Аналитика и комментарии
Стоит ли банкирам ожидать массового отъезда ИТ-специалистов за рубеж?
В 2020–2021 годах Россию могут покинуть 10–15 тыс. ИТ-специалистов. Об этом в письме на имя председателя правительства РФ Михаила Мишустина сообщили председатель правления ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт» Наталья Касперская и президент ассоциации «Руссофт» Валентин Макаров. Заявление уважаемых экспертов вызвало бурную дискуссию не только в банковской сфере, на долю которой приходится более 20% ИТ-сервисного рынка, но и в самой индустрии информационных технологий. НБЖ решил узнать у участников ИТ-индустрии, насколько они разделяют эти тревоги?
Юлия Амириди, заместитель гендиректора по развитию бизнеса компании Intersoft Lab
— Опасения, безусловно, актуальны. Во-первых, ИТ-индустрия предоставляет сервис самым разным отраслям, в том числе официально признанным пострадавшими. ИТ-компании, работающие с такими заказчиками, уже получили текущие неплатежи, расторжение договорных отношений и пустые воронки продаж. Во-вторых, от кризиса в разной мере понесли потери практически все заказчики ИТ-решений, даже если они не вошли в утвержденный Правительством список. К концу мая подавляющее большинство из них произвело ревизию своих бюджетов и, в том числе, урезание расходов на ИТ. В частности, по разным оценкам, в российских банках сокращение по этим статьям бюджета составило от 30 % до 40 %. В результате для обслуживающих финансовый сектор ИТ-компаний кризис просто отодвинулся на пару месяцев, чтобы в полный рост заявить о себе во втором полугодии, когда придет время открывать новые этапы работ и заключать новые договоры. Рассчитывать на откат принятых мер на фоне прогнозов второй осенней волны эпидемии не приходится.
ИТ-отрасль ждут сложные времена. ИТ-компании, у которых три четверти расходов приходится на персонал, раньше или позже будут вынуждены прибегнуть к его сокращению. Если сервисная модель интеграторов предусматривает относительно безболезненную возможность расставания с работниками, не задействованными в клиентских проектах, то у вендоров ситуация намного сложнее. Прекращение сотрудничества с высококвалифицированным программистом, в предметную адаптацию которого вложены годы, – серьезная потеря, восполнить которую позднее будет очень непросто. Кто-то уедет, других с распростертыми объятиями примут иностранные ИТ-компании и фирмы, занятые офшорным программированием, как это уже было в прошлые кризисы. И то, что они будут создавать, перестанет быть отечественным программным обеспечением.
Сегодня ИТ-рынок стал глобальным. В том смысле, что принципиальных отличий в спросе на ИТ-специалистов за рубежом или в России нет. В целом наиболее востребованы специалисты, так или иначе связанные с обработкой и использованием данных, с получением из них ценной и значимой для бизнеса информации, знаний и т.п., говоря проще – с монетизацией данных. Объемы данных растут гигантским темпами, они в массе своей «оцифрованы», и это «богатство» нужно осваивать.
С точки зрения материального вознаграждения в наиболее выигрышной позиции, пожалуй, находятся специалисты, работающие в «модных» направлениях: искусственного интеллекта, машинного и глубокого обучения, блокчейна, интернета вещей и пр., а также инженеры и аналитики в области больших данных, DevOps и облачных технологий. Не менее востребованы эксперты и в более традиционных сегментах: BI- и бизнес-аналитики, разработчики мобильных и web-приложений, архитекторы, специалисты по информационной безопасности.
Эдуард Коваленко, директор по развитию бизнеса Softline в ПФО
— На мировом рынке традиционно присутствует стабильный спрос на российских специалистов, прежде всего, разработчиков. Уровень наших экспертов довольно высок, при этом глобальные вендоры и международные компании в целом могут предложить им отличные условия работы и возможности для профессионального роста.
На фоне пандемии резко выросла нагрузка на ИТ-инфраструктуру компаний как российских, так и зарубежных, и, как следствие, дополнительно возрос спрос на квалифицированных технических специалистов, которые могут обеспечить стабильность работы информационных систем в новых условиях. Так же резко выросла потребность в заказной разработке, так как при переходе в онлайн бизнес нуждается в качественных мобильных приложениях. Речь идет не столько о временном переходе на «удаленку», сколько о реализации долговременных проектов. Текущая ситуация для многих руководителей бизнеса стала стимулом к трансформации, на которую они долго не могли решиться.
Как глобальный поставщик ИТ-сервисов, Softline в данной ситуации получила серьезное преимущество, сейчас мы активно развиваем направление решений для удаленной работы, ИТ- и ИБ-аутсорсинга во всех странах своего присутствия.
При этом самоизоляция, как глобальный рычаг по переходу на дистанционный формат работы, доказала, что зачастую локация сотрудников не имеет никакого значения, особенно если речь идет о сфере технологий. То есть, если раньше компания, заинтересованная в найме определенного работника, должна была убедить его переехать, обеспечить его релокацию и полную адаптацию на новом месте, то теперь стало очевидно, что это, как минимум, не обязательно делать сразу. Безусловно, это породило всплеск активности как со стороны хантеров, так и со стороны ИТ-специалистов, находящихся в поисках нового места работы. Люди поняли, что они могут выбирать, на кого работать, без привязки к месту жительства.
Разумеется, для российской ИТ-отрасли это может стать серьезным ударом, так как ситуация приведет к усилению тренда оттока специалистов. Отечественным ИТ-компаниям придется усиливать свои позиции на мировом кадровом рынке и искать, чем привлечь перспективных сотрудников.
Наталья Мещанина, ведущий специалист по работе с персоналом Positive Technologies
— Российская IT-сфера по сравнению с другими отраслями пострадала от последствий пандемии меньше всего. Многие отечественные компании федерального масштаба объявили условия удаленной работы и после прекращения режима самоизоляции. Для специалистов из регионов это означает, что появилась возможность работы на столичные компании, без необходимости переезда. Тем более, что многие уже получили такой опыт работы из дома. Мониторинг зарубежных ресурсов с предложениями о работе показывает, что в Европе и США сейчас есть спрос, в основном, на программистов и defensive-специалистов, а одним из ключевых мотивов для работы за границей отечественные специалисты по-прежнему называют интересные задачи и получение нового опыта. Но эти условия можно предоставить и в России: чтобы удержать лучшие кадры, необходимо внедрять в российских ИТ- и ИБ-компаниях передовые практики разработки продуктов, создавать платформы и сообщества для обмена международным опытом, предоставлять сотрудникам возможность участвовать в международных конференциях, на которых они могут получить свежие мировые знания и практики, оставаясь на работе в отечественных компаниях.
Ирина Фролова, руководитель HR-отдела компании BSS
— Безусловно, сферу информационных технологий, как и любую другую, коснулись кризисные изменения, связанные с пандемией. Но рынок ИТ-специалистов на протяжении многих лет является рынком соискателей. Высококвалифицированные специалисты востребованы как в России, так и за рубежом. Логично, что специалисты, которые не найдут для себя интересных предложений на территории страны, будут расширять географию поиска. Для российских компаний, в целом, и для нас в частности – это вызов для создания конкурентного предложения при привлечении в компанию высококвалифицированных соискателей.
Что такое конкурентное предложение? Это интересные проекты и современные технологии, возможности для развития и комфортные условия работы.
Глобальный мейнстрим в ИТ сфере – создание удобного офисного пространства, в котором комфортно не только работать, но и отдыхать, общаться с коллегами в неформальной обстановке, изучать английский или заниматься йогой. В BSS мы предлагаем именно такой подход.
Какие ИТ-специалисты востребованы за рубежом? Программисты (Java, JavaScript, Python) лидируют в поиске, так же, как и в России. Зарубежные компании справедливо считают образование по этой специальности в нашей стране очень высококачественным, а уровень вознаграждения значительно ниже, чем у разработчиков из других стран.
Алексей Курских, руководитель направления Pre-sale по ИБ компании ARinteg
— Под IT-специалистами в нашей стране, да и в мире, понимаются совершенно разные специальности, в зависимости от контекста. С точки зрения производства, IT-специалист – это программист, разработчик, архитектор программного или аппаратного обеспечения, то есть специалист, непосредственно осуществляющий производство нового продукта. С точки зрения государства, именно таким специалистам необходимо оказывать поддержку. И государство оказывает такую поддержку уже довольно долгое время в виде налоговых льгот для организаций, соответствующих определенным критериям. Простыми словами – это производители программного продукта, имеющие в разработке достаточно большой процент программистов по отношению к остальным сотрудникам.
По идее, это должно создавать преференции в виде повышенной зарплаты для программистов, работающих в компаниях, попадающих под указанные параметры. На самом же деле зарплаты у компаний-разработчиков и компаний-интеграторов на одни и те же востребованные специальности различаются совершенно несущественно, если вообще различаются. То есть компании-разработчики просто экономят свою прибыль, совершенно не транслируя эту экономию на сотрудников. Опять же в цифру в 15 тыс. программистов не очень верится, так как это полный состав нескольких крупных вендоров российского программного обеспечения, с десяток компаний в полном составе. Если речь об оттоке просто 15 тыс. ИТ-специалистов, инженеров, внедренцев, системных администраторов, DevOps инженеров и прочих не производственных профессий, то вполне возможно набрать такую цифру. Правда, совершенно непонятно, куда и на какие работы они поедут. Да и не являются они особо ценным ресурсом, в связи с его легкой возобновляемостью.
С другой стороны, в связи с разницей курсов валют, возникшей еще до кризиса, связанного с пандемией COVID-19, зарплаты в иностранной валюте стали очень привлекательными для любых ИТ-специалистов. Поэтому такой отток будет вполне закономерен. Этому способствует и переход на «удаленку». Если думать об удержании ИТ-специалистов в государственных целях и масштабах, то, наверное, надо создавать особые условия непосредственно таким специалистам, в виде экономии НДФЛ, например, или возврата налога. Это существенно подстегнет интерес к профессии. В будущем мы получим стабильно работающую на РФ армию настоящих ИТ-разработчиков и существенно усилим конкурентоспособность нашей страны в этой части экономики.
Ольга Лобач, директор по персоналу НИП «Информзащита»
— ИТ-отрасль не находится в вакууме и кризис ее затронул, хотя и в меньшей степени, чем многие другие отрасли. Не у всех ИТ-компаний есть достаточный запас прочности, чтобы пережить это время, сохраняя рабочие места и зарплату. Общее снижение бизнес-активности приводит к пересмотру планов потенциальных заказчиков ИТ-продуктов и услуг в сторону экономии средств, в том числе, и на ИТ, и переносу части ИТ-проектов, запланированных на 2020-2021 гг., на более поздние периоды. Какая-то часть ИТ-проектов из-за этого будет заморожена и часть ИТ-специалистов действительно выйдут на рынок.
Наша компания весь период с начала пандемии не прекращала набор сотрудников, и мы активно взаимодействовали с кандидатами как из области информационной безопасности, так и из области разработки. На наш взгляд, ИТ-специалисты сейчас по-прежнему активны и востребованы на рынке труда. Их запросы по уровню дохода продолжают расти, конкуренция за хороших специалистов на ИТ-рынке не снизилась.
Поскольку кризис из-за пандемии затронул не только нашу страну, но и большинство стран мира, порождая высокую безработицу, ИТ-специалисты до восстановления экономик других стран вряд ли будут более активно, чем до кризиса, уезжать из России. Тем более, что многие компании всего мира получили опыт организации эффективной удаленной работы и будут использовать ее теперь более активно.
В части поддержки ИТ-отрасли от государства видится, в первую очередь, сохранение и рост объемов госконтрактов в сфере информационной безопасности, ИТ продуктов и услуг, т. к. они составляют существенную долю портфеля заказов многих ИТ-компаний. Последовательная государственная поддержка мер по реализации инициатив регуляторов в сфере информационной безопасности для разных отраслей в современных условиях будет крайне важна. Также положительно сказывается на ИТ-сфере активное продолжение политики импортозамещения. Ну и, конечно, временные льготы в части налогов на ФОТ также могут помочь ИТ-компаниям легче пройти кризисный период и сохранить ценных специалистов.
Дмитрий Агарунов, основатель xаkep.ru
— Не вижу никаких причин для резких изменений на рынке труда в ИТ. Структура рынка изменилась только в части удаленного способа работы, который и так был распространен. По зарплатам мы не видим и не замечаем резких изменений на Западе или в России. Часть ИТ-шников потеряла работу в связи с закрытием и банкротством предприятий. Но это не значит, что они найдут такую работу на Западе. Все, кто могут работать удаленно, могут работать на проектах из любой страны. Это и раньше было. Жить при этом выгодно в России. Таким образом, и для этой категории переезд нецелесообразен.
Дмитрий Горелов, коммерческий директор компании «Актив»
— Проблема переезда за рубеж ИТ-профессионалов была актуальна всегда. Несколько наших бывших сотрудников работают в крупных западных компаниях и строят свою жизнь на других континентах. Лучше бы они приносили пользу нашей компании и стране, но жизнь есть жизнь. Если российские ИТ-компании станут меньше платить высококвалифицированным специалистам, и трудовая миграция останется такой же доступной, какой была до пандемии, то опасения Натальи Ивановны Касперской станут фактом. Но нужно учитывать, что уровень жизни и возможностей в Москве и Питере сейчас покруче, чем во многих зарубежных городах, куда теоретически могут уехать ИТ-специалисты. Для переезда им нужно иметь серьезные причины. Правда, других плохих сценариев предостаточно: удаленная работа российских специалистов в западных компаниях, открытие новых западных центров разработки в городах России. Я все время говорю про западные компании, хотя с востока угроз не меньше: китайские и корейские компании уже давно ведут активный хантинг. Проблема была, есть и возможное уменьшение денег в ИТ-отрасли может ее усугубить.
За последнее время за рубежом возрос спрос на специалистов в области информационной безопасности, экспертов по построению высоконагруженных систем, разработчиков мобильных приложений. Востребованы люди с уникальными компетенциями, для таких специалистов интересные задачи важнее денег, хотя платят им всегда хорошо.
Подготовили: Ольга Мартынова, Сергей Артемов
Материал также опубликован в печатной версии июньского номера Национального банковского журнала (№191, июнь 2020).