только потом приступать к внедрению BI?

Е. ПАНФЁРОВА: В принципе, можно пилотировать BI без хранилища данных, но использование инструмента будет существенно ограничено. Как минимум, невозможно будет развивать Self-service-подход, т.к. работа с BI будет требовать гораздо большей квалификации от сотрудника. Это в результате приведёт к штату ИТ-специалистов, которые по запросу пользователей большую часть времени будут тратить на подготовку данных.

И. ВАХМЯНИН: Главный фактор успеха – поэтапное внедрение с постепенным ростом зрелости всех составлящих Data-driven стратегии. В их число входит не только BI, но также совершенствование качества данных, эволюция инфраструктуры обработки данных и хранилища.

Важной составляющей является модернизация бизнес-процессов обработки данных и повышение квалификации сотрудников – от специалистов до руководителей. Все эти процессы должны идти параллельно и постепенно

NBJ: Кто занимается внедрением BI в банке? Как быстро происходит процесс?

Е. ПАНФЁРОВА: Зачастую внедрение происходит совместной командой – специализированными интеграторами и сотрудниками банка. Сами вендоры редко занимаются внедрением, всё-таки их основной фокус – развитие продукта. Но нередко вендоры вовлечены во внедрение для оказания консультационной поддержки.

Скорость внедрения зачастую зависит от скорости процессов и «степени бюрократичности» внутри банка. Технически развернуть BI-решение можно за несколько дней, но само внедрение растягивается на месяцы. Вопрос не только в инсталляции продукта.

Внедрение BI – это, прежде всего, про людей и процессы. Нужно запустить все линии поддержки с понятными SLA и каналами коммуникациями, сформировать внутреннюю экспертизу использования данных с помощью инструмента, провести обучение, а далее – отслеживать, кто и как фактически использует инструмент. Как правило, все эти функции берёт на себя центр компетенции BI.

NBJ: Без каких пререквизитов в банке точно не стоит браться за внедрение BI? Какие факторы приводят к провалу BI проектов?

И. ВАХМЯНИН: Есть только один фактор, без которого любая data-driven инициатива в целом и внедрение BI в частности, обречено на провал – это поддержка высшего руководства компании. Дело в том, что построение BI – это не только и не столько установка ПО. Главные изменения охватывают бизнес-процессы, инфраструктуру и культуру организации. И это абсолютно невозможно без вовлечённости топ-менеджеров в проект.

Поэтому мы рекомендуем начинать внедрение BI на уровне руководителей, создаём вместе прототипы и предлагаем специальные бизнес-курсы  по теме управления на основе данных.

И если на высшем уровне сформированы задачи и есть мотивация для перехода на Data-driven практики, для остальных технических вопросов уже есть проверенные решения. 

О КОМПАНИЯХ

VISIOLOGY – российский разработчик программного обеспечения для анализа и визуализации данных. Основной продукт – информационно-аналитическая платформа Visiology, с помощью которой наши клиенты могут принимать оперативные и объективные управленческие решения, основанные на данных. Компания также развивает data-driven компетенции, и благодаря им оказывает экспертную поддержку компаниям и руководителям, которые только начинают свой путь к управлению на основе данных.

Компания GlowByte  с 2004 года специализируется на внедрении корпоративных хранилищ данных, систем отчётности и аналитических бизнес-приложений. Оказывая услуги по бизнес-консалтингу и ИТ-консалтингу в области бизнес-анализа, GlowByte накопила богатую экспертизу в более чем ста успешно реализованных проектах. Клиенты компании – это банки, входящие в ТОП-10 банков страны, телекоммуникационные операторы, а также другие успешные российские и международные корпорации.

Материал также опубликован в печатной версии Национального Банковского Журнала (июль-август 2022)





Поделиться:
 

Возврат к списку