Аналитика и комментарии
05 декабря 2024
«Трамп придёт, порядок наведёт?» - банки ждут от республиканца послаблений, но не всё так однозначно

Дональд Трамп официально вступит в президентскую должность в конце января, но уже сейчас аналитики прогнозируют, что при новой администрации Белого дома банки могут получить новый импульс к развитию, пишет Reuters. В числе приоритетов: ожидаемое снижение требований к банковскому капиталу, повышенное внимание к инновациям, цифровым активам и финтеху.
Изменения коснутся и регуляторной сферы. Да, руководство Федеральной резервной системы США пока останется на месте. Но скорей всего новые менеджеры возглавят Управление контролёра денежного обращения (OCC), Федеральную корпорацию по страхованию депозитов (FDIC) и Бюро по защите прав потребителей в сфере финансов (CFPB).
В 2017 году, после первого года предыдущего президентства Трампа, банковский сектор выручил почти 30% прибыли по сравнению с 2016-м, также позитив наблюдался и в росте котировки акций кредитных организаций. «Если судить по первой каденции Трампа, федеральные регуляторы будут более снисходительны к крупным банкам Америки, чем нынешняя администрация», заявил в беседе с BNN Bloomberg Джерард Кэссиди, управляющий директор и глава стратегии по акциям американских банков в RBC Capital Markets.
Кэссиди отметил, что CFPB ужесточает меры в отношении комиссий, которые кредиторы взимают со своих клиентов за просроченные платежи по картам – существенный источник дохода для крупных банков. «Банки борются с этим в судах, и сейчас решение может быть принято в их пользу. Таким образом они сохранят взимаемые ими сборы», – подчеркнул Кэссиди.
Он также добавил, что банковская система США капитализирована как никогда хорошо, а уровень ликвидности во всей отрасли высок.
Кэссиди напомнил, что ещё одна область, где банки могут получить дивиденды от прихода Трампа – консолидация в финансовом секторе и сделки по слияниям и поглощениям. Да, таким гигантам, как JPMorgan Chase & Co. и Bank of America Corp. в настоящее время запрещено приобретать какие-либо активы, поскольку их доля на рынке уже превышает позволенные 10%. Однако, по словам Кэссиди, в США есть ряд крупных региональных банков, которые, возможно, будут стремиться к росту за счёт слияний и поглощений в ближайшие месяцы по мере улучшения условий для таких операций. Активность в этом сегменте нарастает. Так, на начало ноября в США было совершено 108 сделок с начала года на общую сумму $13,1 млрд, согласно данным S&P Global Market Intelligence. В 2023 году транзакций по слияниям насчитывалось 98, а их стоимость составляла «всего» $4,15 млрд.
Возвращение Трампа в Белый дом также ставит под вопрос одобрение требований по увеличению капитала в соответствии с международными правилами Basel III, пишет Bloomberg. Речь идёт о т.н. «базельском эндшпиле», подразумевающем в первой редакции, что банки должны повысить свою капитализацию на 19% (для организаций с активами более $100 млрд) во избежание рисков по банкротству. Финансовое лобби долго «бодалось» с администрацией Байдена и ФРС, чтобы добиться смягчения требований Basel III Endgame, и частично это удалось сделать, снизив порог капитализации до примерно 9%. Но банкиры добиваются дальнейшего ослабления «регуляторной удавки».
Брайан Малберри, менеджер по работе с клиентским портфелем в Zacks Investment Management, заявил на страницах делового издания Quartz, что наиболее вероятным изменением политики Трампа станет сокращение любых дополнительных требований к капиталу. Возможно, речь даже пойдёт о переносе этих требований на неопределённый срок, хотя первоначально предполагалось, что Basel III Endgame вступит в силу в середине 2025 года.
Более того, «базельское правило эндшпиля может полностью исчезнуть с актуальной повестки», – считает Джин Людвиг, гендиректор консалтинговой компании Ludwig Advisors, чьи слова приводит Reuters.
Это не первый раз, когда при Трампе может быть ослаблено банковское регулирование. В 2018 году он повысил порог для банков, которые считаются стратегически важными для финансовой системы, с $50 млрд до $250 млрд активов. Это означало, что большому количеству малых и средних кредитных учреждений больше не нужно было проходить стресс-тесты или декларировать «завещания» – планы действий на случай непредвиденных обстоятельств, описывающие, как банки будут справляться с банкротством или другими рисками.
Более избирательное и гибкое регулирование при Трампе поможет существенно снизить расходы банков, полагает ведущий аналитик юридической фирмы Paul Hastings Лоуренс Каплан. В беседе с Quartz он заявил, что при администрации Байдена акценты были сдвинуты в сторону бюрократии. Нормативы, контроль и формализм стали принимать чрезмерный характер.
По словам старшего научного сотрудника по экономическим исследованиям в Институте Брукингса Аарона Кляйна, сосредоточенность Трампа на криптовалюте может также усилить возможности для банков.
Новый президент может ускорить легитимацию доступа криптокомпаний к банковским услугам, однако создание нормативно-правовой базы для хождения цифровых активов может занять куда больше времени. Возможно, этому будет способствовать консультативный совет по крипте, который анонсировал Трамп.
Вместе с тем, по словам Кляйна, хотя кредиторы могут получить краткосрочный рост прибыли за счёт более мягкого регулирования этой отрасли, в долгосрочной перспективе их бизнес может пострадать, если финансовая деятельность переместится в менее подконтрольные государству сферы, такие как финтех или криптовалюта.
Несмотря на воодушевление в банковской среде, резюмирует Reuters, потенциальная политическая неопределённость, торговые войны, протекционизм и инфляционное давление при Трампе могут снизить впечатление от его президентства.
Мег Тахьяр, одна из руководителей юридической фирмы Davis Polk, тоже рекомендует поумерить восторги.
Комментарий эксперта
Игорь ДОДОНОВ, аналитик ФГ «Финам»
Победа Трампа будет в целом благоприятна для американских банков, учитывая его заявления о приверженности снижению налогов в стране и ослаблению регулирования, в том числе в финансовой сфере. В частности, можно ожидать более мягкого, чем предполагалось ранее, повышения капитальных требований для крупных кредиторов, а также менее строгого рассмотрения сделок M&A, что будет способствовать увеличению числа таких транзакций и, соответственно, положительно повлияет на результаты инвестбанковских подразделений банков.
В предыдущий президентский срок Трамп неоднократно критиковал руководство ФРС и пытался оказывать давление на него с целью корректировки ключевой ставки. Не исключено, что в этот раз история повторится. Впрочем, глава ФРС Джером Пауэлл ранее заявил, что не уйдёт добровольно со своего поста, даже если Трамп его об этом попросит. Тем самым он, на мой взгляд, показал свою приверженность сохранению независимости ЦБ. Поэтому я думаю, что у администрации Трампа не получится оказывать влияние на монетарную политику ФРС, во всяком случае до окончания срока Пауэлла в 2026 г.
Финтех и индустрия криптовалют быстро развиваются в последние годы, и крупные банки США стараются активно участвовать в этом процессе с учётом регуляторных ограничений. В этой связи приход Трампа, который симпатизирует этим трендам, должен стать позитивом для банков. Они смогут расширять спектр предлагаемых финансовых продуктов и услуг, входить в новые сегменты, что улучшит возможности для роста доходов.
Комментарий эксперта
Александр КУПЦИКЕВИЧ, ведущий аналитик FxPro
Финансовое сообщество ожидает дерегуляции от администрации Трампа. Банки очень выиграют от подобных изменений. Если Трампу удастся далеко пройти по этому пути, банки могут получить шанс вновь стать большими, выйдя из серой полосы, куда они попали после мирового финансового кризиса и последующего закручивания гаек.
Во время прошлого президенства Трамп регулярно ругал ФРС и его главу Джерома Пауэлла за более жёсткую монетарную политику, чем хотелось президенту. Ранее в 2024 году рынки также пугали слухами об идеях Трампа, в случае победы, узаконить вмешательство в дела ФРС. Это создало бы мощный прецедент для всего мира, так как с 1980-х всё больше центробанков обретало независимость. Это считается признаком экономической и политической зрелости страны.
Интересно, что сам Трамп в большом интервью Bloomberg отвергал слухи, давая понять, что он не против оставить пост под Пауэллом. Так что пока слухи о потере Федрезервом своей независимости выглядят предвыборной страшилкой для бизнеса.
С другой стороны, как-то не стыкуются дерегуляция финотрасли и ограничение влияния или полномочий ФРС. Предлагаемая Трампом политика звучит скорее проинфляционно, за счёт протекционизма и повышенных тарифов на импорт. Одновременно это провоцирует укрепление доллара и приток капитала в фондовые рынки США. Формально, растущий доллар – это довод смягчить монетарную политику. Но в этом уравнении слишком много неизвестных, чтобы ФРС действовал на опережение. Сперва они захотят увидеть тенденцию.
Текст: Аркадий Арзамасцев
Материал также опубликован в печатной версии Национального банковского журнала (ноябрь 2024)
Изменения коснутся и регуляторной сферы. Да, руководство Федеральной резервной системы США пока останется на месте. Но скорей всего новые менеджеры возглавят Управление контролёра денежного обращения (OCC), Федеральную корпорацию по страхованию депозитов (FDIC) и Бюро по защите прав потребителей в сфере финансов (CFPB).
В 2017 году, после первого года предыдущего президентства Трампа, банковский сектор выручил почти 30% прибыли по сравнению с 2016-м, также позитив наблюдался и в росте котировки акций кредитных организаций. «Если судить по первой каденции Трампа, федеральные регуляторы будут более снисходительны к крупным банкам Америки, чем нынешняя администрация», заявил в беседе с BNN Bloomberg Джерард Кэссиди, управляющий директор и глава стратегии по акциям американских банков в RBC Capital Markets.
«При администрации Байдена регулирование ужесточилось, оно стало более обременительным, особенно в CFPB», – сказал он.
Кэссиди отметил, что CFPB ужесточает меры в отношении комиссий, которые кредиторы взимают со своих клиентов за просроченные платежи по картам – существенный источник дохода для крупных банков. «Банки борются с этим в судах, и сейчас решение может быть принято в их пользу. Таким образом они сохранят взимаемые ими сборы», – подчеркнул Кэссиди.
Он также добавил, что банковская система США капитализирована как никогда хорошо, а уровень ликвидности во всей отрасли высок.
Кэссиди напомнил, что ещё одна область, где банки могут получить дивиденды от прихода Трампа – консолидация в финансовом секторе и сделки по слияниям и поглощениям. Да, таким гигантам, как JPMorgan Chase & Co. и Bank of America Corp. в настоящее время запрещено приобретать какие-либо активы, поскольку их доля на рынке уже превышает позволенные 10%. Однако, по словам Кэссиди, в США есть ряд крупных региональных банков, которые, возможно, будут стремиться к росту за счёт слияний и поглощений в ближайшие месяцы по мере улучшения условий для таких операций. Активность в этом сегменте нарастает. Так, на начало ноября в США было совершено 108 сделок с начала года на общую сумму $13,1 млрд, согласно данным S&P Global Market Intelligence. В 2023 году транзакций по слияниям насчитывалось 98, а их стоимость составляла «всего» $4,15 млрд.
«Есть большой неудовлетворённый спрос на консолидацию банковского рынка», сказал в беседе с Reuters Том Мишо, генеральный директор инвестиционного банка Keefe, Bruyette & Woods. По его словам, средние банки обычно повышают доходность капитала после того, как сделки по слиянию увеличивают их масштаб. «Если не ослабить регулятивные нормативы, у нас будет четыре действительно крупных банка, которые станут ещё больше», – сказал Мишо.
Возвращение Трампа в Белый дом также ставит под вопрос одобрение требований по увеличению капитала в соответствии с международными правилами Basel III, пишет Bloomberg. Речь идёт о т.н. «базельском эндшпиле», подразумевающем в первой редакции, что банки должны повысить свою капитализацию на 19% (для организаций с активами более $100 млрд) во избежание рисков по банкротству. Финансовое лобби долго «бодалось» с администрацией Байдена и ФРС, чтобы добиться смягчения требований Basel III Endgame, и частично это удалось сделать, снизив порог капитализации до примерно 9%. Но банкиры добиваются дальнейшего ослабления «регуляторной удавки».
Брайан Малберри, менеджер по работе с клиентским портфелем в Zacks Investment Management, заявил на страницах делового издания Quartz, что наиболее вероятным изменением политики Трампа станет сокращение любых дополнительных требований к капиталу. Возможно, речь даже пойдёт о переносе этих требований на неопределённый срок, хотя первоначально предполагалось, что Basel III Endgame вступит в силу в середине 2025 года.
Более того, «базельское правило эндшпиля может полностью исчезнуть с актуальной повестки», – считает Джин Людвиг, гендиректор консалтинговой компании Ludwig Advisors, чьи слова приводит Reuters.
Это не первый раз, когда при Трампе может быть ослаблено банковское регулирование. В 2018 году он повысил порог для банков, которые считаются стратегически важными для финансовой системы, с $50 млрд до $250 млрд активов. Это означало, что большому количеству малых и средних кредитных учреждений больше не нужно было проходить стресс-тесты или декларировать «завещания» – планы действий на случай непредвиденных обстоятельств, описывающие, как банки будут справляться с банкротством или другими рисками.
Более избирательное и гибкое регулирование при Трампе поможет существенно снизить расходы банков, полагает ведущий аналитик юридической фирмы Paul Hastings Лоуренс Каплан. В беседе с Quartz он заявил, что при администрации Байдена акценты были сдвинуты в сторону бюрократии. Нормативы, контроль и формализм стали принимать чрезмерный характер.
«При Трампе мы увидим больше рынка», – резюмировал Каплан.
По словам старшего научного сотрудника по экономическим исследованиям в Институте Брукингса Аарона Кляйна, сосредоточенность Трампа на криптовалюте может также усилить возможности для банков.
Новый президент может ускорить легитимацию доступа криптокомпаний к банковским услугам, однако создание нормативно-правовой базы для хождения цифровых активов может занять куда больше времени. Возможно, этому будет способствовать консультативный совет по крипте, который анонсировал Трамп.
Вместе с тем, по словам Кляйна, хотя кредиторы могут получить краткосрочный рост прибыли за счёт более мягкого регулирования этой отрасли, в долгосрочной перспективе их бизнес может пострадать, если финансовая деятельность переместится в менее подконтрольные государству сферы, такие как финтех или криптовалюта.
Несмотря на воодушевление в банковской среде, резюмирует Reuters, потенциальная политическая неопределённость, торговые войны, протекционизм и инфляционное давление при Трампе могут снизить впечатление от его президентства.
Мег Тахьяр, одна из руководителей юридической фирмы Davis Polk, тоже рекомендует поумерить восторги.
«Произойдут кадровые перестановки на высшем уровне, будет больше слияний и поглощений, но интенсивность надзора и внимание к нежелательным сборам вряд ли существенно изменятся», – заключила она, добавив, что не стоит ждать от Трампа радикальных перемен.
Комментарий эксперта

Победа Трампа будет в целом благоприятна для американских банков, учитывая его заявления о приверженности снижению налогов в стране и ослаблению регулирования, в том числе в финансовой сфере. В частности, можно ожидать более мягкого, чем предполагалось ранее, повышения капитальных требований для крупных кредиторов, а также менее строгого рассмотрения сделок M&A, что будет способствовать увеличению числа таких транзакций и, соответственно, положительно повлияет на результаты инвестбанковских подразделений банков.
В предыдущий президентский срок Трамп неоднократно критиковал руководство ФРС и пытался оказывать давление на него с целью корректировки ключевой ставки. Не исключено, что в этот раз история повторится. Впрочем, глава ФРС Джером Пауэлл ранее заявил, что не уйдёт добровольно со своего поста, даже если Трамп его об этом попросит. Тем самым он, на мой взгляд, показал свою приверженность сохранению независимости ЦБ. Поэтому я думаю, что у администрации Трампа не получится оказывать влияние на монетарную политику ФРС, во всяком случае до окончания срока Пауэлла в 2026 г.
Финтех и индустрия криптовалют быстро развиваются в последние годы, и крупные банки США стараются активно участвовать в этом процессе с учётом регуляторных ограничений. В этой связи приход Трампа, который симпатизирует этим трендам, должен стать позитивом для банков. Они смогут расширять спектр предлагаемых финансовых продуктов и услуг, входить в новые сегменты, что улучшит возможности для роста доходов.
Комментарий эксперта

Финансовое сообщество ожидает дерегуляции от администрации Трампа. Банки очень выиграют от подобных изменений. Если Трампу удастся далеко пройти по этому пути, банки могут получить шанс вновь стать большими, выйдя из серой полосы, куда они попали после мирового финансового кризиса и последующего закручивания гаек.
Во время прошлого президенства Трамп регулярно ругал ФРС и его главу Джерома Пауэлла за более жёсткую монетарную политику, чем хотелось президенту. Ранее в 2024 году рынки также пугали слухами об идеях Трампа, в случае победы, узаконить вмешательство в дела ФРС. Это создало бы мощный прецедент для всего мира, так как с 1980-х всё больше центробанков обретало независимость. Это считается признаком экономической и политической зрелости страны.
Интересно, что сам Трамп в большом интервью Bloomberg отвергал слухи, давая понять, что он не против оставить пост под Пауэллом. Так что пока слухи о потере Федрезервом своей независимости выглядят предвыборной страшилкой для бизнеса.
С другой стороны, как-то не стыкуются дерегуляция финотрасли и ограничение влияния или полномочий ФРС. Предлагаемая Трампом политика звучит скорее проинфляционно, за счёт протекционизма и повышенных тарифов на импорт. Одновременно это провоцирует укрепление доллара и приток капитала в фондовые рынки США. Формально, растущий доллар – это довод смягчить монетарную политику. Но в этом уравнении слишком много неизвестных, чтобы ФРС действовал на опережение. Сперва они захотят увидеть тенденцию.
Текст: Аркадий Арзамасцев
Материал также опубликован в печатной версии Национального банковского журнала (ноябрь 2024)
21 марта 2025
20 марта 2025
20 марта 2025
19 марта 2025